Важнейшей особенностью для совершенствования и оптимизации учебного процесса в обучении детей иностранному языку является использование новых информационных технологий, которые позволяют разнообразить форму работы, сделать урок более интересным. Так как цифровые технологии позволяют использовать принципиально новые подходы в системе образования, они имеют огромный обучающий потенциал.
Ключевые слова: цифровой, образовательный ресурс, технологии, информационный, иностранный язык, обучение, процесс.
В связи с введением обновлённого федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС), в котором развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования, иностранный язык в образовательном процессе приобретает важную роль. Основной особенностью для совершенствования и оптимизации учебного процесса в преподавании детям английского языка является использование новых информационных технологий, которые позволяют разнообразить форму работы, делая урок более интересным. С развитием современной цифровой образовательной среды появилось много возможностей для повышения качества образования учащихся.
Компьютерное обучение становится новым звеном в школьном сознании, а компьютер — в традиционной схеме передачи знаний. Настало время информационных технологий, которые активно используются при изучении образовательных дисциплин. Учителя дают знания не только по своим учебным предметам, но и учат детей жить в современном мире, применяя инновации, одной из которых является применение цифровых инструментов. Важно помнить, что использование информационных технологий на уроках не должно мешать традиционным методам обучения, а, наоборот, дополнять их. Основной задачей школы является подготовка всесторонне развитого выпускника в современном информационном обществе. Цифровая образовательная среда школы обеспечивает высокое качество образования, она дает возможность самостоятельно получать знания и помогает ориентироваться в больших объемах информации [1].
Образовательные цифровые технологии позволяют использовать принципиально новые подходы в системе образования. Использование мультимедийных возможностей помогает учителю в преподавании предмета, а ученику — в его освоении; кроме этого, позволяет достичь следующих результатов:
— повышать эффективность учебного процесса;
— развивать личностные качества учеников (обучаемость, способность к самообразованию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
— учитывать индивидуальные особенности ученика; осуществлять самостоятельную учебную деятельность;
— прививать ребенку навыки работы с современными технологиями, способствуя его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач;
— делать уроки запоминающимися;
— реализовывать индивидуальный подход;
— объективно оценивать знания учащихся.
С помощью цифровых образовательных ресурсов (далее — ЦОР) можно наглядно применять теорию на практике, а с учетом уровня языковой подготовки учащихся можно реализовать принцип дифференцированного подхода в обучении иностранному языку. Центром деятельности на уроке теперь становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных интересов и способностей, выстраивает процесс познания. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта, главной задачей которого является организация и стимулирование учебного процесса. Современные компьютерные программы позволяют ученикам полностью погрузиться в живую речь, а также дают новые возможности для запоминания и изучения новых слов, получения речевых навыков [3].
Основной отличительной чертой ЦОР является их цифровой характер.
«Ресурс», согласно толковому словарю, — средство, к которому обращаются в необходимом случае. «Образовательный» — т. е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования.
Поэтому образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения образования, материал, содержащий информацию образовательного характера.
Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом понимается учебная, справочная, методическая, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде [3].
Российская электронная школа (далее — РЭШ ) является государственной образовательной платформой, на которой имеются интерактивные уроки, включающие весь школьный курс по всем предметам. Занятия выстроены в соответствии со специальными авторскими программами и полностью соответствуют ФГОС. РЭШ дает возможность обучающимся разобраться в сложном материале, поэтому это прекрасный ресурс для учителя.
LECTA — образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей, включающая электронные формы учебников с интерактивными ресурсами и тренажерами с автоматической проверкой.
«Я Класс» позволяет создавать тренировочные работы, а также домашние задания. Эта платформа дает возможность выбрать готовые упражнения или разработать собственное задание.
Google Forms — сервис, который позволяет создавать викторины, опросы и онлайн-квесты, на нем используется автоматическая проверка тестов.
Для внедрения в самостоятельную и аудиторную работу школьников заслуживает внимания Цифровой класс. Это бесплатное приложение, которое имитирует MS Office в онлайн формате и включает текстовый и табличный редактор, сервис для создания презентаций, а также облачный сервис хранения файлов. Основное преимущество программы в том, что отсутствует необходимость ее скачивания и установки. Её использование обеспечивает связь между преподавателем и студентом в синхронном и асинхронном режиме, что позволяет мгновенно корректировать недочёты; создавать как индивидуальные, так и коллективные проекты; существенно увеличить объём решаемых совместно с преподавателем задач [4].
Google Classroom — бесплатное комплексное решение для создания виртуальных классов. Позволяет распределять задачи и домашние задания. Имея учетную запись Gmail, можно использовать весь комплекс инструментов Google. Ресурс позволяет организовать онлайн-обучение в классе, ученики могут задавать вопросы и получать на них ответы как преподавателей, так и одноклассников. Систему удобно использовать для организации смешанного обучения.
Обучающее видео — это интернет-ресурс, который позволяет смотреть видеозаписи и выполнять к ним задания. Может использоваться как в онлайн, так и в оффлайн-режиме. Здесь задания могут быть включенными в само видео либо в специальные рабочие тетради.
Цифровые приложения. Наиболее актуальными на сегодняшний день сайтами, которые позволяют создавать контент различных типов для учебных целей как графического, так и текстового характера, являются Easy Bib, Survey monkey, Remember the Milk.
Каждая образовательная платформа имеет как плюсы, так и минусы. И учитель должен выбрать удобную для себя и своих учеников платформу.
На занятиях английского языка нами используются следующие виды ЦОР:
1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари);
2) электронные книги для чтения;
3) фильмы;
4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;
5) методические материалы;
6) интернет-ресурсы;
7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);
8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные для конкретного урока.
Благодаря техническому и методологическому изменению процесса обучения в современном мире постоянно меняются и совершенствуются методы преподавания иностранных языков. Поэтому применение на практике цифровых инструментов и материалов представляет собой объективную реальность. Цифровые обучающие технологии имеют огромный образовательный потенциал.
Литература:
1. Аствацатуров, Г. О. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде: практическое пособие / Г. О. Аствацатуров, Л. В. Кочегарова. — Москва: Национальный книжный центр, 2015. — 172 с.
2. Лосева, Т. В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Т. В. Лосева // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 416–417.
3. Шапиев, Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 10.10.2022).
4. Корниенко, С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы / С. А. Корниенко. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/ (дата обращения: 10.10.2022).