Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.
Ключевые слова: учебное сотрудничество, проектная деятельность, психологическая совместимость, способы формирования групп.
Преподаватель организует учебное взаимодействие так, чтобы в его процессе появились ситуации, требующие от воспитанников познавательной и творческой инициативы. Исследования отечественных психологов показали, что одно только присутствие взрослого может снизить самостоятельные результаты ребенка, который интуитивно снимает с себя значительную долю ответственности [1].
На протяжении длительного времени складывалась классно-урочная система обучения и основная форма ее деятельности — фронтальная работа. Фактически используется парный стиль общения. Задавая вопрос, педагог общается к обучающемуся так, словно его одноклассников не существует вовсе. Воспитанник также пытается замкнуть взаимодействие исключительно на себя, контролируя с одноклассниками внимание учителя. При таком подходе каждый ребенок в течение урока может рассчитывать в среднем на одну минуту взаимодействия преподавателя. Дефицит внимания оборачивается потерей интереса. Некоторое количество обучающихся неизбежно выпадают из зоны взаимодействия и уже не пытаются исправить ситуацию. Начинаются проблемы с дисциплиной и успеваемостью [2].
Другая модель работы в классе трансформирует соперничество в сотрудничество. Правильно организованное взаимодействие в группе сверстников способно не только компенсировать недостаток учительского внимания к каждому отдельному обучающемуся, но и преодолеть парадокс зависимости от взрослого. Именно во взаимодействии с товарищами по классу ребенок обретает возможность «попрактиковать» взрослые функции контроля и оценки, целеполагания и планирования. В такой группе обучающийся обходится без помощи взрослого, но не лишен поддержки. Между действием учителя и учебной самостоятельностью воспитанника лежит, таким образом, область полусамостоятельности — законная территория взаимодействия со сверстниками. И здесь общение с равными оказывает принципиально иное воздействие.
Организация учебного сотрудничества на уровне основного и среднего общего образования характеризуется умением рассматривать явление с разных сторон. Это — живая дискуссия с одноклассниками. Поэтому в рамках группового, и парного взаимодействия педагога должно быть направлено на получение опыта ведения содержательного диалога. Важно не только слушать другого человека, но и дискутировать с собеседником с другой позицией. Это очень сложно, и не каждый взрослый человек может похвастаться таким умением.
Но у педагога — музыканта есть уникальный способ развития лучших человеческих качеств. Особая глубина музыкальных образов и ни с чем не сравнимая атмосфера совместного восприятия музыки способны разбудить самые высокие обертоны души.
Повышенный интерес к сфере социального взаимодействия отражается в том, что подростки становятся более требовательными к выбору партнеров для сотрудничества. Если раньше ведущей была учебная деятельность, то в 5–7 классах на первый план выходит общение со сверстниками. Совместные походы в кино, театры, музеи способны в этом возрасте становить реальным толчком развития детского коллектива. В них воспитанников привлекают естественные возможности для неформального общения, социализации.
Наиболее эффективный способ, связанный с групповым взаимодействием на выездных мероприятиях — это проектная деятельность. В зависимости от темы экскурсии формируются группы с различными «поисковыми» заданиями. По результатам поездки каждая группа подготовит отчет в виде блога, презентации, боевого листка. Подготовка к экскурсии предполагает информационную часть. Воспитанникам полезно заранее изучить официальный сайт музея, театра, сформулировать в рамках своей темы вопросы, ответы на которые они привезут из поездки. Но еще важнее — организационная подготовка. Каков будет состав каждой группы, как воспитанники распределят обязанности между собой.
На этом хорошо виден развивающий потенциал проектной деятельности, который состоит, прежде всего, в возможностях самовыражения. Выбор различных социальных сфер (лидер-ведомый; изобретатель — критик), различных сфер человеческой деятельности (работа с информацией, художественным образом, людьми, техникой и природой), различных видов деятельности — становятся для воспитанников настоящей школой жизни. Такое смысловое пространство позволяет безопасно экспериментировать в поиске самого себя. «Кто я?» — ответ на этот вопрос волнует каждого. И подобные групповые формы сотрудничества помогают ответить на него в самом главном — социальном — контексте: «Где мое место среди людей?». В этом и заключается главная ценность групповых ученических проектов. Они структурируют ситуацию самовосприятия воспитанников, изменяют их самих, позволяя увидеть себя в создании собственного «продукта».
В рамках технологий организации группового взаимодействия существует проблема распределения обучающихся на группы. И здесь важно учесть психологическую готовность к совместной работе. Существуют три основных принципа объединения обучающихся в группы: учебный, психологический и случайно-ситуативный. Принцип случайности часто встречается в играх. В нем ярко проявляется равноправие, непредсказуемость, изменчивость. Традиционный детский фольклор — считалки — наиболее яркая модель ситуативного формирования групп.
Приведем пример использования данного принципа формирования на группы.
«Собери картинку». К уроку преподаватель готовит открытки с изображением чего — либо, например, музыкальных инструментов: рояль, валторна, волынка и т. п. Открытки разрезаются на несколько частей. В произвольном порядке кусочки раздаются всем членам класса. Воспитанникам нужно собрать картинку целиком. В результате образуется столько групп, сколько было открыток.
Группы могут создаваться по любым нейтральным признакам: по алфавиту, по дате рождения (весенние, летние, зимние), наличие того или иного цвета в одежде и т. д. Неожиданность выбранного признака придает уроку заряд оптимизма, энергии, позитива.
Однако пригодны подобные способы в формировании команд только в том случае, если группы собираются для несложной работы и на непродолжительное время, но не для формирования проектной команды, которой предстоит длительная совместная работа.
В учебном способе формирования групп главным ориентиром является успеваемость детей по предмету. Сильные ученики могут работать над заданиями повышенной сложности; группе слабых будут полезны дополнительные упражнения базового уровня. Смешанные группы обучающихся действуют в логике взаимопомощи.
На уроках музыки дополнительным учебным признаком являются вокальные данные воспитанников, природный диапазон голоса. Пока преподаватель работает с группой альтов, сопрано могут выполнять задания в рабочей тетради [3].
В некоторых случаях может иметь значение ведущий канал восприятия. Тогда команде «визуалов» и «аудиалов» учебные задания могут быть предоставлены в разной форме.
Существует более вдумчивый и детальный подход к формированию групп — социометрия. Она помогает увидеть, кто в классе является лидером или аутсайдером, есть ли в классе сплоченные группы и сколько их. С помощью результатов социометрического обследования, удается разделить воспитанников на такие команды, в которых развиваются наиболее гармоничные взаимоотношения, а риск конфликтов — минимален. Каждый воспитанник находит в них должный уровень поддержки и пространство для самореализации. Вдумчивое, профессиональное отношение педагога к выстраиванию межличностных отношений в классе создает для обучающихся атмосферу, в которой хочется жить и работать. После таких комфортных условий групповой работы не возбраняется и возвращение к случайному принципу формирования групп. Ведь в жизни каждому потом придется находить общий язык, сотрудничать и договариваться не только с приятными для себя людьми, но и со всеми другими. Однако это будет гораздо легче сделать тем, кто в благоприятной обстановке научился основам сотрудничества и взаимного уважения.
Литература:
- Венгер, А. Л. Особенности отношения детей к заданиям взрослых / А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. — 1988. — С. 52–24. — Текст: непосредственный.
- Зотова, Е. Музыкальное и художественное образование — путь к успеху / Е. Зотова // Искусство в школе. — 2017. — № 6. — С. 16–17. — Текст: непосредственный.
- Пономаренко, И. В. Повышение эффективности образовательного процесса в школе с углубленным изучением предметов художественно — эстетического цикла посредством реализации творческих проектов / И. В. Пономаренко // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного музыкального образования: материалы междунар. научно-практ. конференции. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. Герцена. — 2019. — № 4. — С. 67–69. — Текст: непосредственный.
- Поротикова, Ю. Н. Системный подход / Ю. Н. Поротикова // Вестник военного образования. — 2021. — № 6. — С. 134–136: ил. — Текст: непосредственный.
- Слободян, Л. Я. Обучение музыке детей в учреждениях дополнительного образования / Л. Я. Слободян // Всё для классного руководителя! — 2018. — № 7–8. — С. 94–96. — Текст: непосредственный.
- Фесенко, Т. М. Влияние музыки на здоровье подростка / Т. М. Фесенко // ОБЖ. Всё для учителя! — 2016. — № 8. — С. 21–23. — Текст: непосредственный.
- Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 2. — С. 27–42. — URL : http : // psyiournals / ru / files /2143/1996 (23.12.2022:– Текст: электронный.
- Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. — 2-е изд. — М.: Авторский клуб, 2015. — С.61. — Текст: непосредственный.