В данной статье автор рассуждает на тему эффективности использования в дошкольных учреждениях цветотерапии как технологии, направленной на сбережение здоровья дошкольников. Опираясь на собственный педагогический опыт, автор доказывает состоятельность цветотерапии как вариации здоровьесберегающей технологии.
Ключевые слова: здоровье дошкольников, здоровьесберегающие технологии, лечение цветом, гармонизация, успокаивающее влияние, утомление, укрепление здоровья, профилактика заболеваний.
Работа педагогического коллектива в современном ДОУ направлена на сбережение здоровья детей. Крепкое здоровье — это основательный фундамент для будущего ребёнка, его развития во всех сферах, основа для формирования личностных качеств. К сожалению, в настоящее время проблема детского здоровья актуализируется, т. к. существует тенденция его ухудшения. Именно поэтому в детских садах все чаще находят применение инновационные технологии здоровьесбережения.
Безусловно, в многообразии здоровьесберегающих технологий педагогу необходимо тщательно выбирать именно те, которые благотворно и эффективно влияют на воспитанников его группы. Здесь необходимо отталкиваться от особенностей развития детей, их индивидуальных предпочтений. Только так можно достигнуть предполагаемого результата, а именно, сберечь и укрепить здоровье детей в условиях ДОУ.
На сегодняшний день воспитатели проводят множество оздоровительных и профилактических мероприятий не только в процессе образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.
Опираясь на собственный педагогический опыт, хотелось бы осветить тему использования различных терапевтических методик с дошкольниками разного возраста. Терапия в общем понимании — это лечение, в данном случае имеется в виду лечение и оздоровление психоэмоционального состояния детей.
В этой сфере популярны такие технологии, как: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, смехотерапия, терапия музыкой, цветотерапия.
Цветотерапия — это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенного цвета. Эта методика основана на влияние цвета на мозг ребенка. которая помогает добиться результатов в лечении раздражительности, чрезмерной активности и т. д.
Личный опыт показал, что цветотерапия универсальна и эффективна в работе с дошкольниками. Яркие цвета с раннего возраста положительно влияют на детей, помогают им войти в гармоничное эмоциональное состояние. Цвета находятся в нашем окружении на протяжении всей жизни. Они имеют влияние не только на наше настроение, но и на физическое самочувствие. Даже малыши в утробе особым образом реагируют на окружающий их красно-розовый цвет.
Довольно давно известен факт, что цвета, действительно, могут лечить людей. Именно на этой теории и основана такая здоровьесберегающая технология, как цветотерапия.
Зелёный цвет оказывает успокаивающее влияние на нервную систему, успокаивает недомогание во время головной боли. Красный цвет заставляет сердце биться сильнее, активизирует ребёнка, стимулирует на действия, ускоряет обмен веществ. Жёлтый цвет поднимает настроение, благотворно влияет на зрение, настраивает на оптимистический лад. Оранжевый цвет улучшает аппетит, положительно влияет на процессы в желудочно-кишечном тракте, влияет на работу щитовидки. Голубой цвет помогает снизить артериальное давление, успокаивает ребёнка, помогает успокоить стрессовое состояние. Синий тоже помогает бороться со стрессом. Фиолетовый цвет может вызвать депрессивное состояние. Если ребёнок часто отдаёт предпочтение этому цвету, нужно уделить особое внимание его душевному состоянию.
Используя данную методику, можно организовывать групповые релаксации с просмотром определённого цвета и фантазированием на тему того, что заключено в картинку, связанную с ним.
В ходе личной педагогической практики определилась максимально эффективная работа — графические минутки. Во время такой деятельности дети рисуют пятна, геометрические фигуры, абстрактные рисунки различных цветов.
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Работа воспитателя строится на основе игры, направленной на развитие цветовосприятия и цветоощущения.
Методом проектной деятельности, можно реализовать проект «Цветная неделька», где каждый день недели, деятельность детей, соответствует определенному цвету.
Также с детьми можно провести различные игры, например «Покрывала фей», где дети обертываются цветными прозрачными покрывалами, рассматривая сквозь них окружающее. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, воображение, фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что цветотерапия успокаивает, гармонизирует, улучшает настроение дошкольников. Она помогает мягко переключить детей на альтернативный вид деятельности, возвращает работоспособность. Ее применение легко и доступно, а эффективность для обеспечения психоэмоционального благополучия детей крайне очевидна.
Литература:
- Казин, Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования. Теория и практика. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2019.
- Лободина, Н. В. Здоровьесберегающая деятельность. Планирование, рекомендации, мероприятия. — М.: Учитель, 2019.
- Лысогорская, М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ: Модели программ, рекомендации, разработки занятий. — М.: Учитель, 2016.