В статье рассматривается проблема информационного обеспечения и взаимодействия спасательных служб и туристических групп на этапах подготовки, прохождения и окончания маршрута. Поскольку после регистрации туристической группы информация по маршруту (время старта, длительность, трек с привязкой по координатам и времени) поступает только со слов туристов, реальное нахождение группы в районе природного парка остается неподтвержденным. Для решения этой проблемы была спроектирована система контроля передвижения туристических групп.
Ключевые слова: система контроля передвижения, сбор данных.
С активным развитием туризма появилась необходимость получать больше информации о нахождении туристических групп на маршрутах их следования, а также контролировать их перемещение к особо опасным районам для быстрого реагирования спасателей на различные чрезвычайные ситуации. Для того чтобы спасательные службы проводили контроль и оперативно выполняли все необходимые действия по работе со спасением людей необходимо внедрение современных способов сбора, обработки, хранения, предоставления и управление информацией. Таким образом, необходимо разработать систему, которая позволяла бы автоматически накапливать и передавать текущую информацию о маршрутах туристических групп для оперативного реагирования спасательных служб.
Такая система должна состоять из двух частей: автономной и стационарной. Первая (автономная) часть системы должна решать задачи периодического сбора и накопления информации о местоположении туристической группы, а также её передачу в информационный центр с оптимально возможной оперативностью. Вторая (стационарная) часть системы представляет собой региональный информационный центр. Здесь необходимо реализовать прием данных, полученных от туристических групп, их систематизацию и анализ, а также периодическую выдачу оперативной сводки по туристической обстановке в регионе.
Для решения задачи определения местоположения можно использовать современные системы навигации и позиционирования на местности. Одними из первых таких технических систем, используемых и сегодня, являются Радиотехнические системы дальней навигации(РСДН), которые предназначены для определения местоположения объектов на расстоянии до нескольких тысяч километров от наземных станций или в пределах всего земного шара (глобальные РСДН). Принцип работы основан на использовании радиодиапазона длинных и сверхдлинных волн, где требуемая дальность действия обеспечивается с помощью сигналов поверхностных волн. Системы РСДН обеспечивают сравнительно высокую (единицы километров) точность определения местоположения объекта и большую дальность действия [1]. Спутниковые системы навигации позволяют определять местоположение объекта с более высокой точностью, а также получить его скорость и направление движения. Принцип работы таких систем основан на измерении расстояния от антенны на объекте до группировки спутников, положение которых известно с большой точностью.
Для передачи данных в информационный центр использование спутникового канала связи имеет множество преимуществ. Однако организация и обслуживание такого канала связи стоит достаточно дорого, а наличие спутникового модуля приема-передачи данных сделает автономное индивидуальное носимое устройство значительно более громоздким. Альтернативным вариантом решения задачи передачи данных является использование канала мобильной связи. Его организация и использование обходится значительно дешевле спутникового. Однако сеансы передачи данных возможны только в зоне покрытия мобильного оператора.
На рисунке 1 представлена общая схема работы системы контроля маршрутов туристических групп. Система состоит из двух частей: автономной части (автономное устройство сбора трекинговых данных) и стационарной части (информационный центр). Автономных устройств предусмотрено большое количество, которое соответствует количеству туристических групп на активных маршрутах. Обе части системы объединяются в сеть каналом мобильной связи.
Рис. 1. Общая схема системы контроля передвижения туристических групп
Автономная часть системы представляет собой небольшое автономное микроконтроллерное устройство (рисунок 2), которое включает в свой состав: микроконтроллер ATmega328, модуль GPS, модуль GSM, карту памяти microSD, модуль питания. Автономное устройство по сигналам систем глобального позиционирования (GPS, GLONAS, GALILEO, IRNSS, Compass, QZSS и др.) [2–5] формирует данные о своем местоположении и сохраняет их в виде трека с привязкой по времени. При нахождении устройства в зоне покрытия мобильной связи (белый человечик на рисунке 1) собранные данные отправляются на сервер в виде текстового сообщения. При отсутствии мобильной связи вне зоны покрытия (серый человечик на рисунке 1) данные сохраняются на внутреннюю память и отправляются на сервер при первой возможности. Для увеличения времени автономной работы устройства используется энергосберегающий режим, который позволяет устройству переходить в состояние сна после выполнения основных функций и просыпаться по прерыванию таймера.
Рис. 2. Структурная схема автономного индивидуального носимого устройства
Стационарная часть системы выполнена в виде отдельного программного комплекса, устанавливается на сервер в региональном Управлении МЧС, где организован информационный центр, и обеспечивает сбор трекинговых данных от автономных устройств.
Реализация и внедрение данной системы позволит получать данные о перемещении туристических групп в автоматическом режиме при их появлении в зоне покрытия мобильной связи, проводить анализ фактического пребывания туристов, как в разрешенных местах отдыха, так и закрытых от посещения охраняемых заказниках и заповедниках.
Также на основе получаемых данных планируется формировать оперативную информацию по туристическим группам в регионе, принимать решения о необходимости расположения пунктов временного размещения на более активных участках маршрута, а также размещения служб спасения для быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации [6].
Литература:
1. Скрыпник О. Н. Радионавигационные системы: Учебное пособие. -М.: МГТУ ГА, 2004. 72 с.
2. Система глобального позиционирования/GPS: сайт. — URL: http://npcas.ru/wiki/sistema-globalnogo-pozitsionirovaniya-gps.html (дата обращения: 22.12.2022). — Текст: электронный.
3. ГЛОНАСС — российская глобальная навигационная система: сайт. — URL: https://www.roscosmos.ru/21923 (дата обращения: 22.12.2022). — Текст: электронный.
4. Cпутниковые системы разных стран: сайт. — URL: https://navi-trans.ru/info/othersystems (дата обращения: 22.12.2022). — Текст: электронный.
5. Технология глобальной спутниковой навигации: какие бывают системы, параметры и функции: сайт. — URL: https://habr.com/ru/company/promwad/blog/202722 (дата обращения: 22.12.2022). — Текст: электронный.
6. Методические рекомендации по порядку создания пунктов временного размещения пострадавших в чрезвычайных ситуациях. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102046292https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-po-poryadku-sozdaniya-punktov-vremennogo-razmescheniya-postradavshih-v-chrezvychay/ (дата обращения: 22.12.2022). — Текст: электронный.