Благодаря включению в программу обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, население получает доступ к более качественной медицинской помощи. Но на сегодняшний день существуют факторы, препятствующие активизации частной медицинской деятельности в этой системе. Проблема приобретает особую актуальность ввиду того, что частные учреждения здравоохранения могут предоставить более современное оборудование, более квалифицированных специалистов, специалистов узкого профиля, что недоступно во многих государственных и муниципальных учреждениях.
С 2010 года в системе медицинского обслуживания населения произошли значительные изменения. 29 ноября 2020 года был принят Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», положения которого существенно изменили систему оказания бесплатной медицинской помощи. Застрахованные граждане получили права по выбору страховой медицинской организации для оказания услуг по ОМС. Вышеуказанным законом также было закреплено положение о том, что медицинскую помощь на основе программы ОМС могут осуществлять не только государственные и муниципальные медицинские учреждения, но и частные [1].
Таким образом, на основании действующего законодательства, частные учреждения здравоохранения имеют одинаковые шансы с государственными на реализацию направления медицинской помощи гражданам по квотам. Но на практике складывается несколько иная ситуация. Несмотря не все преимущества, доля клиник, присоединившихся к программе невысокая. Так, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации вышеуказанной программы включены 138 бюджетных учреждения и 30 частных коммерческих предприятий. Доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, составила 21,7 %. [2].
Для пациентов (получателей медицинских услуг) система организации медицинского страхования достаточно удобная. Если медицинская организация (государственная, муниципальная или частная) включена в систему ОМС, по обращению к ним можно получить необходимую медицинскую помощь бесплатно. Для самих же медицинских организаций система ОМС стала одним из способов наращивать выручку и показывать неплохой рост. Так, крупнейшая сеть частных клиник «Медси» в 2021 году только за один квартал заработала более 2,5 миллиардов рублей от предоставления медицинских услуг в системе ОМС (доля страховых денег в выручке превысила 25 %).
При этом частные клиники способны оказывать по ОМС те услуги, которые будут недоступны в государственных. Так, в «Медси» пациенты с полисами чаще всего обращаются за лечением раковых заболеваний, а к их ближайшему конкуренту — клинике «Мать и дитя» — за процедурой ЭКО. Наибольшая востребованность частных медицинских организаций наблюдается в оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи (ВМП). Квоты предоставляются государством на высокотехнологичную медицинская помощь в рамках ОМС по многим направлениям. Основными из них являются:
– абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости); • акушерство и гинекология;
– гастроэнтерология;
– гематология;
– дерматовенерология;
– комбустиология;
– нейрохирургия;
– онкология;
– оториноларингология;
– офтальмология;
– педиатрия;
– ревматология;
– сердечно-сосудистая хирургия;
– травматология и ортопедия;
– трансплантация органов и тканей;
– детская хирургия и др. [3].
Оказание таких видов помощи требует наличия новейшего оборудования, которого не имеют многие государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Поэтому очень востребованы поликлиники, которые предлагают частные медицинские организации. Но услуги частных клиник являются довольно дорогостоящими и недоступными для большей части населения, поэтому в получении квот такими организациями должно быть заинтересовано и само государство.
Основной проблемой, влияющей на невысокую активность участия частной медицины в оказании медицинской помощи в сфере ОМС, является несоответствие существующих тарифов ОМС реальным затратам на медицинскую помощь — структура тарифа, установленная законодательством, не позволяет возместить капитальные расходы (расходы на приобретение основных средств) частным медицинским организациям, а также не содержит в себе нормы прибыли. Тарифы действуют равно на всех участников системы ОМС в регионе — в связи с этим увеличить их, например, только для частных клиник, невозможно. А увеличить для всех — не позволяет бюджет ОМС. Работать по низким тарифам коммерческие клиники не могут, т. к. они выдерживают единый стандарт обслуживания всех клиентов (как платных, так и тех, кто обслуживается по ОМС), что влечет за собой соответствующие затраты, которые в большинстве случаев даже по себестоимости (зарплата персонала, аренда помещения и т. п.) не окупаются тарифами ОМС.
В качестве факторов, сдерживающих участие частных клиник в системе ОМС также можно обозначить следующие аспекты:
– не во всех случаях удается возместить полный тариф, так как широко используется практика не включения в него амортизационных отчислений, затрат на эксплуатацию зданий и пр.;
– частные клиники предпочитают наличные деньги до момента оказания медицинской услуги, а не безналичные по факту оказания с обязательной процедурой выставления реестра на оплату;
– расценки в системе ОМС на дорогостоящее лечение занижены на 20–30 % от фактической рыночной стоимости и это существенно снижает мотивацию предпринимательской деятельности;
– частные клиники опасаются контрольных процедур [4].
Работа частных медицинских организаций по системе обязательного медицинского страхования предполагает наличие строгого контроля их деятельности. Ведется контроль деятельности частной медицинской организации по следующим направлениям:
- Проводится проверка реестров для оплаты оказанных клиникой услуг;
- Проводится экономическая и медицинская экспертиза;
- Проводится проверка качества оказываемой клиникой медпомощи.
Если по результатам проведенной проверки будут обнаружены нарушения по какому-либо из вышеприведенных пунктов, то к организации применяются штрафные санкции.
Частные медицинские организации за счет более эффективной организации оказания медицинских услуг застрахованным могут получать экономию на текущих расходах и инвестировать эти средства на создание новых медицинских центров, закупку оборудования и т. д., но не имеет право это делать. Установленные правила использования средств ОМС, облегчающие контроль государства за их целевым использованием, становится препятствием для более эффективного хозяйствования. Такое положение, очевидно, требует пересмотра.
Увеличению активности частных медицинских организаций в системе ОМС может способствовать реализация следующих мер:
– увеличение срока договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС;
– преодоление избыточности отчетности организаций, участвующих в ОМС;
– предоставлением частным медицинских учреждениям, участвующим в ОМС, права на сохранение прибыли;
– повышение порога стоимости основных фондов или включение амортизационных отчислений в полном объеме в состав тарифа, что будет способствовать обеспечению равных экономических возможностей государственных и частных организаций для участия в ОМС;
– апробация механизма использования рыночных цен на медицинские услуги, оказываемые частными медицинскими учреждениями застрахованным по ОМС, с оплатой пациентом разницы между этой ценой и тарифом, действующим в системе ОМС.
Развитие конкуренции медицинских организаций, в частности, за счет более широкого вовлечения в реализацию государственных программ оказания бесплатной медицинской помощи частных медицинских организаций будет способствовать повышению эффективности деятельности системы ОМС в целом. На сегодняшний день застрахованные лица нуждаются в получении услуг от частных медицинских центров, так как многие из них недоступны в государственных и муниципальных учреждениях, либо их качество намного выше в данных центрах.
Литература:
- Федеральный закон от 28.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/(дата обращения: 20.12.2022).
- Постановление Правительства РБ от 23.12.2021 г. № 702 «Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс] // Гарант: информационно правовой портал/ Режим доступа: URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 20.12.2022).
- Gogov.ru [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://gogov.ru/med-treatment-quota/bash (Дата обращения: 25.12.2022)
- Шуман, П. Ю. Проблемные вопросы частных и государственных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования / П. Ю. Шуман, А. Н. Плутницкий // Health and Social Care Journal. — 2021. — № 1(11). — С. 43–48.