Основной особенностью государственного регулирования является необходимость создания правовой основы для принятия экономических решений и механизмов социально ориентированного распределения ресурсов, что позволит наиболее эффективно исключить действие несовершенных рыночных механизмов, которые оно призвано корректировать.
Ключевые слова: государство, государственное регулирование экономики, налогообложение, право, рыночные механизмы.
The main feature of state regulation is the need to create a legal basis for making economic decisions and mechanisms for socially oriented resource allocation, which will most effectively eliminate the effect of imperfect market mechanisms that it is designed to correct.
Keywords: state, state regulation of the economy, taxation, law, market mechanisms.
В современных условиях рынок не обеспечивает развитие науки из-за высокой стоимости и риска, а также возможности получения быстрого дохода. Он также не обеспечивает справедливое распределение доходов и не гарантирует право на труд. При этом, государство берет на себя функции по заботе об инвалидах и лицах пожилого возраста, развитию фундаментальных научных исследований, а также формированию, процессов сокращения безработицы и макроэкономических процессов [4, с. 36]. Необходимость государственного регулирования экономики определяется, в первую очередь, наличием несовершенных рыночных механизмов, которые оно призвано корректировать из-за несамостоятельности рынка. В связи с этим, государство принимает на себя обязанность по созданию равных условий для предпринимательской деятельности, охраны конкуренции и ограничении власти монополий.
Государство воздействует на экономику в двух формах проявления:
-
Прямое — воздействие, происходящее на основании применения административных методов воздействия, таких как расширение государственной собственности на ресурсы, управление государственными мероприятиями и законотворчество.
- Расширение государственной собственности на ресурсы. Государственной собственностью на природные ресурсы является установленная законодательством форма собственности в отношении природных ресурсов, которая позволяет обеспечить безопасное использование природных ресурсов и защиту экологии, реализуя нормы и ограничения на законодательном уровне на основании определения правового режима на наиболее ценные для общества природные ресурсы. Право государственной собственности определено статьей 214 ГК РФ и определяет, что земля и другие природные ресурсы, которые не находятся в собственности государства, если они не находятся в собственности ни граждан, ни юридических лиц и муниципальных образований [1].
- Управление государственными мероприятиями (программами). Проведение реформы управления общественными финансами в 200–210 годах положило начало формированию бюджетной политики совместно с показателями государственных программ, что позволило выделить новые принципы бюджетирования, особенностью которых является ориентирование на результат и неразрывность государственных расходов с целями социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону № 172-ФЗ государственные программы играют роль инструмента, который обеспечивает взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования [2]. В настоящее время происходит активное включение национальных и государственных проектов в государственные программы как на федеральном, так и на региональном уровне. Обеспечена возможность работы в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) уполномоченных лиц проектного офиса и заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов.
- Законотворчество — является инструментом правового воздействия на экономику в целях обеспечения внешних и внутренних условий ее функционирования [7, C. 261]. Воздействие права позволяет осуществить важнейшие государственные функции по защите страны от внешних угроз, охране экономического пространства, обеспечению единства общества и его относительной стабильности в условиях классового и социального расслоения общества.
-
Косвенное — воздействие, которое предполагает использование экономических методов воздействия, используемых для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство.
- Государственные расходы — представляют собой денежные отношения, которые возникают на завершающей стадии распределительного процесс в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Их особенность заключается в возможности обеспечения финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. В связи с этим их характер и содержание непосредственно связан с основными функциями государства.
В соответствии с тем, что государственные расходы заключаются в перераспределении национального дохода и ресурсов экономики страны, то их принято подразделят на следующие виды [8]:
- Государственные закупки, являясь инструментом регулирования экономики, представляют собой закупку товаров, работ и услуг, требуемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд [3, C. 96]. Их особенностью является необходимость использования ресурсов для повышения национального дохода и перераспределения ресурсов от частного к общественному. Данные процессы позволяют гражданам использовать общественные блага.
- Трансфертные платежи — являются денежными средствами (выплатами) из государственного бюджета бюджетам другого уровня или отдельным слоям населения в виде пособий.
2.1. Налогообложение. Важнейшей задачей налоговой системы является обеспечение устойчивых темпов развития национальной экономики в течение длительного периода. В связи с этим необходимо совершенствование налоговой системы [5, с. 61]. Экономика, выступая общим источником уплаты налогов, определяет налоги, как систему экономических отношений. То есть налоги представляют собой часть экономики и выражают распределение совокупного общественного продукта. Таким образом, налоговая система выступает составной частью экономической системы.
2.2. Государственное предпринимательство — является видом экономической деятельности, в рамках которой государство организует производство и реализацию продукции для получения прибыли [6, с. 28]. Оно призвано обеспечить развитие базовых отраслей национальной экономики, создать и расширить производственную и социальную инфраструктуру, а также стимулировать развитие отраслей, определяемых научно-техническим прогрессом. Кроме того, государственное предпринимательство принимает участие в оптимизации и определении направлений наиболее эффективного использования ресурсов.
Роль государства в развитии и функционирования чрезвычайно велика. Через выполнение своих основных функций государство обеспечивает безопасность экономики и определяет, на основании форм проявления воздействий, возможность ее развития.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
- Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Герасименко, А. А. О понятии и принципах государственных закупок. // А. А. Герасименко, А. М. Иванов. — Теология. Философия. Право, 2020. — № 1 (13). — С. 95–105.
- Государственное регулирование экономики: учебное пособие / сост. Кислинских Юлия Валерьевна. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2016. — 120 с.
- Калашникова, И. В. Налоговый механизм и его влияние на экономику Российской Федерации. // И.В, Калашникова, С. А. Малинин, С. В. Резвушкин. — Инновационная наука, 2015. — С. 59–63.
- Кесаонова, В. Л. Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития. // В. Л. Кесаонова. — Гуманитарный акцент, 2019. — С. 27–30.
- Шматкова, Е. М. Государственно-правовое воздействие на экономику РФ. // Е. М. Шматкова. — Социально-экономические явления и процессы, 2011. — № 5–6 (027–028). — С. 260–264.
- Государственное регулирование экономики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/394/gosudarstvennoe_regulirovani_ekonomiki_kislinskikh_2016.pdf (Дата обращения: 09.01.2023).