Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, эмпатия, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью
Мысль о единстве аффекта и интеллекта была высказана еще в начале 20 века Л. С. Выготским. Концепции С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и Б. В. Зейгарник постулировали связь между эмоциональной и интеллектуальными сферами индивида. Эмоции, по мнению ученых, являются движущей силой познания, мотивом, побуждающим мышление. В 1990 году Дж. Мэйером и П. Сэловеем впервые был введен сам термин «эмоциональный интеллект». Исследователи представили первую и самую известную модель этого конструкта, а также занимались разработкой методики для исследования эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — совокупность свойств психики человека, позволяющих распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность регулировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей с целью решения практических жизненных задач.
Феномен эмоционального интеллекта освещается и в зарубежной психологии. Так, Д. Гоулмэн в своих исследованиях показал, что личный успех человека зависит не только и не столько от показателей интеллектуального развития, сколько от уровня самопознания, умения понимать и регулировать эмоции, распознавать чужие и адекватно реагировать на них [2].
П. Сэловей и Дж. Мэйер предложили модель социального интеллекта, как набора иерархически организованных когнитивных способностей [2]:
— Восприятие эмоций (в том числе по невербальным признакам)
— Понимание эмоций
— Повышение эффективности мышления с помощью эмоций (стимуляция когнитивной активности с помощью эмоций — «прийти в нужное настроение»)
— Управление эмоциями
Порядок перечисления соответствует этапам развития эмоционального интеллекта от простого к сложному. Последовательное освоение данных способностей есть развитие эмоционального интеллекта.
Р. Бар-Он предложил смешанную концепцию эмоционального интеллекта. К когнитивным характеристикам он добавил личностные. На выходе он получил пять компонентов эмоционального интеллекта [2]:
— Внутриличностные навыки (саморефлексия и самопознание, уверенность в себе, самоактуализация)
— Межличностные навыки (эмпатия, социальная ответственность)
— Приспособляемость (тестирование реальности, гибкость)
— Управление стрессом (самоконтроль, резильентность)
— Общее настроение (оптимизм, ощущение счастья)
Отечественный исследователь Д. В. Люсин предложил рассматривать эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями. Эта способность может быть направлена и на свои, и на чужие эмоции. Исследуя эмоциональный интеллект, мы считаем рациональным затронуть такое понятие, как эмпатия. Эмпатия — это осознанное сопереживание личности эмоциональному состоянию других людей. Рассуждая в рамках этого понятия, мы затрагиваем и эмоциональную сферу, и когнитивную. Эмоциональный аспект прослеживается в сопереживании, а когнитивный — в реконструкции внутреннего мира другого человека.
Американский психолог Н. Брэдберн [6] сформулировал понятие психологического благополучия как баланс между позитивными и негативными эмоциями, накопленными в течение всей жизни.
Э. Динер ввел понятие «субъективное психологического благополучие», которое состоит из трех компонентов: комплекс позитивных и негативных эмоций, удовлетворенность как глобальная оценка жизни. Это позволяет рассматривать субъективное благополучие как синтез двух компонентов — аффективного и когнитивного.
Исследование субъективного благополучия может осуществляться с двух позиций — внешней и внутренней. Внутренняя включает в себя самосознание и личностные свойства, а внешняя — способность индивида использовать внешние условия для повышения уровня счастья и благополучия [3].
Современные исследователи уделяют внимание и связи внутренних факторов с психологическим благополучием. В научных статьях рассмотрены такие внутренние факторы как гендерная идентичность, креативность, образ мышления [4].
Данная исследовательская работа посвящена изучению обоих факторов субъективного благополучия — аффективного и когнитивного — с внутренней позиции. Предметом данного исследования выступает психологическое благополучие юношей.
Гипотеза предполагает наличие связи между эмоциональным интеллектом и благополучием в юношеском возрасте.
Для изучения уровня эмоционального интеллекта использован тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Для определения уровня психологического благополучия адаптированный вариант методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Также в исследовании использован тест на эмпатические способности В. Бойко.
Актуальность
Во второй половине XX века наряду с физическим здоровьем интерес общественности привлекла сфера психологического здоровья. Одним из аспектов, привлекших исследователей стало психологическое благополучие.
К настоящему моменту психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью стали предметом изучения в позитивной психологии в рамках гуманистического подхода.
В век цифровизации происходит, с одной стороны, увеличение социальных контактов — имея смартфон и выход в интернет, каждый человек получает возможность социального контакта с огромным количеством людей по всему миру. Нарастающая популярность социальных сетей позволяет вещать на гигантскую аудиторию, транслировать свои мысли, чувства и установки. При этом нельзя игнорировать «обратную сторону медали» — кибербуллинг, хейтвочинг, кэтфишинг. Все это является результатом обеднения социального общения, одиночества и низкой коммуникативной компетенции.
С другой стороны, культивация рационализации и придание гипертрофированного значения образовательному цензу тормозят развитие эмоциональной культуры человечества. Подавленные, запрещенные эмоции вызывают массу негативных последствий — от психологических до соматических, а по некоторым данным могут становиться предикторами девиантного и делинквентного поведения [5].
Таким образом, наше исследование затрагивает две актуальные области современной психологии — эмоциональный интеллект и психологическое благополучие.
Практическое значение
Развитие психологии естественным путем привело общество к мысли о том, что обратиться к психологу можно не только для решения проблем, мешающих полноценно жить и быть продуктивным. Запрос значительно расширился в сторону повышения уровня психологического благополучия: нам необходимы концепции счастливой жизни, стратегии позитивного родительства, тренинги личностного роста, копинг-стратегии борьбы со стрессом и т. д. Исследования в этой области имеют высокую научно-практическую ценность.
В настоящее время одним из перспективных направлений работы психологов является изучение и развитие эмоционального интеллекта у подростков и юношей. Это поспособствует решению таких научно-практических задач, как профилактика, коррекция девиантного поведения, эмоционального выгорания, повышение резильентности, стрессоустойчивости и общего уровня жизни [1].
Литература:
- Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml
- Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. — Москва: МГППУ, 2021. — 104 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=412174.
- Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-i-subektivnoe-blagopoluchie-opredelenie-struktura-issledovaniya-obzor-sovremennyh-istochnikov.
- Хачатурова М. Р., Ерофеева В. Г., Бардадымов В. А. Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период «становящейся взрослости» // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 121–135. doi:10.17759/pse.2022270110
- Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. — Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. — 320.