Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 722 раза

Библиографическое описание:

Буткина, Е. П. Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте / Е. П. Буткина, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98908/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, эмпатия, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью

Мысль о единстве аффекта и интеллекта была высказана еще в начале 20 века Л. С. Выготским. Концепции С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и Б. В. Зейгарник постулировали связь между эмоциональной и интеллектуальными сферами индивида. Эмоции, по мнению ученых, являются движущей силой познания, мотивом, побуждающим мышление. В 1990 году Дж. Мэйером и П. Сэловеем впервые был введен сам термин «эмоциональный интеллект». Исследователи представили первую и самую известную модель этого конструкта, а также занимались разработкой методики для исследования эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — совокупность свойств психики человека, позволяющих распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность регулировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей с целью решения практических жизненных задач.

Феномен эмоционального интеллекта освещается и в зарубежной психологии. Так, Д. Гоулмэн в своих исследованиях показал, что личный успех человека зависит не только и не столько от показателей интеллектуального развития, сколько от уровня самопознания, умения понимать и регулировать эмоции, распознавать чужие и адекватно реагировать на них [2].

П. Сэловей и Дж. Мэйер предложили модель социального интеллекта, как набора иерархически организованных когнитивных способностей [2]:

— Восприятие эмоций (в том числе по невербальным признакам)

— Понимание эмоций

— Повышение эффективности мышления с помощью эмоций (стимуляция когнитивной активности с помощью эмоций — «прийти в нужное настроение»)

— Управление эмоциями

Порядок перечисления соответствует этапам развития эмоционального интеллекта от простого к сложному. Последовательное освоение данных способностей есть развитие эмоционального интеллекта.

Р. Бар-Он предложил смешанную концепцию эмоционального интеллекта. К когнитивным характеристикам он добавил личностные. На выходе он получил пять компонентов эмоционального интеллекта [2]:

— Внутриличностные навыки (саморефлексия и самопознание, уверенность в себе, самоактуализация)

— Межличностные навыки (эмпатия, социальная ответственность)

— Приспособляемость (тестирование реальности, гибкость)

— Управление стрессом (самоконтроль, резильентность)

— Общее настроение (оптимизм, ощущение счастья)

Отечественный исследователь Д. В. Люсин предложил рассматривать эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями. Эта способность может быть направлена и на свои, и на чужие эмоции. Исследуя эмоциональный интеллект, мы считаем рациональным затронуть такое понятие, как эмпатия. Эмпатия — это осознанное сопереживание личности эмоциональному состоянию других людей. Рассуждая в рамках этого понятия, мы затрагиваем и эмоциональную сферу, и когнитивную. Эмоциональный аспект прослеживается в сопереживании, а когнитивный — в реконструкции внутреннего мира другого человека.

Американский психолог Н. Брэдберн [6] сформулировал понятие психологического благополучия как баланс между позитивными и негативными эмоциями, накопленными в течение всей жизни.

Э. Динер ввел понятие «субъективное психологического благополучие», которое состоит из трех компонентов: комплекс позитивных и негативных эмоций, удовлетворенность как глобальная оценка жизни. Это позволяет рассматривать субъективное благополучие как синтез двух компонентов — аффективного и когнитивного.

Исследование субъективного благополучия может осуществляться с двух позиций — внешней и внутренней. Внутренняя включает в себя самосознание и личностные свойства, а внешняя — способность индивида использовать внешние условия для повышения уровня счастья и благополучия [3].

Современные исследователи уделяют внимание и связи внутренних факторов с психологическим благополучием. В научных статьях рассмотрены такие внутренние факторы как гендерная идентичность, креативность, образ мышления [4].

Данная исследовательская работа посвящена изучению обоих факторов субъективного благополучия — аффективного и когнитивного — с внутренней позиции. Предметом данного исследования выступает психологическое благополучие юношей.

Гипотеза предполагает наличие связи между эмоциональным интеллектом и благополучием в юношеском возрасте.

Для изучения уровня эмоционального интеллекта использован тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Для определения уровня психологического благополучия адаптированный вариант методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Также в исследовании использован тест на эмпатические способности В. Бойко.

Актуальность

Во второй половине XX века наряду с физическим здоровьем интерес общественности привлекла сфера психологического здоровья. Одним из аспектов, привлекших исследователей стало психологическое благополучие.

К настоящему моменту психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью стали предметом изучения в позитивной психологии в рамках гуманистического подхода.

В век цифровизации происходит, с одной стороны, увеличение социальных контактов — имея смартфон и выход в интернет, каждый человек получает возможность социального контакта с огромным количеством людей по всему миру. Нарастающая популярность социальных сетей позволяет вещать на гигантскую аудиторию, транслировать свои мысли, чувства и установки. При этом нельзя игнорировать «обратную сторону медали» — кибербуллинг, хейтвочинг, кэтфишинг. Все это является результатом обеднения социального общения, одиночества и низкой коммуникативной компетенции.

С другой стороны, культивация рационализации и придание гипертрофированного значения образовательному цензу тормозят развитие эмоциональной культуры человечества. Подавленные, запрещенные эмоции вызывают массу негативных последствий — от психологических до соматических, а по некоторым данным могут становиться предикторами девиантного и делинквентного поведения [5].

Таким образом, наше исследование затрагивает две актуальные области современной психологии — эмоциональный интеллект и психологическое благополучие.

Практическое значение

Развитие психологии естественным путем привело общество к мысли о том, что обратиться к психологу можно не только для решения проблем, мешающих полноценно жить и быть продуктивным. Запрос значительно расширился в сторону повышения уровня психологического благополучия: нам необходимы концепции счастливой жизни, стратегии позитивного родительства, тренинги личностного роста, копинг-стратегии борьбы со стрессом и т. д. Исследования в этой области имеют высокую научно-практическую ценность.

В настоящее время одним из перспективных направлений работы психологов является изучение и развитие эмоционального интеллекта у подростков и юношей. Это поспособствует решению таких научно-практических задач, как профилактика, коррекция девиантного поведения, эмоционального выгорания, повышение резильентности, стрессоустойчивости и общего уровня жизни [1].

Литература:

  1. Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml
  2. Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. — Москва: МГППУ, 2021. — 104 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=412174.
  3. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-i-subektivnoe-blagopoluchie-opredelenie-struktura-issledovaniya-obzor-sovremennyh-istochnikov.
  4. Хачатурова М. Р., Ерофеева В. Г., Бардадымов В. А. Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период «становящейся взрослости» // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 121–135. doi:10.17759/pse.2022270110
  5. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  6. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. — Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. — 320.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, субъективное благополучие, эмоция, помощь эмоций, способность, удовлетворенность жизнью.


Похожие статьи

Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте

Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте

В статье автор исследует взаимосвязь между ценностными ориентациями и уровнем удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...

Особенности психологического благополучия лиц среднего и пожилого возраста с разным уровнем дружеских отношений

В статье рассматривается проблема психологического благополучия в среднем и пожилом возрасте и его связь с наличием дружеских отношений.

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Влияние эмоционального интеллекта на субъективное ощущение счастья

В статье рассматривается счастье как субъективное ощущение. Важным ресурсом, влияющим на переживание счастья, является эмоциональный интеллект. Одним из важных выводов проведённого исследования является повышение уровня счастья через развитие эмоцион...

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психоэмоциональное состояние ребенка в неполной семье

В статье автор исследует особенности психоэмоционального состояния ребенка, воспитываемого в неполной семье, степень его тревожности и неуверенности в себе, уровень счастья.

Похожие статьи

Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте

Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте

В статье автор исследует взаимосвязь между ценностными ориентациями и уровнем удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...

Особенности психологического благополучия лиц среднего и пожилого возраста с разным уровнем дружеских отношений

В статье рассматривается проблема психологического благополучия в среднем и пожилом возрасте и его связь с наличием дружеских отношений.

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Влияние эмоционального интеллекта на субъективное ощущение счастья

В статье рассматривается счастье как субъективное ощущение. Важным ресурсом, влияющим на переживание счастья, является эмоциональный интеллект. Одним из важных выводов проведённого исследования является повышение уровня счастья через развитие эмоцион...

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психоэмоциональное состояние ребенка в неполной семье

В статье автор исследует особенности психоэмоционального состояния ребенка, воспитываемого в неполной семье, степень его тревожности и неуверенности в себе, уровень счастья.

Задать вопрос