Стремление к украшению одежды из меха было всегда свойственно народам с давних времен. Декор в композиции одежды из меха на современном этапе является одним из актуальных источников развития современной моды. Декоративная отделка костюма способна подчеркнуть его этнический стиль. В зависимости от материала (в частности меха в сочетании также с другими материалами), а также маленького, но яркого привлекающего аспекта определяется способ образования самой композиции одежды и формы декоративного элемента. Для выполнения качественного декора лучше подходят натуральные материалы, отличающиеся большей прочностью, эластичностью, плотностью, так и достаточной легкостью и т. д. Но при этом, нужно иметь ввиду, что не всякий союз материалов будет гармоничным, нужно смотреть, чтобы изделие выглядело целостно.
В статье рассматривается декоративное оформление одежды как на историческом, так и на современном этапе. В основном это композиция из меха, но в данной работе также рассматривается их сочетание и с другими элементами декора. Определяется характерность декоративных элементов в одежде определённой композиции.
Как говорил Ф. М. Помолов, «В своей одежде русские переняли геометрическую форму русской дубленки, и эта традиция подчеркивается наклонной линией по бокам, которая сильно усиливает запах этой одежды сверху донизу» [1].
Поговорим о сочетании меха и иного материала.Некоторые элементы могут выглядеть на шубе вполне уместно, но остерегайтесь — слишком большое количество деталей может испортить меховое изделие и сделать его агрессивным и вульгарным. И при выборе шубы, если есть сомнения, лучше довериться проверенному производителю и его опытным дизайнерам.
Каляев говорил, что «необычно смотрится сочетание меха и элементов из ткани — как плотной, так и достаточно легкой. Но и здесь не всякий союз будет выигрышным, смотрите, чтобы изделие выглядело гармонично и не слишком вычурно» [2].
Мех был первым материалом, который люди использовали для сохранения тепла. Сначала это был просто мех, позже люди научились его выделывать, шить и украшать, и сегодня изделия из меха — это настоящие произведения искусства. И если на заре человечества мех использовался только в практических целях, для сохранения тепла и защиты от дождя и снега, то сегодня мех — это не только одежда, но и украшения [4].
Каляев в своей работе, говорит, что « Одна даже пуговица или застежка может стать привлекательным украшением. Эта крошечная деталь на воротнике или рукавах лаконичного пальто определенно работает — казалось бы, просто, но как элегантно и эффектно!» [2].
Но всевозможные оборки, воланы и рюши, которые так хорошо смотрятся, например, на легких платьях и блузках, совсем не украшают шубу. Они не имеют ничего общего со стилем и модой. В целом, на подиумах можно увидеть, что сейчас актуальны довольно простые меховые изделия, но с определенным размахом. Это может быть, как очень активный цвет лаконичного пальто (в этом сезоне в моде яркие неестественные оттенки), так и отдельный декоративный элемент. Не стоит выбирать шубу с другой меховой отделкой, с активными пуговицами и поясом одновременно. Как сказала Коко Шанель: «Скромность и роскошь — две сестры» [2] .
Мех использовали в основном жители северных стран, но он был неотъемлемой частью жизни и в России. Князья и мещане, дети и старики были одеты в меховые одежды. Меха ценились не меньше драгоценных металлов, а знаменитые русские соболя настолько впечатляли иностранных гостей, что они платили за них баснословные суммы. Поэтому меха не только считались одеждой, но и имели важное торговое значение: в обмен на них приобретались различные заморские товары [4].
В восточных странах русские меха высоко ценились; соболиные меха, например, ценились и продавались дороже золота. Экспортировались лисы и куницы, горностаи и бобры, белки и зайцы — в то время не было звероферм, и охотники были единственными поставщиками ценных мехов. Меха часто использовались вместо денег для уплаты налогов и штрафов, а также для финансирования образования и медицинского обслуживания. И для королей было в порядке вещей привозить драгоценные меха в качестве подарков, когда им приходилось подавать прошение [4] .
Все народы, живущие на севере, якуты широко использовали меха, в основном для пошива одежды. Самым древним якутским одеянием было ходайдо он-сон или просто сын и шапки с рогами и султаном. Пальто было отделано меховой мозаикой, ровдужными вставками и бахромой. Очевидно, что все эти виды украшений могли появиться у якутов только тогда, когда они жили на крайнем севере [3].
В обширной территории Якутии проживают не только якуты, но и другие народы. Прежде всего, эвены и юкагиры живут на крайнем севере республики. У них много общего в материальной культуре, но в целом она отличается от культуры якутов — это коренные северные народы. Как и все северные народы, эвены и юкагиры — большие мастера в искусной обработке шкур для пошива одежды и других предметов повседневной жизни.
Женская одежда из Эвены также имеет форму кафтана или тулупа без воротника, с узкой талией и сборками сзади. Она шьется из оленьего меха или меха без подкладки и богато украшается цветной каймой с использованием бисерной вышивки, подшитой оленьей или лосиной шерстью, полосками на ремешках, аппликациями из цветной замши. Полоса каймы или декоративной вставки шириной 5–6 см делится на 10 или более узких параллельных полос, в которых со вкусом сочетаются узкие (каждая шириной 2 мм) ровдужные ленты и цветные ткани различных оттенков охры, сиены, умбры, белого и т. д. Вместе они создают благородную палитру желто-коричневых оттенков. Чтобы обогатить этот и без того очень тонко составленный бордюр и разнообразить горизонтали, мастера также добавляют небольшие вертикальные круги. Эти кругляши представляют собой переливающиеся белизной под оленьим волосом стежки, которые, перекрывая полосу замши, контрастируют с ней не только своей белизной, но и фактурой и создают богатое на глаз и на ощупь фактурное сочетание. Мастера прибегали к другим способам украшения бахромы, подрезая полосы замши, скрепленные прямоугольными зубцами, переплетая полосы двух цветов и делая из них одну и т. д. И именно так, декоративная полоса из узких горизонтальных полос белого, светло-коричневого и бежевого цветов окаймлена с обеих сторон полосами из бисера, в которых преобладает чистый, насыщенный синий цвет. Дополняя небольшое количество белого и черного бисера, эвенские мастера создали удивительно четкую цветную бисерную кайму, которая в сочетании с ровдужной дает на редкость выразительное сочетание фактур, цветов и материалов. Эти бордюры в эвенских изделиях являются примером большого мастерства, в котором труд и техника исполнения, щедрость, с которой мастера, словно нарочно, стараются не упростить, а всячески усложнить задачу — и все это в интересах красоты, для достижения большей декоративности одинаково высоки [3].
Юкагирская шуба для мужчин зимой — это закрытая парка с меховой отделкой, слегка расширяющаяся к низу и имеющая форму колокола, с широкой накладной каймой из двух красных полос и одной синей полосы по подолу. На груди, около шеи, находится декоративный прямоугольный нагрудник из синей ткани с меховой отделкой, который не длинный, а короткий и отделан красной каймой и белой лентой Camus. Завершает костюм глубокий капюшон с очень объемной отделкой из меха белой лисы, который органично сочетается по цвету и форме с паркой, камуфляжными варежками и необработанными ботинками.
Женские платья, открытые, темные, с мехом снаружи, имеют форму пальто, также расширяющегося к низу, колоколообразной формы, швы которого окантованы красной тканью, а по подолу, слегка отступая от края, проходит широкая кайма, в середине которой всегда имеется красная полоса с белой камусной лентой, весь подол и низ также отделаны белой камусной лентой. От шеи до подола пальто всю грудь и живот женщины закрывает нагрудник, верхняя часть которого светлее, а ниже талии — темнее.
Нагрудник является важнейшей декоративной частью как юкагирского, так и эвенского женского костюма. Кайма на пальто — это лишь один ответ или звено в декоративном решении всего костюма.
Рассмотрим юкагирскую одежду, она представляет из себя темную рясу и серые нагрудники без украшений, которые образуют своеобразную раму для декоративной нагрузки, которую несет нагрудник. Нагрудники юкагирских женщин имеют тонкий, очень специфический состав.
Низ, это более темная часть, которая разделена горизонталью почти на два прямоугольника. Верхняя часть служит фоном для нескольких крупных металлических подвесок. Нижняя часть украшена бордюрами, в которых красная полоса играет важную роль. Ровно посередине этого декоративного прямоугольника проходит полоса светлой или красной ткани с вышитыми зубчиками или зигзагами. Тот же низ нагрудника состоит из трёх сторон который украшен круглыми бляшками и плоскими дисковидными подвесками; дисковидной металлической бляшкой, а самую верхнюю часть нагрудника украшает уголок воротника у горла.
Желание украсить меховые изделия было присуще народам с древности. Таким образом, народный костюм служил средством выражения эстетических чувств его создателя. Тяжелая жизнь и ее рутина не позволяли крестьянам в полной мере выразить свои эстетические чувства. Одной из небольших возможностей сделать это была одежда.
Рабочая одежда отличалась от праздничной, так как поденщики в основном носили удобную и теплую одежду. Поэтому повседневная одежда людей была выполнена в более простой форме и с более удобным дизайном. Люди следили за тем, чтобы одежда имела удобную застежку, рот, длину, «подвижную» конструкцию рукавов и так далее.
Платье из овчины обычно плотно облегало фигуру и отличалось украшениями — вышивкой, аппликацией, нашивкой из ткани и металлическими пластинами и т. д.
Такие формы и украшения меховых изделий различались у большинства народов. Давайте рассмотрим эти особенности на конкретных примерах, которые иллюстрируют разнообразие методов пошива.
Геометрическая форма русской дубленки представляет собой трапецию, подчеркнутую боковой линией, скошенной сверху вниз, что значительно усиливает запах этой одежды. По отношению к краю мездры у выреза горловины, который определяет симметричное положение воротника по отношению к линии бюста, величина наклона вниз составляет 23–25 см (одна такая дубленка хранится в коллекции Костромского музея). Конструкция пальто помогала удерживать их на месте во время движений (они не распускались). Пальто застегивалось только на одну пуговицу у линии воротника и подпоясывалось поясом.
Массивный меховой воротник тулупа (шириной 20–21 см. по краям и длиной 72 см. у клапана) удерживался на месте с помощью пуговицы и ленточной петли по краю воротника.
Вот тулуп почти никогда не украшали. Геометрическая раздвоенность формы русской шубы представляет собой сочетание квадрата, который является облегающим лифом, и трапеции, которая образует нижнюю часть шубы. Лиф дубленки закрывается на талии с помощью пуговиц и петель для ремешков, а скошенная линия края нижней части дубленки удерживает дубленку на месте при движении.
Полушубка имеет узкий воротник-стойку, который постепенно «сужается» к кромке или представляет собой своеобразную меховую отделку. Прорезные карманы пальто позитивно и конструктивно сочетаются с горизонтальной линией кроя и юбкой с ластовицей.
В сохранённых образцах русского народного костюма из овчины основным украшением является ручная и машинная вышивка, хотя старики русского севера уже помнят те времена начала 20 века, когда основным украшением овчинной одежды были аппликационные нашивки с вырезанными узорами.
Русский декор шубы состоит в основном из швов, образующих линейный, контурный, геометрический или растительный узор на поверхности шубы. Только мужчины шили и делали дубленку. В орнаментации русской гусятницы стилистическое влияние металла закругленного спирального завитка и, вероятно, та же мужская рука в чеканке и в украшении кузницы дали в конструкции те же элементы. Это подтверждают образцы российских дубленок, хранящиеся в музейных коллекциях. Самое главное внимание уделялось расшивке груди — это фасад полушубка. Расшитая планка на груди, являясь доминирующим декоративным участком полушубка, окаймлялась мехом (овцы или морского зверя). В большинстве случаев, судя по имеющимся экспонатам, расшитая на груди планка окаймлялась лишь по краю борта (Костромской музей, ГИМ, ГМЗ и др.).
Шкуры мелких животных обрабатывали сывороткой, точнее тем, что оставалось после перегонки араки: молочной мукой бозо (творожистая масса). Они накрыли им шкуру и оставили ее под открытым небом. Когда масса хорошо впиталась в кожу и подсохла, с помощью ножа с закваски снимали кожу. Через 2–3 дня процесс повторялся, кожа сворачивалась и оставлялась на несколько дней для высыхания. Его натирали мелом и мяли в руках в течение нескольких дней.
Вообще, дубление производилось молочными продуктами в конце лета и начале осени, когда их было много на ферме. При дублении шкуры на нее посыпали соль и добавляли песок или глину. Шкуру очищали скребками, добавляли боз (творог после перегонки молочной водки) и высушивали. Затем удаляется слой отходов, шкурка измельчается и добавляется боз, процесс повторяется несколько раз. После мытья и высыхания кожу обрабатывали и натирали мелом Yergeny. Иногда изделия искусно сочетались с другими мягкими материалами, особенно со льном и другими тканями. При их изготовлении использовались всевозможные техники плетения в качестве украшения для увеличения прочности изделия, в зависимости от фантазии и опыта мастера, который использовал определенное количество кос в плетении. Изготовлением меховых изделий обычно занимались мужчины, а женщины отвечали за отделку.
Таким образом, декор в композиции одежды из меха — это та составляющая современной одежды, которая способна подчеркнуть его этническую направленность. Под влиянием моды создаются новые изделия с более высокими потребительскими свойствами, что ведет к повышению потребности людей в качественной и оригинальной одежде. В настоящее время границы между странами и народами исчезают, и для дизайнеров источником вдохновения часто становится исторические или национальные костюмы. Одежда, созданная под влиянием народных традиций способна подчеркнуть индивидуальность, выделить человека из толпы одинаково одетых людей.
Литература:
- Пармон Ф. М. Одежда из кожи и меха: традиции и современность: моногр. / Ф. М. Пармон. — Москва: 2004.
- Каляев. Справочная информация «Декор шубы — правила и табу» [Электронный ресурс] / Каляев. — Режим доступа: https://fursk.ru/info/stati/dekor-shuby-pravila-i-tabu/. — Дата доступа: 20.12.2022
- Митлянская Т. Б. «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» — Москва: Просвещение, 1983 — с.256
- Furkraft. St. Petersburg. Статья «Меховая история или история меха в России» [Электронный ресурс] / — Режим доступа: https://furcraft.ru/articles/30/. — Дата доступа: 21.12.2022