В данной статье анализируется понятие «коррупция» и выделяются характерные признаки коррупционных проявлений. В пределах коррупционных правонарушений особо отмечены дисциплинарные проступки, административные правонарушения, преступления.
Ключевые слова: коррупция, признаки коррупции, коррупционное действие, коррупционные проявления, коррупционные проявления.
Коррупция имеет длительную историю. Её проявления в разной степени присущи каждому государству. Такое положение вызывает необходимость рассматривать коррупцию, прежде всего, как социально-негативное явление, а не только как криминологическую проблему.
По мнению многих авторов, термин «коррупция» имеет богатый смысл. Это одна из причин, по которой юридические определения коррупции, содержащиеся в международных конвенциях или национальном законодательстве, неизбежно становятся объектом серьезной критики.
Этимологически термин «коррупция» берет свое начало от латинского «corruptio» и означает порча, искажение, развращение. Римское право рассматривало коррупцию как противоправное нарушение в отношении служилых лиц.
Обращаясь к Толковому словарю Ожегова, выделяем, что коррупция — это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [1].
Большой энциклопедический словарь определяет коррупцию как преступную (противоправную) деятельность, заключающуюся в использовании служилыми лицами для личного обогащения своих властных полномочий [2].
Понятие коррупции появилось в правовых актах РФ в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и гласит: коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1).
Коррупция, как мы ее понимаем, — это использование должностными лицами и государственными служащими в целях личного обогащения своих властных полномочий напрямую, выражающееся в пренебрежении нормами морали и этики в совершении деяний из личной заинтересованности и корысти, направленных вразрез интересов власти, как государственной, так и муниципальной, а также государственной и муниципальной службы.
В юридической науке было предложено большое разнообразие теоретических концепций коррупции. Действительно, можно утверждать, что в отечественном уголовном праве на данный момент отсутствует одновариантное определение коррупции как деяния (то есть понятия, перечисляющего его существенные признаки и характеристики), а существующее юридическое определение определяется, как техническая норма с непрямыми отсылками.
Коррупция, как социальный феномен, имеет разные формы проявления, не всегда очевидные. Многообразие формулировок понятия коррупции зачастую не дает понимания всех ее существенных признаков.
Коррупции присущи характерные признаки:
— использование публичными должностными лицами, госслужащими должностного или служебного положения вразрез законных интересов общества и государства;
— получение незаконной выгоды для себя, а также другого физического или юридического лица в виде имущества и/или неимущественных прав, а равно незаконное предоставление физическим и юридическим лицом аналогичных благ государственному служащему в его личном интересе, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица.
В правоведческой литературе к проявлениям коррупции в деятельности должностных лиц и госслужащих относятся:
— использование служебных полномочий в решении различных вопросов, удовлетворяющих материальные потребности вышеназванных лиц либо их родственников;
— предоставление преимуществ, не предусмотренных законом, таких как протекционизм или семейственность, при поступлении на работу/на государственную службу и в дальнейшем продвижении по службе;
— неправомерное предоставление предпочтения юридическим или физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в публичных услугах, а равно оказание содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленном порядку;
— использование информации, не подлежащей официальному распространению, полученной при выполнении служебных обязанностей, в личных или групповых интересах;
— требование информации, предоставление которой не предусмотрено законом, от физических и юридических лиц;
— нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
— дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.
Подарки (презенты) госслужащим и должностным лицам заслуживают особого внимания. Наверное, существенное количество граждан, обращающихся к должностным лицам, передавали т. н. презенты в знак благодарности за помощь в решении вопросов, и не всегда это было из корыстных побуждений.
Тем временем в законе отчетливо указано, что сегодня государственный/муниципальный служащие, должностные лица при исполнении своих обязанностей не вправе получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Подарки (презенты), полученные на протокольных мероприятиях, в служебных командировках, на других исключительно официальных мероприятиях, должны признаваться в соответствии с локальными актами учреждений и организаций соответственного ведения. Такие подарки признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации/муниципальной собственностью и передаются служащим /должностным лицом по акту в орган, в котором он трудоустроен. Случаи исключения установлены Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Госслужащий и должностное лицо, сдавшее подарок, полученный им в вышеуказанных случаях, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Возможно, некоторые из перечисленных случаев представляют собой нормальный бытовой факт. Однако, необходимо учитывать, что такие коррупционные проявления влекут за собой установленную законом ответственность.
Тот же благодарственный подарок, сделанный государственному служащему, а равно и муниципальному, или же должностному лицу, может считаться взяткой.
Следует понимать, что к коррупционным деяниям относятся следующие преступления:
дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ),
получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ),
злоупотребление полномочиями (статья 201 Уголовного кодекса РФ),
коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ),
злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса РФ, а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Меры воздействия по вышеуказанным статьям варьируются. Предусмотрены штраф (в размере от 80 до 500 000 рублей), лишения свободы (на срок от 3 до 12 лет), конфискация имущества.
Конфискация имущества предусматривается по ряду уголовно-правовых конструкций, и прежде всего за коррупционное преступление.
Особенностью, отличающую административные правонарушения от коррупционных преступлений, является совершение некоторых правонарушений не только с прямым умыслом, но и по неосторожности. Например, статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)». Закон предусматривает, что заключая с гражданином, ранее замещавшем должность на государственной или муниципальной службе, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение двух лет после увольнения такового, наниматель обязан сообщать в срок до десяти дней о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Проблема противодействия видам коррупционных отношений, характерных для современного общества, во многом определена имеющейся коррупционной связи внутри системы или организации.
Следует отметить, что в современной России коррупция широко распространена во всех регионах и структурах, а также определяется высокой социальной опасностью, разрушающей социальные связи и отношения, препятствующей формированию социальной справедливости и тормозящей экономический рост государства.
Еще одним важным аспектом рассматриваемой проблемы является то, что коррупция порождает недоверие населения государственным институтам власти, морально развращает общество и ослабляет экономически.
Сам факт недоверия общества к современным чиновникам больше всего связан с кадровой коррупцией и низовой, обнаруживающей новые формы проявления.
Литература:
- Однотомный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (80 000 слов и фразеологических выражений) // GUFO.ME URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 06.01.2023).
- Большой энциклопедический словарь (БЭС) // Словари онлайн URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 06.01.2023).
- Борзенков Г. Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Серия 11 — Право. — М.: Юридический факультет МГУ, 2016. — С. 12–16.
- Дамаскин О. В. Коррупция: состояние, причины, противодействие: Монография. М.: Триумфальная арка, 2015. — 123 с.
- Ильина О. В. Социально–правовые аспекты проявления коррупции в условиях российской действительности // Российская юстиция. — М.: АНО Редакция журнала «Судья», 2018. — С. 42–44.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с изменениями от 26.05.2021 № 155-ФЗ; 7. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» в редакции от 17.05.2021 № 285.