Анализ управленческого решения университетов, не принимавших участие в отборе в программу «Приоритет 2030», и прогнозирование их результатов на 2023 год | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Блинкова, К. А. Анализ управленческого решения университетов, не принимавших участие в отборе в программу «Приоритет 2030», и прогнозирование их результатов на 2023 год / К. А. Блинкова, Д. С. Вайсенбургер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 85-91. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98921/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются показатели университетов, на основании которых комиссия программы «Приоритет 2030» определяет возможность и целесообразность предоставления дополнительного финансирования для университетов и научных организаций. Был проведен отбор вузов, не подавших заявку на участие в программе. На основании полученных данных был проведен критериальный анализ имитирующий отбор, производимый комиссией Минобрнауки России для выявления вузов, имеющих показатели выше пороговых значений критериев оценивания. Проведена проверка на участие вузов из полученного списка на участие в других программах развития университетов России и прогнозирование показателей оставшихся, для оценивания возможности удовлетворения ими критериев оценки к 2023 году. Результатом работы стала оценка, основанная на критериальном и статистическом анализах показателей, относящихся к первой группе критериев у вузов, не подавших заявку на участие в программе.

Ключевые слова: высшее образование в России, программа «Приоритет 2030», критериальный анализ, прогнозирование, анализ управленческого решения, статистический метод прогнозирования

This article discusses the indicators of universities, on the basis of which the commission of the «Priority 2030" program determines the possibility and advisability of providing additional funding for universities and scientific organizations. The selection of universities that did not apply for participation in the program was carried out. Based on the data obtained, a criterion analysis simulating the selection made by the commission of the Ministry of Education and Science of Russia to identify universities with indicators above the threshold values of the evaluation criteria was carried out. We checked on the participation of universities from the received list to participate in other programs for the development of Russian universities and predicted the indicators of the remaining ones, to assess the possibility of their satisfaction of the evaluation criteria by 2023. The result of the work was an assessment based on the criteria and statistical analysis of the indicators related to the first group of criteria in the universities that did not apply for participation in the program.

Keywords : higher education in Russia, «Priority 2030» program, criterial analysis, forecasting.

1. Введение.

Программа «Приоритет 2030» ставит своей задачей повышение научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций, концентрацию ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и обеспечение участия образовательных организаций высшего в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Глобальной же целью программы является — формирование в России более 100 университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны [1].

Для принятия участия в программе университету необходимо соответствовать одной из четырех групп критериев. В данной работе будут рассмотрены только первая и третья [1]:

Первая группа критериев:

— численность обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения — не менее 4 000 человек;

— совокупный объем доходов из всех источников — не менее 1 000 млн рублей;

— удельный вес доходов от НИОКР в общем объеме доходов — не менее 5 %.

Третья группа критериев:

— соответствие двум из трех критериев первой группы допуска к отбору;

— обязательство университета по достижению соответствия первой группе критериев не позднее 2023 года;

— наличие обязательства органа власти региона, на территории которого расположен университет, и (или) профильного ФОИВа, и (или) профильной системообразующей организации осуществлять дополнительную финансовую поддержку реализации программы развития университета в объеме не менее 100 млн рублей в год.

Первая группа критериев состоит из измеримых показателей, что облегчает процесс отбора университетов. В третьей же группе следует обратить внимание на критерий «обязательство университета по достижению соответствия первой группе критериев не позднее 2023 года». Данный критерий подразумевает рассмотрение показателей университетов на промежутке времени с 2017 по 2021 годы, что обосновывает полезность прогнозирования этих показателей.

Цель данной работы — на основе критериального и статистического анализов данных рассмотреть возможность вузам, не подавшим заявку на участие в программе, удовлетворить условиям первой группы критериев к 2023 году и принять участие в конкурсном отборе; определить обоснованность управленческого решения вузов о неучастии в конкурсе.

Из списка всех университетов Российской Федерации первоначально были отобраны университеты, которые не подали заявку на участие в программе. Получившийся список содержит 525 университетов. По каждому из этих университетов была собрана информация о их показателях по критериям из первой группы за 2019 год [2]. Среди выделенных выше 525 университетов: 252 университета соответствуют только одному критерию, 38 университетов только двум, и лишь 9 университетов удовлетворяют всем трем критериям первой группы (Таблица 1).

Таблица 1

Университеты, не подавшие заявку, но удовлетворяющие всем трем критериям первой группы в 2019 году

Наименование образовательной организации

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации (%)

Численность обучающихся на очном обучении

Доходы вуза из всех источников

ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»

5,67

5422

1262234,1

ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет» СТАНКИН

15,75

4029

1574651,2

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ)

5,02

4707

1017643,1

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина»

20,71

4350

1104315,7

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

7,36

4207

1102199,6

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

14,48

9522

2258642,9

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

9,57

4929

1141469

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

20,05

4696

1324205

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

6,75

4831

1195625

Для каждого университета, представленного в данной таблице, были построены прогнозы на основе линейных линий тренда.

Линейный тренд имеет функцию y=ax+b, где:

x — это номер периода во временном ряду (например, номер месяца, квартала, дня;

y — это последовательность значений, которые мы анализируем (например, продажи по месяцам.)

b — точка пересечения с осью y на графике (минимальный уровень);

a — это значение, на которое увеличивается следующее значение временного ряда. Причем, если a>0, то динамика роста положительная, если а<0, то динамика тренда отрицательная, т. е. например, продажи падают. [3]

В таблице 2 представлены университеты, которые по прогнозируемым данным не подойдут под первую группу критериев к 2023 году.

Таблица 2

Университеты, которые не подали заявку на участие в программе, не удовлетворяющие первой группе критериев в 2023 году

Наименование образовательной организации

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации (%) >5 %

Численность обучающихся на очном обучении >4000 чел

Доходы вуза из всех источников >1000000 млн. руб

ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»

-0,605

5105,2

1534703,44

ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет» СТАНКИН

4,58

4692,4

2501248,84

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ)

0,49

5091,6

1193092,84

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина»

14,54

3554,4

1383004,04

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

14,13

3416,4

1311686,12

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

4,448

5990,6

1528558,52

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

0,473

3936,8

1426429,36

В таблице 2 шрифтом выделены показатели, по которым соответствующий университет не удовлетворяет критерию по итогам прогноза.

Близки к пороговым значениям «Алтайский государственный медицинский университет», который по прогнозируемым данным не будет проходить по одному критерию — Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации, не достигая порогового значения на 0,552 % и «Иркутский государственный университет путей сообщения», который по прогнозируемым данным не будет проходить по одному критерию Численность обучающихся на очном обучении >4000 чел. на 63,2 чел. в 2023 году. У университетов еще есть шанс повысить свои показатели несмотря на прогнозируемые значения и в 2023 году принять участие в конкурсном отборе «Приоритет 2030».

В таблице 3 представлены университеты, прогнозные значения которых по критериям за 2023 год удовлетворяют всем критериям первой группы.

Таблица 3

Университеты, не участвующие в конкурсном отборе, удовлетворяющие всем трем критериям первой группы в 2023 году

Наименование образовательной организации

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации (%)

Численность обучающихся на очном обучении

Доходы вуза из всех источников

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

13,6

7593,4

2480779,78

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

9,91

4645

1310607,8

Таким образом на основе прогнозных данных были выделены два вуза: «Уфимский государственный авиационный технический университет» и «Ростовский государственный университет путей сообщения». Графики прогнозных данных выделенных университетов, представленные на рисунках 1–3 и 4–6 соответственно.

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах Уфимского государственного авиационного технического университета (%)

Рис. 1. Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах Уфимского государственного авиационного технического университета (%)

Численность обучающихся на очном обучении в Уфимском государственном авиационном техническом университете

Рис. 2. Численность обучающихся на очном обучении в Уфимском государственном авиационном техническом университете

Доходы Уфимского государственного авиационного технического университета из всех источников

Рис. 3. Доходы Уфимского государственного авиационного технического университета из всех источников

Уфимский государственный авиационный технический университет сохраняет положительную тенденцию роста по двум из трех критериев, прогнозное значение критерия «Численность обучающихся на очном обучении» хоть и имеет тенденцию к снижению, но практически в два раза превышает необходимый для участия в проекте минимум.

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах Ростовского государственного университета путей сообщения (%)

Рис. 4. Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах Ростовского государственного университета путей сообщения (%)

Численность обучающихся на очном обучении в Ростовском государственном университете путей сообщения

Рис. 5. Численность обучающихся на очном обучении в Ростовском государственном университете путей сообщения

Доходы Ростовского государственного университета путей сообщения из всех источников

Рис. 6. Доходы Ростовского государственного университета путей сообщения из всех источников

Аналогично с Уфимским государственным авиационным техническим университетом, Ростовский государственный университет путей сообщения имеет положительную тенденцию по двум критериям: «Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации (%)» и «Доходы из всех источников», и отрицательную тенденцию по критерию «Численность обучающихся на очном обучении», однако в данном случае, этот показатель критически близок к минимально допустимому из чего можно сделать вывод о преимуществе Уфимского университета над Ростовским по данному критерию.

Одной из возможных причин отказа от идеи подачи заявки на участие в программе «Приоритет 2030» является участие в других программах. Для проверки данной гипотезы был проведен анализ на участие Уфимского государственного авиационного технического университета и Ростовского государственного университета путей и сообщения в других проектах, результаты данного анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4

Участие университетов в других программах

Программа

Уфимский государственный авиационный технический университет

Ростовский государственный университет путей сообщения

Программа повышения конкурентоспособности ведущих университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект "5–100") (ПП РФ № 211)

Да

Нет

Программа «Стартап как диплом»

Нет

Нет

Создание федеральных университетов (ПП РФ № 716)

Нет

Нет

Создание научных центров мирового уровня (ПП РФ № 538) по приоритетам научно-технологического развития РФ

Нет

Нет

Развитие опорных университетов (ПП РФ № 811)

Нет

Нет

Создание Научно-образовательных математических центров» (Региональных математических центров)

Нет

Нет

Создание научно-образовательных центров (ПП РФ № 537)

Нет

Нет

Присвоение категории «Национальный исследовательский университет» (ПП РФ № 550)

Нет

Нет

Заключение

Исходя из данных приведенных в таблице 4, можно сделать вывод, что мотивировать отказ от участия в программе «Приоритет 2030» участием в другой программе мог только Уфимский государственный авиационный технический университет.

Таким образом исходя из всего вышесказанного следует, что как минимум два университета, не подавшие заявку на участие в программе «Приоритет 2030», имели высокие шансы удовлетворить выше оцененным критериям отбора.

Исходя из проведенного анализа о верности принятия управленческих решений вузов в участии российских программ развития университетов, таких как «Приоритет 2030» мы выяснили, что большинство университетов принимают верное управленческое решение исходя из анализа данных за последние года, а также анализа прогнозных значений вузов. Так, было выяснено, что из 525 вузов только 9 имели возможность пройти конкурсный отбор на участие в программе, что составляет 1,7 % от общего числа вузов, не подавших заявку на участие в конкурсном отборе. По проведенному статистическому методу прогнозирования было выявлено, что из 9 университетов, не подавших заявку, но проходивших по 1 группе критериев отбора, только 2 университета потенциально могли бы пройти отбор по 1 группе критериев, а значит и пройти по пункту третьей группы критериев: «обязательство университета по достижению соответствия первой группе критериев не позднее 2023 года».

Литература:

  1. Министерство науки и высшего образования. Программа «Приоритет 2030»: [сайт] — URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 10.12.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный;
  2. Главный информационно-вычислительный центр Министерства образования РФ: [сайт]. — URL: https://monitoring.miccedu.ru/ (дата обращения: 10.12.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный;
  3. Дегтярева Н. А. Эконометрические модели анализа и прогнозирования. — 2017.
  4. Отбор участников в программу «Приоритет 2030» Итог: [сайт] — URL: priority2030.ru/upload/medialibrary/629/3mhkzikbyq4471gtyy83i19lxgzo2r3n/ (дата обращения: 10.12.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный;
  5. Рейтинг вузов, участвующих в программе «5 в 100» Рейтинги: [сайт] — URL: https://5top100.ru/rankings/(дата обращения: 10.12.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный;
  6. Халин В. Г. и др. Теория принятия решений в 2 т. Том 2. — 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): группа критериев, ростовский государственный университет, университет, Численность обучающихся, образовательная организация, очное обучение, Удельный вес доходов, Уфимский государственный авиационный технический университет, критерий, РФ.


Ключевые слова

прогнозирование, высшее образование в России, программа «Приоритет 2030», критериальный анализ, анализ управленческого решения, статистический метод прогнозирования

Похожие статьи

Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк»)

В статье на основе аналитического и синтетического подходов к изучению современных методов экспертных оценок выдвигается идея о существовании методических недостатков на этапе отбора экспертных групп. Изучается и характеризуется метод экспертных оцен...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Анализ эффективности оригинальной шкалы оценки риска травматизма

В ходе данной исследовательской работы была протестирована оригинальная шкала оценки риска травматизма. Цель исследования — провести анкетирование 25 человек и рассчитать вероятность риска травматизма, используя авторскую методику оценки и шкалу FRAX...

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2016 году в Красноярском крае

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день в России проблеме использования и совершенствования средств оценивания результатов подготовки учащихся школ в области информатики и ИКТ. В статье отражены структура и содержание КИМ по информатик...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Исследование образовательных стандартов преподавания предпринимательства модульной системы обучения Пудмона

Целью данного исследования является рассмотрение реализованных стандартов методов преподавания и система оценивания. Данное исследование проводится на основании собранных материалов и рассмотрении научных работ. В качестве примера был произве...

Комбинированный метод оценки зрелости системы менеджмента информационной безопасности с применением модели CMMI

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса об оценке состоятельности системы менеджмента информационной безопасности (далее — СМИБ) на предприятиях. Предложен метод оценки, имеющий количественные и качественные показатели зрелости процессов, что...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Похожие статьи

Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк»)

В статье на основе аналитического и синтетического подходов к изучению современных методов экспертных оценок выдвигается идея о существовании методических недостатков на этапе отбора экспертных групп. Изучается и характеризуется метод экспертных оцен...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Анализ эффективности оригинальной шкалы оценки риска травматизма

В ходе данной исследовательской работы была протестирована оригинальная шкала оценки риска травматизма. Цель исследования — провести анкетирование 25 человек и рассчитать вероятность риска травматизма, используя авторскую методику оценки и шкалу FRAX...

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2016 году в Красноярском крае

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день в России проблеме использования и совершенствования средств оценивания результатов подготовки учащихся школ в области информатики и ИКТ. В статье отражены структура и содержание КИМ по информатик...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Исследование образовательных стандартов преподавания предпринимательства модульной системы обучения Пудмона

Целью данного исследования является рассмотрение реализованных стандартов методов преподавания и система оценивания. Данное исследование проводится на основании собранных материалов и рассмотрении научных работ. В качестве примера был произве...

Комбинированный метод оценки зрелости системы менеджмента информационной безопасности с применением модели CMMI

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса об оценке состоятельности системы менеджмента информационной безопасности (далее — СМИБ) на предприятиях. Предложен метод оценки, имеющий количественные и качественные показатели зрелости процессов, что...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Задать вопрос