В статье рассматриваются причины, по которым воспитательная работа может стать формальной, способы и приёмы, обеспечивающие индивидуальный подход к суворовцам, формирующим чувство единства и дающие возможность проявить себя каждому воспитаннику.
В суворовском училище воспитательная работа важна не менее, чем обучение суворовцев, будущих офицеров. Воспитание определяет, каким будет поколение, приходящее на смену существующему. От полученного в годы учёбы воспитания подростков зависит, в том числе, будет ли Россия современной, эффективной, развивающейся страной со своей самобытностью. В Федеральных государственных образовательных стандартах заложена необходимость развития гражданской идентичности и патриотизма обучающихся.
Педагоги и воспитатели понимают, что общество не будет здоровым, а страна благополучной, если в ней будут жить эгоисты, ориентированные на удовольствия. Не секрет, что сегодня для кого-то в молодежной среде не модно служить в армии, стыдно работать. Российская культура вытесняется западной, под влиянием окружения, средств информации забывается история, имена героев. Главным стремлением людей часто становится материальное благополучие, деньги любой ценой. Случается, что размер зарплаты ценится больше, чем интересная работа.
Ещё несколько десятков лет, несмотря на голод и тяжёлую работу, все граждане нашей страны были патриотами. Они стремились к лучшему, создавали лучшее своим трудом, гордились своей сопричастностью к общему делу. В настоящее время многое изменилось, патриотизм и гражданскую идентичность подрастающего поколения нужно воспитывать.
Это делает тему воспитания суворовцев одновременно актуальной, сложной и неоднозначной. Как сделать так, чтобы эта работа не стала скучной формальностью, а результат — нулевым? Как учесть психологические особенности современных подростков, с которыми воспитатели не сталкивались в прошлом? Как методами воспитательной работы сформировать гражданские качества личности, как воспитать патриотизм? Что нужно делать для того, чтобы у подростков появилось стремление сделать жизнь в своей стране лучше?
В современных условиях патриотизм, любовь к Родине нельзя формировать лозунгами. В понятии Родина у каждого человека заложены свой личный смысл и код. Формируя у воспитанников понятие «Родина», нужно ориентироваться на его образ «малой Родины», образ места, где ему тепло, где он счастлив. Это родительский дом, родные люди, радостные события. Таким образом обеспечивается индивидуальный воспитательный подход к каждому суворовцу. На географических картах суворовцы ищут точки населенных пунктов, знакомые названия и счастливо улыбаются: «Я тут живу». Это показывает, как важна для них их малая Родина, что они всегда помнят о ней.
В структуре воспитательной работы с суворовцами 5 роты большое место отведено мероприятиям, посвящённым родному краю, городам и поселкам, людям и природе. Так суворовцы заняли одно из призовых мест в конкурсе виртуальных туристических маршрутов «Мой Татарстан», рассказав о самых красивых местах родной республики. Большой интерес вызвал проект «Все для фронта. Всё для победы» о вкладе татарстанцев в дело победы.
События фильма «Контейнер», который суворовцы 5 роты снимали для конкурса «Кадетский взгляд», разворачиваются на улицах Казани, полигоне Казанского высшего танкового училища и в музеях города. Легендарный летчик Девятаев, герой Советского союза Николай Кузнецов жил и работал в Казани. Так постепенно формируется связь личности суворовцев с конкретными местами, историей, событиями.
Для суворовцев, особенно младших, важна наглядность и конкретность информации, воспитательное окружение. В первые дни пребывания в училище они узнают фамилии героев — выпускников училища, подойдя к стене с бронзовыми барельефами. Кровати героев, навечно зачисленных в списки личного состава рот, с портретами и описаниями их подвигов, стоят в нескольких подразделениях училища.
Важно помнить, что неэффективными воспитательные мероприятия становятся тогда, когда они формальны, обезличены, не адресованы каждому присутствующему. Понятен огромный успех акции «Бессмертный полк», в ней проявляется связь близких людей, родственников, семьи с историей страны. Это мероприятие мало кого оставляет равнодушным.
В 5 роте ещё на 1 курсе были приготовлены фотографии участников войны, родственников суворовцев, для участия в шествии «Бессмертный полк». Пандемия внесла свои коррективы, в мае 2020 года суворовцы не смогли принять в нем участие. Эти фотографии достали во время подготовки суворовца для участия в конкурсе «Мы помним героев». Песню «О той весне» суворовцы 1 взвода пели с портретами своих участников войны в руках: «…и прадед мой домой с войны вернулся».
Во взводе в это время можно было наблюдать настоящий накал патриотических чувств. Суворовцы, у которых по расписанию были тренировки и кружки, отказывались уходить с репетиций, всем было важно принять участие в этом номере, выйти на сцену с портретом, со словами песни «…я помню свет далеких лет, в свою страну я буду верить». Это один из примеров, когда воспитательное мероприятие было проведено не галочки, а для души воспитанников.
Не менее важно при подготовке воспитательных мероприятий и отношение к нему взрослых, воспитателей и преподавателей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал о том, что сила воспитания появляется только из живого источника человеческой личности.
Подростки очень чувствительны, безошибочно определяют настроение и отношение воспитателя к теме мероприятия, они быстро чувствуют фальшь, незаинтересованность. Другое дело, когда воспитатель от начала и до конца принимает участие в конкурсе вместе с воспитанниками. В съёмках фильма, в экскурсиях, в творческих проектах воспитатели всегда рядом с воспитанниками. Для суворовцев важны чувства и переживания значимых взрослых, их эмоциональное состояние они воспринимают лучше, чем изложенную информацию.
Воспитатель взвода не ушёл домой после бессонной ночи, сдав дежурство, а остался с суворовцами на уроке литературы «Стихи и песни военных лет». Он пел вместе с ними, декламировал Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь». Это ещё один пример неравнодушия к тому, какие чувства останутся в душах воспитанников после череды уроков и мероприятий, ведь воспитывают поступки и эмоциональное состояние, а не слова.
Воспитательная работа в училище представлена во многих областях жизни суворовцев: воспитание любви к природе, развитие интереса к вопросам экологии, интереса к родному языку и истории, российским традициям, выдающимся соотечественникам.
Отдавая предпочтение интерактивным формам мероприятий, где воспитанники могут взаимодействовать между собой, проявлять активность, воспитатели и педагоги создают предпосылки к тому, чтобы суворовцы становились самостоятельными, целеустремленными и активными людьми. Совместная деятельность помогает формированию у суворовцев чувства единства, одновременно давая возможность проявить себя. С большим успехом в роте проходят мероприятия в форме соревнований, викторины, конкурсы.
Став грамотными людьми, профессионалами своего дела, патриотами, сегодняшние суворовцы в будущем могут сделать лучше свою жизнь, одновременно улучшая и укрепляя свою Родину. Ведь успех любой страны достигается через успех её граждан. Это обязательно случится, если мы сегодня сможем объяснить им, что не только их судьба связана с Родиной, но и их будущий успех связан с успехами Родины.
Литература:
- Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. — 2015. — № 6. — С.3–7.
- Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев [Текст] — М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2016. — 189 с.
- Степанов Е. Н., Баранова С. С., Авдакова Е. И.: Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы. Издательство: Педагогический поиск, 2018 г.