В статье рассматриваются актуальные вопросы организации социального воспитания суворовцев с использованием современных педагогических технологий.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «…ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [1, с 3].
По мнению А. В. Мудрика, «социальное воспитание это — планомерное создание условий для целенаправленного и относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации; более узко — как процесс специально организованного включения школьников в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе» [2, с. 43].
В соответствии с программой воспитания и социализации в училище созданы комфортные условия для индивидуального развития и формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе эффективного взаимодействия взрослых и детей, ценностного общения, путем организации социальных проб и прохождения социальных практик обучающимися, приобщения обучающихся к культурным ценностям.
К основным направлениям совместной ценностно-ориентированной деятельности взрослых и детей в нашем училище можно отнести:
– поддержка и развитие училищных традиций и ритуалов;
– коллективная подготовка, проведение и анализ ключевых дел воспитательной направленности;
– поддержка ученического самоуправления (училища, роты, взвода);
– формирование и развитие коллективов (рот, взводов);
– взаимодействие суворовцев в разновозрастных группах;
– развитие системы поощрений социальной успешности суворовцев, проявления активной жизненной позиции обучающихся.
Социальное воспитание суворовцев реализуется на основе современных педагогических технологий: сотрудничества, технологии ученического самоуправления, проектного обучения, Портфолио и других.
Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствие с его возрастными и личностными особенностями [3, с. 43]. Важно, чтобы взрослые смогли создать благоприятные условия для суворовцев, которые стремятся к участию в общественной жизни взвода, роты, училища. Именно в условиях самостоятельности, инициативы и внутренних потребностей рождается истинное самоуправление. Поэтому в начале учебного года на собраниях взвода суворовцы путем открытого голосования выбирают актив взвода, предлагают список ключевых дел на предстоящий учебный год, обсуждают предложения своих товарищей, оценивают возможности их организации и проведения. На основе утвержденного подростками списка воспитатель составляет план воспитательных мероприятий взвода на год. Ученическое самоуправление помогает суворовцам почувствовать себя в новой для себя роли — организаторской. Опыт организаторской деятельности будет важен в дальнейшей жизни человека. У большинства суворовцев есть общественное поручение во взводе, роте, училище и его выполнение способствует воспитанию у обучающихся ответственного отношения к делу, умение рационально распределять время, силы и ресурсы.
В Федеральном проекте «Современная школа» особое внимание уделяется наставничеству, как технологической основе для развития социальной активности подростка [4, с. 2]. В училище суворовцы старшекурсники реализуют социальную практику «ЗУН (Знаю. Умею. Научу)», основной задачей которой является сотрудничество в разновозрастных группах. Суворовцы старших курсов, которые во время совместной деятельности выполняют различные социальные роли, делятся своими знаниями с младшими суворовцами, поддерживают, направляют, помогают им найти правильное решение, обучают грамотной организации своего труда. Объединение суворовцев разных классов (курсов) в разновозрастную группу позволяет расширить и разнообразить контакты, снять психологическое напряжение, повышает градус эмоционального воздействия на подростков, помогает избежать монотонности, однообразия при организации образовательного процесса, в том числе мероприятий выходных дней и каникул. У подростков появляется возможность самоутвердиться, развивать организаторские и лидерские качества, получить положительный опыт социального общения. Разновозрастное взаимодействие на основе технологии наставничества широко реализуется при организации и проведении концертов, праздников в ротах и училище, тематических вечеров, театральных постановок, военизированных игр и квестов, во время работы творческих мастерских.
Сочетание технологий наставничества и проектного обучения легли в основу организации многих воспитательных мероприятий. Например, суворовцы 3 и 4 роты под руководством педагогов-организаторов рот участвуют в проекте «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни». Идею создания и реализации проекта предложили сами ребята, когда в выходные дни проходили совместные — интерактивные игры, эстафеты, творческие встречи, участниками которых были суворовцы разных курсов. Ребятам настолько понравилось работать в смешанных группах, что было принято решение организовать совместный социально-ориентированный проект. Проект является составной частью одной из форм системы воспитательной работы по направлению воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках программы воспитания и социализации суворовцев. Результатом участия в проекте суворовцев разных возрастов станет формирование и укрепление дружеских связей между суворовцами разных классов, формирование и развитие личностных качеств подростков: ответственности, аккуратности, уверенности в себе. Суворовцы, участники проекта, приобретут навыки работы с различными источниками информации, научатся распределять роли при решении поставленных задач, работать с информацией, делать умозаключения, проводить анализ и самоанализ после мероприятий. В данный момент продолжается реализация проекта.
Системы поощрений социальной успешности суворовцев, проявления активной жизненной позиции обучающихся является важным фактором социального воспитания. И здесь на первый план выходит Портфолио суворовца. Портфолио обучающегося — это комплекс документов, подтверждающих индивидуальные учебные достижения и творческие успехи суворовцев. Портфолио отражает весь спектр способностей, наклонностей подростков, их интересов, знаний и опыта. Воспитательная функция Портфолио — помочь суворовцу проанализировать свои достижения, осознать в себе человека, степень развития ценностных ориентаций.
Таким образом, социальное воспитание обучающихся это длительный и контролируемый со стороны взрослых процесс, который является платформой для достижения суворовцами личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Литература:
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.:Просвещение,2016г.
- Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-ведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2017г.
- Степанов П. В., Селиванова Н. Л., Круглов В. В., Степанов И. В., Парфенова И. С., Шустова И. Ю., Черкашин, Мирошкина М. Р., Тихонова Т. Н., Добровольская Е. Ф., Попова И. Н. под ред. Степанова П. В..-М.: ФГБНУ «ИСРО РАО»,2020.-119с.-(Серия: Примерная программа воспитания)
- ttps://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный проект «Современная школа».pdf