Исследования взаимосвязи рефлексии и поведения в конфликте между супругами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева, Н. В. Исследования взаимосвязи рефлексии и поведения в конфликте между супругами / Н. В. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98937/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность исследования. На сегодняшний день во всем мире существует повышенный интерес в изучении семьи и брака. Поскольку, к сожалению, треть всех браков нежизнеспособна и заканчивается разводом, то ключевую государственную значимость приобрел вопрос укрепления брака, а также развития у супругов сотрудничества и ответственности. Семья — это первичное связующее звено между природой и обществом, духовной и материальной сторонами жизни людей. Очевидным является то, что в любой семье конфликты неизбежны. Кроме этого, многие психологи сходятся во мнении, что конфликты заключают в себе конструктивную функцию, являются методом решения проблем в семье, а также налаживания взаимодействия. В том числе они несут функцию развития семьи и перехода ее в иное новое состояние. В конфликте также существует риск разрушения отношений, а также опасность непреодоления кризиса. Однако существует и благоприятный аспект возможности выхода на новую ступень отношений и приобретения новых возможностей. Конфликт несет в себе сильное конструктивное начало, это говорит нам о том, что конфликт может быть позитивным.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопрос стабилизации отношений представляет частично неразрешимым, так как, как правило, один из супружеской пары может быть не заинтересован в том, чтобы его взаимоотношения с партнером наладились. Эту проблематику разрабатывают исследователи в рамках социальных, философских, психологических и педагогических наук.

Зарубежные исследователи, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Левин, А. Адлер, С. Сигеле, Дж. Морено и другие, в исследовании конфликтов придерживались социометрии, психоанализа, динамической парадигмы, экзистенциальной психологии.

Отечественные исследователи доказали, что в наше время происходит явление понимания и переосмысления конфликта (Ершов А. А., Бойко В. В., Анцупов А. Я., Журавлев А. Л. и другие). В это же время большое количество работ было посвящено и конфликтам в отношениях (Гусева А. С., Гришина В. В., Моисеев Д. Л. и другие).

Исследование факторов и условий разрешения конфликтов конструктивным путем исследовано в работах Шипиловой А. И. и Анцуповой А. Я. Определением причин, способствующих возникновению конфликтов и путей их решений занимались такие исследователи, как Ключникова С. Ю., Сысенко В. А., Ощепкова А. П., Росс А., Шейнова В. П., Этштейн М. З. и другие. Направления исследования условий и факторов конструктивных конфликтов (Обозова А. Н., Левкович В. П., Зуськова О. Э., Ковалев С. В., Трапезникова Т. М., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. и другие).

Основы семейной психологии (Андреева Т. В., Алешина Ю. Е., Гришина Н. В., Дружинин В. Н. и другие). Вопрос стабилизации семейных взаимоотношений в последние годы из-за роста числа семейных конфликтов и разводов является актуальным в исследованиях Зацепиной В. И., Харчевой А. Г., Соловьевой Н. Я., Голод С. И.).

В современном мире исследование психологических предпосылок решения конфликтов в семье представляется актуальным.

Цель исследования заключается в выявлении характера взаимосвязи склонности к рефлексии и конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке.

Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

1) выявить уровень рефлексии у исследуемых супругов в браке;

2) оценить способность к конструктивному разрешению конфликтов между супругами;

3) измерить уровень эмоционального интеллекта супругов в браке;

4) выявить характер взаимосвязи склонности к рефлексии и конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке;

Предметом исследования является склонность к рефлексии как фактор конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке. Объектом изучения являются супружеские пары.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует связь между склонностью к рефлексии и конструктивным разрешением конфликта между супругами в браке.

Особенности поведения супругов в конфликте мы описывали на основе анализа поведения 70 супружеских пар с помощью пяти стратегий поведения К. Томаса: компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление и соперничество. Далее была составлена матрица вероятных вариантов сочетаний стратегий поведения между супругами. Получилось 25 различных вероятных вариантов взаимодействия. Также проведен анализ склонности к рефлексии каждого участника из 70 супружеских пар (140 человек — 70 мужчин и 70 женщин).

Частные гипотезы:

  1. Супружеские пары, которые применяют в разрешении конфликта сочетание таких стратегий поведения как «компромисс-компромисс», «сотрудничество-сотрудничество», «сотрудничество-компромисс» обладают высокой склонностью к рефлексии.
  2. Существует связь уровня эмоционального интеллекта и уровня рефлексии — чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше уровень рефлексии.
  3. Есть взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и стратегиями поведения в конфликте — чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем более конструктивные стратегии выбирают супруги в разрешении конфликтов в браке.
  4. Супружеские пары, применяющие в разрешении конфликта сочетание таких стратегий поведения, как «соперничество-соперничество», «приспособление-приспособление», «избегание-избегание», «приспособление-избегание», «приспособление-соперничество», «избегание-соперничество» обладают низким уровнем склонности к рефлексии.

Для установления связи конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке и склонности к рефлексии, в работе проведен анализ эмпирических данных, которые получены с помощью нескольких методик.

Методы исследования:

  1. Опросные методы;
  2. Анализ полученных данных с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ).

Методики исследования:

  1. Опросник рефлексивности Карпова А. В.
  2. Теста-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации;
  3. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М.;
  4. Тест-опросник на уровень эмоционального интеллекта Люсина;
  5. Опросник М. Гранта «Оценка уровня выраженности и направленности рефлексии субъекта».

Практическая значимость исследования — исследование дает общую картину конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке с помощью рефлексии. Результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, можно применять в консультировании и терапии семейных пар специалистами соответствующего профиля, могут стать базой для построения возможных причинно-следственных связей их поведения — желаний, потребностей и т. д.

ВЫВОДЫ

На основе анализа полученных данных вследствие исследования стратегий поведения в конфликте, уровня рефлексии и уровня развития эмоционального интеллекта супругов, состоящий в браке можно сделать следующие выводы.

В целом выборка характеризуется средним уровнем развития эмоционального интеллекта, средним уровнем рефлексии. Большая часть выборки выбирает неконструктивные стратегии поведения в конфликте (58,6 %).

В группе выбора конструктивных стратегий поведения в конфликте показатели рефлексии и уровня развития эмоционального интеллекта выше среднего. В группе выбора неконструктивных стратегий поведения в конфликте уровень рефлексии и уровень развития эмоционального интеллекте ниже среднего.

Самосознание, саморегуляций, самомотивация в обеих группах находятся на среднем уровне. То есть респонденты характеризуются способностью осознавать причины той или иной эмоции в конкретной ситуации, управлять поведением за счет эмоций, с успехом подчиняют себе свои эмоции.

При сравнительном анализе, выполненном при помощи критерия Спирмена, было обнаружено, что у группы с выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте показатели уровня рефлексии и развития эмоционального интеллекта выше, чем у респондентов с выбором неконструктивных стратегий поведения в конфликте.

При корреляционном анализе были выявлены значимые взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта, уровнем рефлексии и выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте.

Таким образом, в исследовании были выполнены все поставленные нами задачи. Были подтверждены все выдвигаемые гипотезы.

Литература:

  1. Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Медиация — конструктивное разрешение конфликтов. Санкт-Петербург, 2008
  2. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. — № 1. — с. 71–75.
  3. Альбисетти, В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни / В. Альбисетти. — М.: Паолине, 2001. — 360 с.
  4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: Аспект Пресс, 2014. — 363 с.
  5. Андреева Т. В. Психология семьи. — Спб.: Питер, 2013. — 336с.
  6. Андреева Т. В.Семейная психология. — СПб.: Речь, 2015. — 244 с.
  7. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
  8. Арбитайло, А. О природе супружеских конфликтов / А. Арбитайло //Психологический журнал. — 2004. — No 6. — С.45–49.
  9. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяева. — М.: Academia, 2009. — 192 с.
  10. Бесемер Христоф. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004
  11. Бойко М. С. и др. Базовый курс медиации:рефлексивные заметки. Минск, 2011
  12. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 2005., 208 с.
  13. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте /Перев.с англ. А. З. Шапиро. — М.: Класс, 2005. — 176 с.
  14. Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова — Вопросы психологии. 2011. — No 5.- С.110–116.
  15. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 2008.- 199 с.
  16. Горшкова В. В., Тонконогая Е. П., Мельникова А. А. Семья в проблемном поле современного социума: монография /; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2019. — 302 с.
  17. Горянина В. А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ -2-е изд., стереотип.. -М.: Академия, 2004.-416 с
  18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А. П. Исаевой. — М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478 с.
  19. Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта: автореф. дисс. д-ра психол. наук / Н. В. Гришина. — СПб: СПбГУ, 1995. — 125 с.
  20. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002.
  21. Грюнвальд Б. Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — 416 с.
  22. Дармодехин, С. В. Проблемы семьи и семейной по 60
  23. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.
  24. Иванова Е. Н. Иду на конфликт. СПб.: ДНК, 2003.
  25. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  26. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  27. Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А. В. Карпов, А. С. Петровская. — Ярославль: ЯрГУ, 2008. -344 с.
  28. Кондратьева С. В. Практическая психология. — М: Харвест, 1997. — 260 с.
  29. Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. — М.: Феникс, 2005. –445 с.
  30. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2011. — С.118- 132.
  31. Лепский, В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития / В. Е. Лепский. — М.: Когито-Центр, 2010. — 255 с.
  32. Лефевр, В. А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. — М.: Совр. радио, 1973. — 159 с.
  33. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.
  34. Липпиус А. Игры для взрослых: психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна / А. Липпиус. М., 2001.
  35. Мета Г., Похмелкина Г. Медиация — искусство разрешать конфликты. Москва, 2004
  36. Мокшанцев Р. И. Психология переговоров. М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002Иванова Е. Н. Материалы к мини-тренингам в курсе подготовки посредников. СПб.: ДНК, 1999.
  37. Мягер, В. К. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина. — Л.: Лениздат, 1976. — 265 с.
  38. Обозов Н. Н. Психологическая культура отношений: метод.пособие. — Спб.: Школа практической психологии, 1995. — 33 с
  39. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
  40. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. Гл. 5: Гендерные роли.
  41. Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Б. Д. Парыгин. — СПб.: СПбГУП, 2003.
  42. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг. — М.: Смысл, 2007. — 688 с.
  43. Писчиков В. А. Семейные отношения. М:Юрайт, 2008.
  44. Поленова Т. П. Управление скандалом: популярная конфликтология в семье и на работе. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  45. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / под ред. Т. И. Короткиной. — СПб.: СПбГУП, 2016. — 116 с.
  46. Робертс Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. — 2004. № 4. Т. 1. — с. 3–26.
  47. Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. М, Апрель-Пресс, 2008.
  48. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. СПб., 2000.
  49. Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: Дис. … канд. психол. наук. — М., 2008. — 154 с.
  50. Смирнова Н. В. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком: Дис....канд. психол. наук. — М., 2005. — 202 с.
  51. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. — М., 2002.
  52. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 198 с.
  53. Терехин В. А. Психологические аспекты качества семейно- брачных отношений // В. А. Терехин, Е. В. Криченко — РЭГ. — 2010. — No12 (42).- С.23–29.
  54. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб.: Речь, 2004.
  55. Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М., 2004.
  56. Черняк Е. М. Социология семьи: учеб. пособие / Е. М. Черняк. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  57. Шварц Г.Управление конфликтными ситуациами. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. СПб.: Изд. Вернера Регена, 2007
  58. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. — Минск: Харвест, 2010.
  59. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2012. — 246 с.
  60. Яковлев А. М. Социальная структура общества: учебник / А. М. Яковлев; Мос. новый юрид. ин-т. М., 2003.
  61. Я и моя семья: психологическая совместимость. Коррекция семейных отношений. Дети и родители (психологический практикум) / авт.-сост. Э. Флерковский. Ростов н/Д., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, уровень рефлексии, конструктивное разрешение конфликтов, конфликт, стратегия поведения, брак, уровень развития, конструктивная стратегия поведения, неконструктивная стратегия поведения, рефлексия.


Похожие статьи

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности

Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и самоотношения с невротизацией у женщин в период ранней взрослости

Регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов

Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Похожие статьи

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности

Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и самоотношения с невротизацией у женщин в период ранней взрослости

Регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов

Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Задать вопрос