Актуальность исследования. На сегодняшний день во всем мире существует повышенный интерес в изучении семьи и брака. Поскольку, к сожалению, треть всех браков нежизнеспособна и заканчивается разводом, то ключевую государственную значимость приобрел вопрос укрепления брака, а также развития у супругов сотрудничества и ответственности. Семья — это первичное связующее звено между природой и обществом, духовной и материальной сторонами жизни людей. Очевидным является то, что в любой семье конфликты неизбежны. Кроме этого, многие психологи сходятся во мнении, что конфликты заключают в себе конструктивную функцию, являются методом решения проблем в семье, а также налаживания взаимодействия. В том числе они несут функцию развития семьи и перехода ее в иное новое состояние. В конфликте также существует риск разрушения отношений, а также опасность непреодоления кризиса. Однако существует и благоприятный аспект возможности выхода на новую ступень отношений и приобретения новых возможностей. Конфликт несет в себе сильное конструктивное начало, это говорит нам о том, что конфликт может быть позитивным.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопрос стабилизации отношений представляет частично неразрешимым, так как, как правило, один из супружеской пары может быть не заинтересован в том, чтобы его взаимоотношения с партнером наладились. Эту проблематику разрабатывают исследователи в рамках социальных, философских, психологических и педагогических наук.
Зарубежные исследователи, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Левин, А. Адлер, С. Сигеле, Дж. Морено и другие, в исследовании конфликтов придерживались социометрии, психоанализа, динамической парадигмы, экзистенциальной психологии.
Отечественные исследователи доказали, что в наше время происходит явление понимания и переосмысления конфликта (Ершов А. А., Бойко В. В., Анцупов А. Я., Журавлев А. Л. и другие). В это же время большое количество работ было посвящено и конфликтам в отношениях (Гусева А. С., Гришина В. В., Моисеев Д. Л. и другие).
Исследование факторов и условий разрешения конфликтов конструктивным путем исследовано в работах Шипиловой А. И. и Анцуповой А. Я. Определением причин, способствующих возникновению конфликтов и путей их решений занимались такие исследователи, как Ключникова С. Ю., Сысенко В. А., Ощепкова А. П., Росс А., Шейнова В. П., Этштейн М. З. и другие. Направления исследования условий и факторов конструктивных конфликтов (Обозова А. Н., Левкович В. П., Зуськова О. Э., Ковалев С. В., Трапезникова Т. М., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. и другие).
Основы семейной психологии (Андреева Т. В., Алешина Ю. Е., Гришина Н. В., Дружинин В. Н. и другие). Вопрос стабилизации семейных взаимоотношений в последние годы из-за роста числа семейных конфликтов и разводов является актуальным в исследованиях Зацепиной В. И., Харчевой А. Г., Соловьевой Н. Я., Голод С. И.).
В современном мире исследование психологических предпосылок решения конфликтов в семье представляется актуальным.
Цель исследования заключается в выявлении характера взаимосвязи склонности к рефлексии и конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) выявить уровень рефлексии у исследуемых супругов в браке;
2) оценить способность к конструктивному разрешению конфликтов между супругами;
3) измерить уровень эмоционального интеллекта супругов в браке;
4) выявить характер взаимосвязи склонности к рефлексии и конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке;
Предметом исследования является склонность к рефлексии как фактор конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке. Объектом изучения являются супружеские пары.
Гипотеза исследования состоит в том, что существует связь между склонностью к рефлексии и конструктивным разрешением конфликта между супругами в браке.
Особенности поведения супругов в конфликте мы описывали на основе анализа поведения 70 супружеских пар с помощью пяти стратегий поведения К. Томаса: компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление и соперничество. Далее была составлена матрица вероятных вариантов сочетаний стратегий поведения между супругами. Получилось 25 различных вероятных вариантов взаимодействия. Также проведен анализ склонности к рефлексии каждого участника из 70 супружеских пар (140 человек — 70 мужчин и 70 женщин).
Частные гипотезы:
- Супружеские пары, которые применяют в разрешении конфликта сочетание таких стратегий поведения как «компромисс-компромисс», «сотрудничество-сотрудничество», «сотрудничество-компромисс» обладают высокой склонностью к рефлексии.
- Существует связь уровня эмоционального интеллекта и уровня рефлексии — чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше уровень рефлексии.
- Есть взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и стратегиями поведения в конфликте — чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем более конструктивные стратегии выбирают супруги в разрешении конфликтов в браке.
- Супружеские пары, применяющие в разрешении конфликта сочетание таких стратегий поведения, как «соперничество-соперничество», «приспособление-приспособление», «избегание-избегание», «приспособление-избегание», «приспособление-соперничество», «избегание-соперничество» обладают низким уровнем склонности к рефлексии.
Для установления связи конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке и склонности к рефлексии, в работе проведен анализ эмпирических данных, которые получены с помощью нескольких методик.
Методы исследования:
- Опросные методы;
- Анализ полученных данных с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ).
Методики исследования:
- Опросник рефлексивности Карпова А. В.
- Теста-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации;
- Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М.;
- Тест-опросник на уровень эмоционального интеллекта Люсина;
- Опросник М. Гранта «Оценка уровня выраженности и направленности рефлексии субъекта».
Практическая значимость исследования — исследование дает общую картину конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке с помощью рефлексии. Результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, можно применять в консультировании и терапии семейных пар специалистами соответствующего профиля, могут стать базой для построения возможных причинно-следственных связей их поведения — желаний, потребностей и т. д.
ВЫВОДЫ
На основе анализа полученных данных вследствие исследования стратегий поведения в конфликте, уровня рефлексии и уровня развития эмоционального интеллекта супругов, состоящий в браке можно сделать следующие выводы.
В целом выборка характеризуется средним уровнем развития эмоционального интеллекта, средним уровнем рефлексии. Большая часть выборки выбирает неконструктивные стратегии поведения в конфликте (58,6 %).
В группе выбора конструктивных стратегий поведения в конфликте показатели рефлексии и уровня развития эмоционального интеллекта выше среднего. В группе выбора неконструктивных стратегий поведения в конфликте уровень рефлексии и уровень развития эмоционального интеллекте ниже среднего.
Самосознание, саморегуляций, самомотивация в обеих группах находятся на среднем уровне. То есть респонденты характеризуются способностью осознавать причины той или иной эмоции в конкретной ситуации, управлять поведением за счет эмоций, с успехом подчиняют себе свои эмоции.
При сравнительном анализе, выполненном при помощи критерия Спирмена, было обнаружено, что у группы с выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте показатели уровня рефлексии и развития эмоционального интеллекта выше, чем у респондентов с выбором неконструктивных стратегий поведения в конфликте.
При корреляционном анализе были выявлены значимые взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта, уровнем рефлексии и выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте.
Таким образом, в исследовании были выполнены все поставленные нами задачи. Были подтверждены все выдвигаемые гипотезы.
Литература:
- Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Медиация — конструктивное разрешение конфликтов. Санкт-Петербург, 2008
- Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. — № 1. — с. 71–75.
- Альбисетти, В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни / В. Альбисетти. — М.: Паолине, 2001. — 360 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: Аспект Пресс, 2014. — 363 с.
- Андреева Т. В. Психология семьи. — Спб.: Питер, 2013. — 336с.
- Андреева Т. В.Семейная психология. — СПб.: Речь, 2015. — 244 с.
- Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
- Арбитайло, А. О природе супружеских конфликтов / А. Арбитайло //Психологический журнал. — 2004. — No 6. — С.45–49.
- Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяева. — М.: Academia, 2009. — 192 с.
- Бесемер Христоф. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004
- Бойко М. С. и др. Базовый курс медиации:рефлексивные заметки. Минск, 2011
- Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 2005., 208 с.
- Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте /Перев.с англ. А. З. Шапиро. — М.: Класс, 2005. — 176 с.
- Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова — Вопросы психологии. 2011. — No 5.- С.110–116.
- Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 2008.- 199 с.
- Горшкова В. В., Тонконогая Е. П., Мельникова А. А. Семья в проблемном поле современного социума: монография /; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2019. — 302 с.
- Горянина В. А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ -2-е изд., стереотип.. -М.: Академия, 2004.-416 с
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А. П. Исаевой. — М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478 с.
- Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта: автореф. дисс. д-ра психол. наук / Н. В. Гришина. — СПб: СПбГУ, 1995. — 125 с.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002.
- Грюнвальд Б. Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — 416 с.
- Дармодехин, С. В. Проблемы семьи и семейной по 60
- Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.
- Иванова Е. Н. Иду на конфликт. СПб.: ДНК, 2003.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
- Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А. В. Карпов, А. С. Петровская. — Ярославль: ЯрГУ, 2008. -344 с.
- Кондратьева С. В. Практическая психология. — М: Харвест, 1997. — 260 с.
- Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. — М.: Феникс, 2005. –445 с.
- Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2011. — С.118- 132.
- Лепский, В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития / В. Е. Лепский. — М.: Когито-Центр, 2010. — 255 с.
- Лефевр, В. А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. — М.: Совр. радио, 1973. — 159 с.
- Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.
- Липпиус А. Игры для взрослых: психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна / А. Липпиус. М., 2001.
- Мета Г., Похмелкина Г. Медиация — искусство разрешать конфликты. Москва, 2004
- Мокшанцев Р. И. Психология переговоров. М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002Иванова Е. Н. Материалы к мини-тренингам в курсе подготовки посредников. СПб.: ДНК, 1999.
- Мягер, В. К. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина. — Л.: Лениздат, 1976. — 265 с.
- Обозов Н. Н. Психологическая культура отношений: метод.пособие. — Спб.: Школа практической психологии, 1995. — 33 с
- Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. Гл. 5: Гендерные роли.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Б. Д. Парыгин. — СПб.: СПбГУП, 2003.
- Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг. — М.: Смысл, 2007. — 688 с.
- Писчиков В. А. Семейные отношения. М:Юрайт, 2008.
- Поленова Т. П. Управление скандалом: популярная конфликтология в семье и на работе. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / под ред. Т. И. Короткиной. — СПб.: СПбГУП, 2016. — 116 с.
- Робертс Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. — 2004. № 4. Т. 1. — с. 3–26.
- Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. М, Апрель-Пресс, 2008.
- Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. СПб., 2000.
- Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: Дис. … канд. психол. наук. — М., 2008. — 154 с.
- Смирнова Н. В. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком: Дис....канд. психол. наук. — М., 2005. — 202 с.
- Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. — М., 2002.
- Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 198 с.
- Терехин В. А. Психологические аспекты качества семейно- брачных отношений // В. А. Терехин, Е. В. Криченко — РЭГ. — 2010. — No12 (42).- С.23–29.
- Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб.: Речь, 2004.
- Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М., 2004.
- Черняк Е. М. Социология семьи: учеб. пособие / Е. М. Черняк. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
- Шварц Г.Управление конфликтными ситуациами. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. СПб.: Изд. Вернера Регена, 2007
- Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. — Минск: Харвест, 2010.
- Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2012. — 246 с.
- Яковлев А. М. Социальная структура общества: учебник / А. М. Яковлев; Мос. новый юрид. ин-т. М., 2003.
- Я и моя семья: психологическая совместимость. Коррекция семейных отношений. Дети и родители (психологический практикум) / авт.-сост. Э. Флерковский. Ростов н/Д., 2003.