XVIII век положил начало широкому распространению собирательства в дворянской аристократической среде, увлеклись коллекционированием и сами члены царской семьи. Тогда собирательство стало носить системный, целенаправленный характер. Ведущим коллекционером было государство в лице его правителя: Петр 1 инициировал частное коллекционирование, его дело продолжила дочь Елизавета, поддержали Екатерина Великая и её потомки. Первыми крупными коллекционерами своего времени были сестра царя Петра Наталия Алексеевна, его сподвижник Александр Меньшиков, аристократы Шереметевы, Голицыны, Брюс, Безбородко и немногие другие.
Ключевые слова: собирательство, коллекционирование, коллекция, империя, музей.
Принято считать, что до Петра 1 собирательства в России не было. Но собирательством во всей Руси стали заниматься, вероятно, еще «во времена оны». В основном — стихийно, чаще «по случаю», монархи и царедворцы. Можно сказать, что Петр 1 привёл в должный порядок уже действующие зачины музейного дела. И с воцарением Петра Алексеевича появились первые проявления коллекционирования осознанного, как феномена искусства и культуры. Император издал Указ о сохранении отечественных древностей, сдаче редкостей комендантам, заложив своими этими реформами основу крупнейшим имперским музеям, начав с Кунсткамеры. Кунсткамера была образована указом Петра I в Петербурге в 1714 г. и к 1719 г. стала первым русским общедоступным музеем, переданным затем в ведение Петербургской Академии наук. Коллекции этнографические, с бесценным материалом о регионах, народностях и их ментальности впервые появились в 1704 г., в Кунсткамере, их домашних кабинетов Алексея Бобринского [6].
Ещё до эры процветания археологии как науки Пётр Алексеевич приказал как можно быстрее доставлять в новую столицу всё, что ценного будет найдено в захоронениях древних могильников, что обнаружили в Сибири её завоеватели — первооткрыватель горнорудных ресурсов и основатель города Барнаул Акинфий Никитич Демидов (1678–1745) сотоварищи. Демидов, не предполагая ажиотажа, послал в дар супруге правителя Екатерине набор невиданных золотых украшений, из числа найденных древностей. Пётр Алексеевич, узнав об этом, всё отобрал и поместил в музей. Но именно так удалось сохранить на века бесценное наследие скифов [7]. Пётр Великий сам привозил из заграничных путешествий картины, статуи и иные «диковины», которыми украшены были и парадные залы, и личные покои его дворцов [1]. Картинное собрание Петра 1, по приблизительным оценкам, на момент его кончины составляло более 400 полотен [4]. Царь не просто коллекционировал живопись и проявлял в этом хороший вкус. Он специально пригласил Георга Гзеля[1] для наблюдения за коллекцией, положив начало уже не собирательству, а осознанному систематизированному коллекционированию и сохранению произведений искусства в стране. И это было важным реформаторским шагом. Забота о сохранности предметов будущих собраний была в центре внимания и обходилась дорого. Например, статуя Венеры Таврической, обнаруженная на раскопках в Риме и приобретённая в 1718 году для покоев императора, была доставлена в Петербург наземным путём, из соображений сохранности более долгим и сложным, но менее рискованным.
Петр 1, признанный основоположником системного и осознанного коллекционирования, положил начало и традиции конфискации собраний у осуждённых. Коллекции, отобранные у арестантов, входили в состав императорских, пополняя их и становясь имущественным достоянием государства [11]. Например, именно такая участь постигла собрания А. Д. Меньшикова.
При Петре 1 издаются и первые указы об охране археологических памятников. Так, Указ 1718 г. обязывал «всё, что зело старо и необыкновенно, старые вещи, найденные в земле или воде», сдавать за вознаграждение государству. Научным экспедициям в недавно присоединённые земли Сибири было предписано «искать и собирать различные древности…» [6]. С помощью таких и аналогичных мер была сформирована первая в России археологическая коллекция — Сибирская коллекция Петра 1. И к середине XIX в. иметь в коллекции археологические памятники считалось в порядке вещей у каждого частного коллекционера.
Самым первым общедоступным музеем Москвы стала Палата Оружейного приказа Кремля. 1702-м годом датирована её опись, сохранившаяся до нашего времени [7]. Через 18 лет палата получила статус придворного музея, а в 1810 г. обрела самостоятельное, специально музейное помещение: здание классических форм проекта Ивана Васильевича Еготова[2].
Податливость западноевропейским влияниям, стремление России делать что бы то ни было «лучше, чем в Европах» украсило российские города дворцами, окрестные места — загородными усадебными комплексами не только с парками и садами, но и с отстроенными специально зданиями под галереи и музейные кабинеты [8]. Это демонстрировало статус хозяев, степень просвещённости, где владение коллекциями было важным моментом престижа. За образцы принимались не только иностранные замки, но и владения императорской семьи.
Дворянство, которое Петр активно отправлял учиться за пределы Отечества, тоже хотело иметь у себя всевозможные «версали» [1]. Уже во второй половине XVIII столетия крупную усадьбу — как в городе, так и в деревне — трудно было представить без скульптур и картинной галереи.
В странах Западной Европы XVIII век известен появлением множества научных коллекций [9]. Немало стимулов к этому давало общее направление развития наук, где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания. Процессы сбора эмпирического материала для науки закономерно затронули и Россию. Некоторые российские учёные, например М. В. Ломоносов, под влиянием веяний времени становились увлеченными коллекционерами [7]. Так, приближённый императора Петра I и его ближайший сподвижник, потомок шведского короля Роберта 1, которому удалось добиться независимости Шотландии, шотландец Яков Вилимович Брюс (1669–1735) серьёзно увлекался науками и, будучи человеком любознательным, собирал всё, на его взгляд необычное, как пособия для познания народов и цивилизаций [7]. Подход Брюса к коллекционированию был по принципу европейского универсализма. Он же первым предпринял попытку создания полной серии изображений русских правителей в технике резьбы по яшме. Собирал карты и глобусы (111), книги (1500), минералы, инструменты, имел крупное собрание восточных редкостей и нумизматики. Шотландец, учёный, дипломат, генерал и военный деятель из знатного рода приближённых Алексея Михайловича, свою усадьбу Глинки в с. Богородское Московской губернии посредством размещения разнообразных коллекций Брюс превратил в «подмосковную Кунсткамеру», где и сам жил уединённо, что породило немало легенд среди соседей.
Из-за недостатка каменщиков новая столица застраивалась очень медленно. До 1728 года действовал Указ Петра о запрете каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Так Пётр поставил мастеров в безвыходную обязанность искать работу на строительстве Петербурга. В 1727 году Яков Брюс начал строительство своей усадьбы в Подмосковье, ныне это Щёлковский район. Это старейшая и фактически первая каменная усадьба в области. В главном доме хозяин обустроил обсерваторию, где в башне собрал 20-метровый Ньютоновский телескоп с зеркалом диаметром 1,5 м. Во флигелях поживали несколько сотен человек охраны, а сам хозяин жил в деревянном домике на территории парка (до наших дней не сохранился). В 1811 г. потомки продали усадьбу купцам, которые обосновали там текстильную мануфактуру, переоборудовали все строения под нужды производства. В итоге, после событий 1917 г., мануфактура была национализирована, а усадьба заброшена.
Для размещения художественных коллекций строились специальные, отдельно стоящие здания, получившие название «эрмитаж», что в переводе означает «место уединения». Самый известный «эрмитаж» принадлежал императорской фамилии и расположился рядом с Зимним дворцом в Петербурге. Здесь устраивались маскарады и парадные обеды. Далеко не сразу эта художественная сокровищница стала музеем, к чему «руку приложил» старшина Петербургского Английского клуба князь Николай Борисович Юсупов, чья коллекция в подмосковном Архангельском и сегодня, после многочисленных утрат, производит большое впечатление и считается собранием европейского уровня. То же самое делали графы Воронцовы: собрали в своих усадьбах несметные художественные сокровища, скупая за границей, как отдельные выдающиеся произведения, так и большие художественные коллекции. Подобных примеров в России когда-то было немало.
Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) — гос. деятель при Петре Великом. С 1730 г. занимался наукой и жил в подмосковном Архангельском, там же собрал «музей, который своим богатством уступал в то время только библиотеке и музею графа Брюса» [10] . Голицын Александр Михайлович (1723–1807) — князь, дипломат, меценат. Владел коллекцией преимущественно из картин европейских мастеров скульптур из различных материалов, которую создавал в одни годы с эрмитажной. К 1806 году собрание стало столь велико, что владелец обустроил галерею в своём доме. Музеи собраний Голицыных соперничали по содержанию с императорскими; общедоступный музей Голицыных в особняке на Волхонке сравнивали с Эрмитажем не в пользу последнего.
Эпоха императрицы Екатерины Великой — «золотой век» русского дворянства — была и «золотым веком» русского собирательства. С таким размахом больше никогда в России не собирали произведения искусства Большую роль в создании художественных музеев сыграла и сама Екатерина II, Она приобретала в странах Западной Европы собрания классической живописи, и по ее указу для хранения коллекций вблизи Зимнего Дворца были возведены Малый и Старый Эрмитаж. В 1852 г. часть Эрмитажа стала общедоступным музеем.
Собирание картин в Петербурге XVIII века стало у знати обыденным явлением. Формировался столичный круг «Знатоков» живописи, которых издания «Ведомостей об аукционах» в объявления называли «охотниками до хороших картин». С. 25 — Только в одном 1771 г. столица узнала 4 новые картинные галереи: А. В. Олсуфьева, Г. Н. Теплова, З. Г. Чернышова и А. П. Шувалова [3]. В 1794 г. заграничный путешественник Г. Шторх писал, что «быть может, ни в одной стране нет столько страстных коллекционеров, как здесь» [3] . Петербург 2 половины XVIII века мог похвастаться в общей сложности более чем 50 собраниями картин, принадлежащими знати. Александр Дмитриевич Ланской[3] в своём доме на Дворцовой площади расположил коллекцию так, что современники описывали резиденцию как наполненную «от пола до потолка» произведениями искусства [12]. После скоропостижной, в 26 лет, кончины владельца, коллекцию у родственников выкупила Екатерина II. Дом был настолько богат, что даже доски паркета были выломаны и собраны рисунками заново уже в «агатовых» залах Царского села. Не отставала и Москва: городские и подмосковные усадьбы были украшены произведениями искусства, которые родовые дворяне свозили, переезжая или путешествуя между столицами. Новшеством выглядело расположение картин коллекции в московском особняке Александра Михайловича Белосельского-Белозерского[4]: не обычная «ковровая» развеска, а систематизированная, по школам и жанрам.
Первый в России частный музей русских древностей был создан в к. XVIII века в Москве Павлом Фёдоровичем Карабановым (1767–1851), который завещал свою коллекцию после смерти лично императору Николаю I. Музей имел славу «Второй Оружейной палаты» и представлял из себя очень разноплановое собрание, большей частью — декоративно-прикладного искусства [5]. В разные годы музею жертвовали свои собрания академик архитектуры В. В. Суслов (артефакты с раскопок в Архангельской губернии) и собиратель В. А. Прохоров (резьба по дереву, литьё, камень) [5].
Собирательской страстью генерала, чиновника Н. А. Демидова (1724–1789) были древности античного периода, которые он коллекционировал в течение всех 50-ти лет службы и путешествий в Сибири и из которых составил крупный домашний музей подмосковной усадьбе «Алмазово» (Щёлковский район). В коллекции было большое собрание тростей, палок, кочерги, лапти, серебро, скульптурные миниатюры и даже барабан из кожи волжского разбойника, сделанный по приказу астраханского воеводы [13].
Из вельмож Екатерининского века был особенно известен по своему несметному богатству граф, впоследствии светлейший князь, по рождению небогатый малороссийский помещик — Безбородко Александр Андреевич (1746–1799) — дипломат, из казаков, гос. секретарь, канцлер, директор императорских театров, один из первых собирателей русского искусства [12]. На вершине карьеры занялся собирательством, в чём изрядно преуспел. Так, по свидетельству Ф. В. Ростопчина[5], «Безбородко вдруг пристрастился к покупке картин, на которые в течение 9 месяцев издержал около 120 000 рублей… .если он не перестанет собирать картины. то его галерея через несколько лет будет одною из богатейших в Европе... содержит несколько образцовых произведений» [12]. Галерея, что располагалась в 2 особняках Безбородко — на Почтамтской улице Петербурга (выстроил себе этот дворец в 1783 году по проекту Д. Кваренги) и в Немецкой слободе Москвы — имела коллекцию роскошнее, чем у «коллег» Строгановых, Голицыных или Юсуповых. И современники называли эти особняки «музеями» в числе главных достопримечательностей обеих столиц. Имел такую картинную галерею, какая едва ли когда-нибудь принадлежала частным лицам, её стоимость оценивалась в 4.000.000 рублей [12]. На посещение его роскошного дома Г. Р. Державин откликнулся следующей эпиграммой:
«Что есть гармония во устроеньи мира,
пространство, высота, слиянье, звук и чин?
Не то ли и чертог, воздвигнутый для пира,
Для зрелища картин в твоём, о Безбородко, доме?» [12]
Коллекция Безбородко, собранная всего за 5 лет (сам он насчитывал 3 года), включала около 300 картин. Даже многое видавшая знать Петербурга поражалась размахом собирателя, а сам коллекционер, оценивая свою коллекцию более роскошной, чем у Строганова, обещал, что всё «потомству покажет, что в наш век и в нашей земле знали вкус» [10]. В проекте Кваренги по переобустройству особняка специально предусматривались места для расположения особо крупных предметов — широкоформатных живописных полотен, статуй. Коллекция этого бездетного вельможи досталась по наследству родственникам, завещавшим всё Академии художеств [10].
Первый музей, открытый для публики, был основан в 1793 г. благодаря князьям Голицыным [10]. Больница была открыта в 1802 году, через год на её территории началось строительство здания специально под галерею, на открытие которой Александр Михайлович испросил разрешение у императора [14]. Основатель больницы Д. М. Голицын умер бездетным. Всё его имущество было завещано братьям и племянникам с обязательным исполнением воли: назначить деньги, домашнее имущество и картинную галерею на строительство больницы [14].
Дмитрий Михайлович завещал брату основание в Москве госпиталя и галереи на 400 полотен из собранной им за годы парижской карьеры коллекции. Большая часть коллекции произведений искусства наследовалась двоюродным братом, дипломатом Александром Михайловичем Голицыным. Он перебрался из дома на Тверской поближе к месту строительства больницы — на Девичье Поле, а на 3 этажах на Тверской, в анфиладе залов и угловом флигеле с глухой стеной разместил картинную галерею. Французская портретистка Э. Виже-Лебрен в 1800 г. посетила дом Голицына и после писывала, как перед обедом «имела удовольствие обозреть очень хорошую галерею» [10] . Для коллекции князь Александр Михайлович в 1803 г. заложил 2-этажное здание в парке своей же больницы («Голицынской», открытой в 1802 г.): «Любя искусство, начал постройку для картинной галереи, с тем чтобы в нём были помещены все сокровища искусства, которые собирал всю жизнь». Довести замысел до конца не успел из-за кончины, завещал всё больнице. Стараниями племянника — Сергея Михайловича — к 1810 г. строительные работы были завершены и в Москве открылась первая публичная картинная галерея — 477 картин и скульптуры Полуниной [10]. Галерея просуществовала недолго — до 1818 года, когда картины распродали в пользу госпиталя. Несмотря на очень короткий срок жизни (1810–1817), картинная галерея Голицынской больницы оставила важный след в истории коллекционирования России и художественной жизни Москвы [14]. Это была первая публичная общедоступная картинная галерея России, сохранившая до нас здание, которое сегодня является частью ансамбля строений Первой градской больницы Москвы.
В роду Шереметевых самая большая и дорогая коллекция принадлежала Сергею Дмитриевичу Шереметеву: в коллекции были представлены все предметы собирательства, пересчитать даже категории их, не говоря уже попредметно, невозможно. Пётр Борисович Шереметев– в своё время самый богатый человек в России (после императора) собрал в своей усадьбе Кусково картинную галерею из 500 полотен, 300 из которых — портреты. Ещё часть, в том числе кунсткамера, коллекции — хранилась в доме на Фонтанке [12]. Все представители династии, будучи на службе государевой, в столице, не теряли связи и с Москвой тоже. И в обоих городах предоставляли свои коллекции будущим художникам для обучения азам живописи.
Шереметев Пётр Борисович (1713–1788) — благотворитель, гос. деятель. Наследник коллекций отца и его огромного состояния, которое приумножил выгодной женитьбой. Его дом был музеем по роскоши, хозяина называли «вторым Крезом»[6]. Из всех имеющихся в собственности дворцов предпочитал жить в Кусково, где создал роскошный дворцово-парковый ансамбль и для убранства которого в течение всей жизни приобретал произведения искусства. При доме было построено специальное помещение под картинную галерею, где представлено самое крупное частное собрание России. Там и поныне сосредоточена лучшая часть коллекций клана Шереметевых [10].
Шереметев Николай Петрович (1751–1809) — благотворитель, искусствовед, внук основателя династии коллекционеров. В 1790 г. задумал и начал строительство усадьбы Останкино, «дворец искусств», где создал единый ансамбль из театрального и художественного пространства своей коллекции [12]. И где по завершении строительства сосредоточил лучшие собрания художественных ценностей, собранные предками и до этого рассеянные по московским и петербургским фамильным дворцам. Николай Петрович сохранил наследие и приумножил его, став одним из крупнейших русских коллекционеров и самым известным из Шереметевых. В фамильном особняке, на Воздвиженской, хранились библиотека и кунсткамера, собранная в Петербурге [10].
Шувалов Иван Иванович (1727–1797) — аристократ, меценат, государственный деятель. Автор проекта создания и первый президент Академии художеств. Видный коллекционер, он консультировал императрицу Екатерину II по вопросам приобретения произведений искусства для формирования коллекций Эрмитажа. Собственную коллекцию начал собирать ещё при Елизавете Петровне. Картинная галерея во дворце Шувалова на Итальянской улице была одним из самых значительных «картинных кабинетов» своего времени. Вид её сохранил для истории Рокотов на своей картине[7] (сохранилась копия работы А. Зяблова). Стены были увешаны полотнами «без просвета и воздуха» [10] . В 1758 г. собрание живописи (60000) пожертвовал Академии художеств, часть коллекции продал Екатерине II [10].
Аделунг Фёдор Павлович (1768–1843) — историк, библиограф, житель Петербурга, собрал и подверг глубокому анализу записки иностранцев о России, положив начало отечественной книжной статистике. Относился к числу тех собирателей XVIII в., для которых графика (2477 эстампов) стала основной целью, а не дополнением к другим коллекциям (акварели и книги). В 1803–1804 гг. передал собрание Харьковскому университету, и на этой базе был основан Харьковский художественный музей [10].
Однако следует отметить, что до начала XIX в. музеи были в России редким явлением, если не считать столичных городов. Первыми в России провинциальными музеями стала созданная в 1775 г. при Тульском оружейном заводе Палата образцового и резного оружия и открытый в 1782 г. «Иркутский музеум» [1].
Коллекционирование, являясь одним из признаков цивилизованного общества народа, родство помнящего, показателем положительной динамики научного, духовного, культурного его развития, насчитывает несколько столетий своей противоречивой, но неизменно славной и уважаемой истории. Человеку было и будет свойственно стремление собирать и сберегать уникальные, необычные, ценные предметы. А наиболее сознательным из коллекционеров — обнародовать свои собрания посредством создания сначала частных домашних музеев, далее — в специально для этой миссии построенных домах, а также передачей наиболее ценных предметов крупным музеям страны.
Литература:
- Буторов А. В. Собиратели и меценаты Московского английского клуба. — М., Мос. англ. клуб, 2002. — 397 с.
- Забелин И. Е. Домашний быт русских царей XVI-XVII вв. М.: 1918. Ч. 1 -225 с.
- Игнатьева О. В. Антропология коллекционирования: учебно-методическое пособие. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2021. — 150 с.
- Качалова В. Г. Роль частных коллекций XVIII в. в формировании государственного фонда культурных ценностей. // Credo new: теоретический журнал. 2004, № 3. С. 1–7
- Козлов В. Ф., Смирнова А. Г. Учёный, археолог и великий историк Москвы. // Московский журнал. История государства Российского, 12/2020. С. 32–49.
- Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия. Автореферат дисс. …(КИ) М.: МГСПА им. Строганова, 2019. — 31 с.
- Неверов О. Я. Частные коллекции Российской империи. М.: «Слово». 2004. — 256 с.
- Павлова М. А. Частное коллекционирование в России XVIII -начала XX века (историко-культурный аспект // Вестник Костромского государственного университета. 2017, № 4. С. 31–35.
- Петрова Н. Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Социологические исследования, 1986, № 7. С. 68–78.
- Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. Новый библиографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2003. — 560 с.
- Кончин Е. В. Возвращение утраченного. М.: РИОН. 2009. — 320 с.
- Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. М.: Символ, 1992. — 283 с.
- Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 2020. — 352 с.
- Савинская Л. Ю. Первая общедоступная картинная галерея России. // Наше наследие. 2018/125. С. 3–17.
[1] Гзель Георг (1673-1740) - швейцарский художник, мастер портрета.
[2] Еготов И.В. (1756-1815) –статский советник, архитектор, реставратор, работающий в стиле классицизма и русской готики, ученик Баженова и Казакова.
[3] Ланской А.Д. (1758-1784) – дворянин, генерал, действительный камергер, фаворит Екатерины II.
[4] Белосельский-Белозерский А.М. (1752-1809) – писатель, просветитель, дипломат, член ряда российских академий.
[5] Ростопчин Фёдор Васильевич (1763-1826) – государственный деятель, генерал, руководитель внешней политике при императоре Павле.
[6] Сравнивая с живущим до н.э. царём Лидии Крезом, баснословно богатым.
[7] Полотно не сохранилось, но есть копия работы художника А. Зяблова.