В статье рассматривается такой способ развития навыка устной речи на английском языке, как регулярное общение на нем с выполнением определенных упражнений. Также приводятся результаты пользования им студентами, посещающих клуб разговорного английского языка на базе Сочинского государственного университета.
Ключевые слова: английский язык, иностранный язык, устная речь, обучение иностранному языку, коммуникация, разговорный английский язык, клуб разговорного английского, носители языка, практика разговорных навыков.
Приобретение навыка свободной устной речи как правило является основой полноценного изучения иностранного языка. При упоминании человеком факта владения тем или иным языком он зачастую имеет в виду способность успешно использовать его в своей устной речи для обмена информацией и выражения своих мыслей по любой теме. Как известно, английский язык является международным языком общения, а разговорный английский язык — необходимый навык для любого изучающего продвинутого уровня.
Однако овладение устной речью на английском языке для большинства людей не представляется легкой задачей. Особенно это справедливо для устного общения в форме диалога, который подразумевает собой не только правильное понимание слов собеседника, но и способность спонтанно включиться в общение и ответить в естественной форме. В повседневной жизни сложно найти возможность для устной практики языка, не находясь в языковой среде Великобритании или Соединенных Штатов Америки. Во время изучения английского языка большинство учащихся школ, колледжей и университетов занимаются языком 2–3 раза в неделю, при этом большая часть времени уделяется изучению грамматических правил, лексики и правил чтения. Из-за этого у людей с раннего возраста не вырабатывается навык устного общения на английском языке, и это сопровождается появлением страха и неуверенности перед общением в дальнейшем.
Соответственно, чтобы человек смог научиться свободно говорить на английском языке, ему нужно регулярно практиковаться в устном общении в психологически комфортном формате. Для этого существуют клубы разговорного английского языка, цель которых — помочь людям избавиться от языкового барьера, вывести пассивную лексику в активную и предоставить возможность окунуться в языковую среду.
На базе Сочинского государственного университета 1-го июня 2022 года начал работать клуб разговорного английского языка «No limits». Целями были создание возможности для обучающихся студентов улучшить навыки разговорного английского, помочь научиться беглой и грамотной устной речи. Особое внимание было уделено выбору методов достижения поставленных целей, большое число которых можно найти в сети интернет и специальной литературе.
Среди выбранных методов для дальнейшего применения на занятиях клуба были выбраны тематические игры, разучивание и разыгрывание диалогов и общение с носителями английского языка онлайн.
Во время проведения тематических игр участники занятия представляют ту или иную жизненную ситуацию и отыгрывают ее друг с другом, таким образом охватывается широкий спектр тем: от похода в магазин до путешествий. Позже, оказавшись в схожей ситуации в реальной жизни, человек знает, какие языковые конструкции использовать, слова и фразы приходят на ум сами собой, и он чувствует себя уверенно.
При разучивании и разыгрывании диалогов появляется возможность уделить внимание таким важным частям устной речи, как интонация и произношение. У каждого языка есть своя уникальная мелодия, которая прослеживается у носителей того или иного языка. Кроме того, при наличии записи диалога двух носителей языка можно пробовать на занятиях в парах копировать их акцент, тембр, фразовые ударения и другие личные особенности речи. Такой прием называется shadowing, он происходит от английского слова shadow (тень). С его помощью можно выработать у изучающего английский язык красивое звучание на английском, практически идентичное тому, что мы слышим от носителей языка. Преимуществом данной техники является возможность применять ее не только на продвинутом уровне английского языка, но и в самом начале освоения устной речи.
Метод shadowing был изобретен канадским профессором, лингвистом-рекордсменом Книги рекордов Гиннеса — Александром Аргуэльсом, владеющим около 50 языками. Он превратил имитацию в один из самых эффективных методов изучения иностранного языка, в особенности навыка говорения.
Доказательством эффективности данного метода имитирования речи носителей языка можно считать недавнее исследование одного из университетов Австралии Маккуори. Двое ученых Хидеки Сумиеши и Чавалин Светанант пригласили принять участие в эксперименте нескольких австралийских студентов, которые изучали японский язык и обучались на языковом курсе продвинутого уровня изучения японского языка. Большинство молодых людей владели японским в совершенстве, хотя они были носителями самых разнообразных языков мира. Shadowing был введен в программу дисциплин их языкового курса.
После окончания научного исследования участники были более чем удовлетворены результатами от использования техники «теневого повтора». Так, больше половины студентов согласились с гипотезой, что данная техника эффективно улучшает произношение на изучаемом языке, а также навыки аудирования и говорения в целом. (Таблица 1)
Современные онлайн ресурсы дают возможность общаться с носителями английского языка из любой точки мира. Во время выстраивания диалога с человеком родом из англоязычной страны изучающие английский могут на практике закрепить изученные ранее слова и выражения по определенной изученной ранее теме. Как результат подобного общения, участники занятий клуба со временем начинают узнавать на слух изученные слова и лучше запоминают случаи их использования, привыкают к тому или иному акценту, учатся грамотно задавать вопросы и отвечать на них, а также узнают большое количество новой интересной информации по стране изучаемого языка.
При регулярном посещении разговорного клуба в течение нескольких месяцев у студентов Сочинского государственного университета повысился уровень понимания аутентичной английской речи, они расширили запас активной лексики и беспрепятственно начали общаться в устной форме. Для поддержания уровня разговорного английского рекомендуется не прекращать посещение подобных занятий и повторять освоенные конструкции языка, доводя их до автоматизма.
Таблица 1
Результаты опроса участников исследования Австралийского университета Маккуори
Литература:
- Джиоева А. А. Фундаментальные основы публичной речи / М.: Айрис-пресс, 2011. — 544 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-8112–4169–9.
- Английский язык: для тех, кто хочет все успеть. — Москва: Эксмо, 2020. — 128 с. — (Энциклопедия быстрых знаний). — ISBN 978–5-04–116540–6.
- https://sfleducation.springeropen.com/articles/10.1186/s40862–017–0039–6
- https://magazine.skyeng.ru
- https://language-efficiency.com