В статье авторами произведена комплексная оценка конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителя на примере АО «Луч».
Ключевые слова: конкурентоспособность, сельское хозяйство, интегральная оценка, индикаторы по потенциалам, многоугольник конкурентоспособности.
Конкурентоспособность формирует соперничество в сфере производства и сбыта продуктов и услуг. Желая получить прибыль, хозяйствующие субъекты усовершенствуют производственные процессы, уменьшают цены, оптимизируют работу. Все это стимулирует экономический рост и реализацию научно-технического развития.
Прежде чем повышать конкурентоспособность предприятия ее нужно оценить. Как таковой идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия на сегодняшний день не существует.
Однако, на наш взгляд, общую и достаточно наглядную оценку, обобщающую разнообразные факторы, исходя из специфики деятельности того или иного предприятия, можно получить, путем составления «многоугольника» или «радара» конкурентоспособности. В данном случае оценка конкурентоспособности производится графически, путем построения многоугольника, где каждый угол рассматривается в качестве балльной или экспертной оценки какого-либо показателя, и по тем же критериям оцениваются конкуренты, после чего многоугольники накладываются друг на друга.
Примером показателей, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия, могут быть следующие: качество товаров (услуг); уровень цен; финансовое положение предприятия; рентабельность продаж; масштаб и качество ресурсного производственного потенциала; имидж предприятия; предоставление дополнительных услуг.
Рассматриваемая методика оценки конкурентоспособности предприятия может являться универсальной, поскольку позволяет оценивать ее уровень при использовании разного количества комплексных показателей. Вопрос заключается лишь в том, какие именно оценочные показатели выделить, чтобы построенный многоугольник отражал объективную картину. Данный вопрос решается в рамках цели и задачи конкретного исследования.
Акционерное Общество «Луч» является одним из передовых хозяйств Ивановского района и Амурской области по производству сельскохозяйственной продукции. Общество вносит весомый вклад в экономику района и области. К ключевым конкурентам АО «Луч» относятся те сельхозпроизводители, которые схожи с объектом исследования по таким признакам как: район расположения (южная природно-климатическая зона Амурской области); основной вид деятельности; производимая продукция; сопоставимые масштабы ресурсного потенциала (по площади земельных ресурсов, кадровому обеспечению, производственным мощностям).
В таблице 1 составлена выборка основных конкурентов компании АО «Луч» [1], а также выведено краткое описание выбранных для сравнения объектов. Данные в таблице использованы за 2021 гг.
Таблица 1
Формирование выборки для исследования *
Компания |
Факторы сопоставимости |
|||||
Выручка |
Прибыль |
Уставной капитал за |
Реализация крупных инвестпроектов за последние годы в перспективе |
Расположение |
Ключевой фактор попадания в выборку |
|
АО «Луч» |
1075,58 |
280,11 |
546,11 |
строительство I-й очереди животноводческого комплекса молочного направления на 1570 коров |
Амурская обл., Ивановский р-н, с. Ивановка |
Объект сравнения |
ООО «Имени Негруна» |
695,3 |
311,72 |
88,7 |
нет |
Амурская обл., Ивановский р-н, с. Новоалексеевка |
Ближайший конкурент по местоположению |
ООО «Приамурье» |
1375,85 |
548,76 |
90,01 |
строительство родильного отделения на 110 голов и коровника на 490 голов с производством молока 3,2 тыс. тонн в год |
Амурская обл., Тамбовский р-н, с. Козьмодемьяновка |
Участник крупной инвестиционной поддержки в области животноводства |
ООО «Амурский партизан» |
652,01 |
412,63 |
85,98 |
строительство коровника на 600 голов с производством молока 4,3 тыс. тонн в год (2021–2024 гг.) |
Амурская обл., Тамбовский р-н, с. Тамбовка |
Участник крупной инвестиционной поддержки в области животноводства |
АО «Димское» |
1467,31 |
693,49 |
85,00 |
строительство животноводческого комплекса на 1,4 тыс. коров (2023 г.) |
Амурская обл., Тамбовский р-н, с. Новоалександровка |
Участник крупной инвестиционной поддержки в области животноводства |
ЗАОр (НП) агрофирма «Партизан» |
1298,16 |
492,75 |
14,49 |
нет |
Амурская область, Тамбовский р-н, с. Раздольное |
Ближайший конкурент по сопоставимости выручки |
* составлено автором
Рассмотрим основные качественные показатели каждого из сельхозтоваропроизводителей, представленных в выборке.
- АО Луч — оцениваемая компания.
Основные виды деятельности: разведение КРС, производство молока, производство мясной продукции КРС, выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание овощей. Диверсификация деятельности характеризуется как обширная, т. к. в составе видов деятельности присутствует и растениеводство, и животноводство.
Ключевыми покупателями являются: Благовещенский молочный комбинат (в группе «животноводство»); в группе растениеводства развита широкая сеть продаж, в том числе и за рубеж (КНР).
Не является участником холдинговых структур. Не является учредителем дочерних и/или зависимых компаний, филиалов и представительств.
Является лидером отрасли, в связи с чем, имеет инвестиционный потенциал. С 2021 г. ведется строительство мега-фермы — это крупнейший инвестпроект Амурской области в области разведения племенного КРС. Мега-ферма в АО «Луч» имеет статус племенного молочного направления.
В области растениеводства АО «Луч» является специализированным семеноводческим хозяйством по производству репродукционных семян зерновых и сои.
- ООО «Имени Негруна» — конкурент-1.
Основные виды деятельности: выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание овощей. Диверсификация деятельности характеризуется как слабая, т. к. в составе видов деятельности присутствует только растениеводство. Продукция: всего 3 товарных категории — бобовые, зерновые, овощи.
Ключевым покупателем является ООО «Иркутский масложиркомбинат».
Не является участником холдинговых структур. Не является учредителем дочерних и/или зависимых компаний, филиалов и представительств.
Для инвестиционной деятельности слабо привлекателен, поскольку является аутсайдером отрасли (относительно анализируемых предприятий).
- ООО «Приамурье» — конкурент-2.
Основные виды деятельности: разведение КРС, производство мясной продукции КРС, выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание овощей. Диверсификация деятельности считается обширной, поскольку в составе видов деятельности присутствует и растениеводство, и животноводство.
Ключевым покупателем в группе «животноводство» является Благовещенский молочный комбинат, в группе «растениеводство» — ООО «Иркутский масложиркомбинат». Также осуществляются продажи за рубеж (КНР).
Имеет дочернюю компанию — СПК «Искра».
По объему инвестиционных вложений ООО «Приамурье» находится на третьем месте, уступая позиции АО «Луч» и ООО «Амурский партизан». В 2021 -2024 гг. будет реализован инвестпроект по строительству родильного отделения на 110 голов и коровника на 490 голов с производством молока 3,2 тыс. тонн в год.
- ООО «Амурский партизан» — конкурент-3.
Основные виды деятельности: разведение КРС, выращивание зерновых, выращивание бобовых, выращивание масличных, производство молока. Диверсификация деятельности характеризуется как обширная, так как представлена как отраслью растениеводства, так и животноводства.
К ключевым покупателям, так же, как и у ООО «Приамурье», относятся Благовещенский молочный комбинат и ООО «Иркутский масложиркомбинат». Продукты растениеводства поставляются в КНР.
Не является участником холдинговых структур. Не является учредителем дочерних и/или зависимых компаний, филиалов и представительств.
По рейтингу инвестиционной привлекательности находится на втором месте, уступая АО «Луч». В 2021–2024 гг. реализуется один из 4-х региональных инвестпроектов: строительство коровника на 600 голов с производством молока 4,3 тыс. тонн в год.
- АО «Димское» — конкурент-4.
Основные виды деятельности: разведение КРС, производство молока, производство мясной продукции КРС, выращивание зерновых, бобовых, масличных. Диверсификация деятельности характеризуется как обширная, так как представлена как отраслью растениеводства, так и животноводства.
Ключевые покупатели: в группе «животноводство» — широкая сеть продаж, часть продукции реализуется на Благовещенский молочный комбинат; в группе «растениеводство» — основной покупатель ООО «Иркутский масложиркомбинат», также широкая сеть продаж, в том числе за рубеж (КНР) и регионы РФ.
Дочерние компании: ООО «ТОМ», ОАО «Тамбовскагропромхимия».
В период с 2021 по 2024 гг. реализуется один из региональных инвестпроектов: строительство коровника на 600 голов с производством молока 4,3 тыс. тонн в год.
- ЗАОр (нп) «Агрофирма Партизан» — конкурент-5.
Основные виды деятельности: разведение КРС, производство молока, мясной продукции КРС, масла и сыра, выращиванием зерновых, бобовых. Диверсификация деятельности обширная, так как представлена как отраслью растениеводства, так и животноводства.
Основной покупатель в группе «животноводство» — Благовещенский молочный комбинат. В группе «растениеводство» — широкая сеть продаж, в том числе за рубеж (КНР) и регионы РФ. Основной покупатель — ООО «Иркутский масложиркомбинат». Также продажа продукции собственной переработки осуществляется через собственную торговую структуру ООО «Торговый Дом «Партизан».
Выступает объединяющей компанией условно-холдинговой структуры производственного кооператива, созданного как альянс независимых юридических лиц. Управляемые и дочерние компании: ООО «Торговый Дом «Партизан», ООО «ПК «Партизан», ОАО «Тамбовскагропромхимия».
Не является объектом инвестиционных вложений. Однако является инвестором «самого себя», реализуя инвестиционные проекты в рамках собственной структуры.
Есть собственные перерабатывающие мощности, осуществляется торговая деятельность. На территории агрофирмы действует ООО «Торговый дом «Партизан» с товарооборотом 30 миллионом рублей в год. Четыре выездных автомагазина ежедневно торгуют в областном и районном центрах.
На базе агрофирмы создан демонстрационный центр немецкой фирмы «BASF», где проходят семинары, мастер-классы и другие формы обучения.
Агрофирма является высокорентабельным хозяйством, и это позволяет вкладывать немалые средства в строительство жилья и объектов социально-бытового назначения, в реконструкцию перерабатывающих производств, в обновление машинотракторного парка.
Интегральная оценка по методике «многоугольника конкурентоспособности» осуществлена в несколько последовательных этапов:
1) выбраны показатели, характеризующие конкретное предприятие (в данном случае по видам потенциалов);
2) показатели потенциалов являются комплексным, в связи с этим, определены составляющие единичные показатели по каждому потенциалу (например, по кадровому — списочная численности, коэффициент текучести кадров, фондовооруженность и другие);
3) единичные показатели приведены к единой шкале измерения путем присвоения рангов;
4) выполнен расчет комплексных показателей (таблица 2);
5) построен многоугольник конкурентоспособности для исследуемого предприятия (рисунок 1);
6) проведено сравнение полученных значений по выбранному числу комплексных показателей с оценками конкурентов;
7) осуществлена интерпретация результатов.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ и интегральная оценка выделенных конкурентов АО «Луч» по каждой оценочной области.
Таблица 2
Сравнительный анализ конкурентов по шести потенциалам (интегральная оценка)
Показатель |
АО «Луч» |
ООО «Имени Негруна» |
ООО «Приамурье» |
ООО «Амурский партизан» |
АО «Димское» |
ЗАОр (нп) агрофирма «Партизан» |
Производственный потенциал |
3,46 |
4,18 |
4,07 |
4,00 |
4,57 |
5,00 |
Кадровый потенциал |
5,44 |
4,31 |
5,13 |
3,88 |
5,06 |
4,13 |
Финансовый потенциал |
3,25 |
4,07 |
4,47 |
3,48 |
4,96 |
3,95 |
Маркетинговый потенциал |
3,78 |
2,93 |
3,54 |
3,47 |
3,57 |
4,22 |
Корпоративный потенциал |
5,52 |
5,52 |
5,64 |
5,52 |
5,76 |
6,00 |
Инвестиционный потенциал |
4,75 |
4,08 |
4,58 |
5,00 |
4,63 |
4,13 |
Интегральная оценка конкурентоспособности |
4,37 |
4,18 |
4,57 |
4,23 |
4,76 |
4,57 |
* составлено автором
По данным таблицы 2 составлена диаграмма конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей
В результате проведенного анализа, было выявлено, что АО «Луч» занимает среднюю позицию, относительно ключевых конкурентов, уступая по средней оценке ООО «Приамурье», АО «Димское» (лидер отрасли среди оцениваемых компаний) и ЗАОр (нп) агрофирма «Партизан».
Наилучшая конкурентная позиция объекта сравнения заключается в области кадрового потенциала. Кроме того, предприятие является привлекательным для вложений, поскольку обладает высокой конкурентоспособностью в области инвестиционного капитала.
По показателю «маркетинговый потенциал» АО «Луч» уступает ближайшему конкуренту — ЗАОр (нп) агрофирма «Партизан», выигрывая при этом у лидера отрасли АО «Димское».
Показатели производственного и финансового потенциала АО «Луч» являются наименьшими по сравнению с конкурентами. Для улучшения конкурентных позиций предприятию необходимо сосредоточиться на оптимизации ресурсов в данных областях.
Проведенный анализ показал, что компании, обладающие собственными перерабатывающими мощностями, имеют лучшие позиции, как с точки зрения производственного потенциала, так и с точки зрения финансовой устойчивости и возможностей наращивания капитала.
Соответственно, для решения вопроса повышения конкурентоспособности, АО «Луч» необходимо изыскать возможности для формирования собственных перерабатывающих мощностей и тем самым усилить производственный и финансовый потенциалы.
Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения прибыли и уверенности на перспективу при условии проведения регулярных мероприятий, направленных на развитие и поддержание конкурентного уровня компании.
Литература:
1. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ / В. Г. Артеменко. — Москва: Проспект, 2018. — 344 c.
2. Бариленко, В. И. Анализ хозяйственной деятельности / В. И. Бариленко, Л. К. Плотникова, В. В. Плотникова. — Москва: Эксмо, 2018. — 352 c.
3. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И. К. Беляевский. — Москва: Финансы и статистика, 2017. — 250 c.