Ключевые слова: сфера туризма, виды туризма, развитие туристской деятельности, туристический продукт.
Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей экономики в настоящее время является туризм. Он оказывает непосредственное воздействие на такие отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Можно с уверенностью сказать, что туризм выступает катализатором социально-экономического развития.
Экономическая отрасль туризма охватывает две сферы. М. А. Жукова считает, что в первую из них входят предприятия, непосредственно обслуживающие туристов; во вторую — совокупность отраслей, обслуживающих материальное производство, ориентированное на туристский рынок [3].
Туристический бизнес представляет собой деловые отношения между производителем туристского продукта (туроператором) и потребителем данного продукта (туристом), возникающие по поводу производства и реализации туристского продукта и услуг.
Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности», туристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [7].
На сегодняшний день существует множество видов туризма: культурный; активный; познавательный; оздоровительный; религиозный; рекреационный и др.
По географическому принципу туризм делят на внутренний и внешний (международный). Внутренний туризм осуществляется в пределах страны; международный туризм охватывает поездки за пределы государства.
На туристическую сферу любого государства оказывают влияние ряд факторов: природные, климатические, социальные, экономические, культурно — исторические, экологические и др.
Россия сегодня обладает огромным туристическим потенциалом и привлекает туристов многих стран мира. Особой популярностью пользуются экскурсионные туры в Москву, Санкт-Петербург, по городам «Золотого кольца»; приключенческий туризм, в который входят сплавы по рекам Алтая, Карелии, конные маршруты по Алтаю, Башкирии, Нижегородской области и др.; рыболовно-охотничий, горнолыжный, гастрономический туризм. Также можно отметить пляжный отдых на курортах Черного и Балтийского морей; оздоровительный туризм вблизи источников минеральных вод. Популярны туры на Байкал, Сахалин, Камчатку. В последнее время огромную популярность приобрел экологический туризм, который развивается во многих регионах страны.
Россия обладает богатым, существенным и значимым, в том числе на мировом уровне, культурным наследием, способным в полной мере удовлетворить интересы и потребности людей при посещении нашей страны.
Однако, официальные данные указывают на то, что в 2022 г. турпоток из России за рубеж вырос на 20 %; въездной турпоток в Россию в 2022 году снизился на 95 % по сравнению с 2021 годом и составил около 180 тыс. поездок. Об этом 27 декабря 2022 года сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе [6]. В связи с ограничениями в 2020 году численность иностранных туристов сократилась на 93,4 % по отношению к 2019 году, составив всего 336 тыс. чел. Численность российских туристов сократилась на 5,6 % по отношению к 2019 г., составив 4127 тыс. чел. [2].
Среди стран, в которых предпочитали отдыхать российские граждане летом 2022 г., лидируют Турция и Абхазия (рис. 1) [6].
Рис. 1. Наиболее предпочитаемые для отдыха страны в летний период 2022 г. для российских туристов
В связи с вышеперечисленным, можно охарактеризовать факторы, которые отрицательно сказываются на состоянии туристической сферы Российской Федерации.
Прежде всего, это недостаточный уровень качества туристической и магистральной инфраструктуры, развития транспортной доступности; высокие расходы на транспорт.
Также можно отметить недостаточно высокий уровень сервиса и квалификации персонала в сфере туризма, низкую предпринимательскую активность.
Одной из существенных проблем является несоответствие гостиничных комплексов, отелей и хостелов мировым стандартам.
Недостаточная цифровизация, особенно в регионах снижает привлекательность многих внутренних направлений: не всегда можно быстро забронировать место в гостинице или купить билет в музей, не во всех из них принимают безналичную оплату.
Исторически сложилось, что Россия как туристическое направление имеет негативный имидж у иностранцев, а также у самих россиян. Это приводит к дисбалансу внутреннего и внешнего потоков путешественников.
В целом, для отдыха в Росси благоприятными можно назвать только летние месяцы, низкие температуры северных регионов не всегда привлекают заграничных туристов, а сезон хорошей погоды в большинстве районов России довольно короткий.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на развитие туристической индустрии в России, является высокая стоимость туристических продуктов. Так, например, средняя цена отдыха в Сочи в скромном отеле 4* с завтраками, составляет 65 тыс. рублей, а в «четвёрке» по системе «всё включено» — 120 тыс. рублей. В Турции за эти деньги можно получить отель 5* на достаточно дорогих курортах — Кемере и Мармарисе.
Таким образом, для развития туристской деятельности в России можно рекомендовать реализацию следующих мер:
- Повышение качества туристической и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности. Добиться этого сегодня помогает в том числе и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Во-вторых, создание условий для того, чтобы регионы могли принимать гостей не только в свой «высокий сезон», а круглый год.
- Повышение уровня сервиса и квалификации персонала индустрии туризма, в том числе развитие «языковой подготовки» работников.
- Формирование «положительного имиджа» России, в том числе пропаганда вопросов безопасности в стране.
- Совершенствование законодательства в области туризма, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли.
- Внедрение повсеместной цифровой инфраструктуры и сервисов для формирования и продвижения турпродуктов.
- Снижение цен на турпродукты за счет государственного инвестирования и субсидирования.
Также следует развивать наиболее популярные и востребованные туристские тренды на путешествия.
Э. В. Бардасова [1] предлагает делать акцент на развитии новых туристических продуктов (глэмпингов) на базе индивидуального и экотуризма.
Е. В. Потапова, Я. А. Суходулов считают, что одним из направлений, требующих развития, является социально ответственный туризм, пропагандирующий «этические ценности в туризме, ответственное потребление, способствующий социальному и экономическому развитию, а также воспитывающий уважительное отношение к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям» [4].
Учитывая природные и культурные богатства России, необходимо делать акцент в продвижении на уникальную природную составляющую и богатый культурный и исторический потенциал страны [5].
Таким образом, несмотря на развитие сферы туризма в России в последние годы, основной задачей дальнейшего его развития является повышение интереса туристов за счет запуска новых направлений, создания качественных и разнообразных туристических продуктов, повышения доступности и качества предоставляемых услуг, государственное инвестирование и субсидирование.
Литература:
- Бардасова Э. В. Экономика туризма и гостеприимства Республики Татарстан в период пандемии: вызовы и драйверы роста // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — № 7. — С. 1715–1726.
- Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. — URL: https://fedstat.ru.
- Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 125 c.
- Потапова Е. В., Суходулов Я. А. Гармонизация рекреационных возможностей и растущего туристического потока на байкальской природной территории // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — № 1. — С. 7–17.
- Русина А. Н., Карпычева О. В., Якимова Е. А., Лихман Д. А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — Том 11. — № 10. — С. 2343–2356.
- Туризм в России [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Туризм_в_России
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1996. — N 49. — ст. 5491.