В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повествовательно-смысловых аспектов.
Ключевые слова: гравюра на картоне, печатная графика, эстамп, этнокультурные образы.
Изобразительное искусство всегда являлось важной частью духовной жизни людей. На протяжении всей эволюции человечества, в разных частях земного света рождались и совершенствовались все новые формы воспроизведения художественных образов. Сегодня лидирующую позицию в авангарде современного искусства занимает цифровой формат. В то же время, классические печатные технологии с исключительным графическим языком, присущими им проектно-технологическими особенностями аранжировки художественных материалов и средств открывают широкую магистраль возможностей для воплощения уникальных художественно-образных замыслов творца.
Особую нишу в широком спектре искусства печатной графики занимает гравюра на картоне, художественное явление, на наш взгляд, обладающее значительным потенциалом технологических ресурсов, позволяющих ощутимо обогатить духовные и эмпирические силы художника, в том числе, способствовать успешной самореализации учащихся художественных вузов. Художник-график Л. Н. Зорин отмечает, что: «Технология гравюры на картоне — искусство практическое, и многие приемы и рецепты очень личные. Конечно, начинать заниматься этой техникой лучше под руководством, но поняв процесс, свой путь надо искать самому» [3, с. 3].
Исходя из нашего практического опыта, следует подчеркнуть, что плодотворное творческое развитие стимулируют удивительные характеристики обозначенной технологии. Гравюра на картоне позволяет создавать графические оттиски — эстампы двух видов: высокой и глубокой печати, при этом, в одной разработке можно сочетать обе технологии. Технологии дают разнообразную палитру для творческих экспериментов в черно-белой и цветной гравюре. Как правило, изображение воспроизводится благодаря трем основным тоновым градациям: гравированные области картонной печатной формы — клише (дают условно, черный тон), нетронутые области поверхности формы (дают условно, серый тон) и проклеенные области клише (дают условно, белый тон). Возможность получать с одной печатной формы целую серию разнохарактерных по визуальным эффектам эстампов (тираж). Особая магия кроется и за волшебной тканью непредсказуемости воспроизведения, другими словами, процесса проявления изображения на том или ином материале, чаще на акварельной или офортной бумаге. Результат, в большинстве случаев, чудесным образом отличается от ожиданий, а каждый новый оттиск имеет отличительные художественно-графические характеристики. На разнообразие изобразительных вариаций влияют манера нанесения типографской краски, способы снятия краски с формы перед печатью, свойства картона, приемы смешения красок.
В контексте нашей темы следует рассмотреть некоторые особенности графической интерпретации этнокультурных образов на примере учебных работ, исполненных в технике гравюра на картоне (глубокая печать). На рис. 1 представлена графическая композиция на тему: «Шуштӧм». Разработка тематической композиции основывалась на комплексе субъективных образно-смысловых ассоциаций автора, которые развивались в процессе творческого осмысления художественной идеи.
Рис. 1. Графическая композиция «Шуштӧм»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.
Все лики графической композиции отождествляют характерные черты пермского звериного стиля. Феномен пермского звериного стиля, как художественного явления, связан с искусством металлопластики племён Приуралья I тысячелетия нашей эры, образы которого, по мнению многих учёных, основаны на их древних религиозных верованиях. Сложные зооморфные и зооантропоморфные образы пермского звериного стиля олицетворяли представления человека периода родоплеменного строя о всеобщей естественной связи в природе, а также вере в потусторонние миры и сверхъестественные силы [1, с. 5–9].
В верхней части графической композиции обозначено слово «Шуштӧм», оно начертано символами, взятыми из первого коми-зырянского алфавита ‒ анбур. Анбур — это коми азбука, созданная в XIV веке епископом Стефаном Пермским, названная по первым её буквам («Ан» и «Бур») [2]. Само слово «шуштӧм» с коми языка переводится как «жутко» или «страшно», однако в зависимости от контекста также может быть использовано для описания персонификации потусторонних сил, связанных с предчувствиями или видениями. Подтекст данной работы заключается в визуальной передаче с помощью изобразительных средств мироощущения древнего человека, его страх перед невидимыми, в то же время, всемогущественными духами, от воли которых зависит его жизнь.
Вторая работа под названием «Коми ныв» (рис. 2), является сакральным олицетворением памяти этно-археологического артефакта финно-угорского народа. На композиции изображена девушка в традиционной одежде. Детали лица не прорисованы, так как, по убеждению автора, такой подход придает образу обобщенные черты женского рода коми этноса, а не конкретного человека. В руках девушка держит форму в виде увеличенного кольца ‒ это древний коми промысловый календарь. По мнению исследователей культуры коми-зырян на этом солнечном календаре обозначены летнее и зимнее солнцестояния, он делится на 9 периодов в соответствии с допустимостью охоты на определённых промысловых животных [4]. В авторской графической интерпретации священный календарь олицетворяет один из значимых символов традиционной культуры коми народа. К тому же, круг сам по себе является знаковой фигурой. Он традиционно воплощает цикличность, бесконечность и круговорот бытия.
Девушка стоит на фоне с национальными орнаментальными мотивами, а в верхней части графической композиции скомпонована надпись — «коми ныв», также как и в первой работе, слова созданы на основе символов, взятых из первого коми алфавита — анбур. Слово «ныв» с коми языка переводится как «девушка» или «дочь». В данном графическом произведении оно ближе второму значению. В смысловом контексте данная работа воплощает идею преемственности поколений, сохранения памяти народа ‒ его материальной и духовной культуры. В качестве метафоры выступает дочь коми земли, держащая в руках символ традиционной культуры своего народа.
Рис. 2. Графическая композиция «Коми ныв»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.
Палитра графической работы построена на взаимосвязи контрастных и нюансных сочетаний бихроматического спектра. При этом стилистические очертания образов предельно лаконичны (лапидарны), отсутствует светотеневая моделировка, соответственно, не выявлен и объемный характер воспроизведения. Все элементы композиции подчинены плоскости бумаги, тоновые градации которых приобретают художественную само ценность. По нашей мысли: «Любую творческую работу изобразительного характера уникальным делают избранные материалы и связанная с ними авторская техника исполнения. Особенности процесса создания анализируемой работы определила художественная техника — гравюра на картоне (глубокая печать), а вместе с ней творческая концепция и художественные предпочтения автора — выбор композиционных средств, графического языка стилизации, цветовой палитры. При этом индивидуальность выбора развивает чувство меры, иначе избыток различных приемов и фактур в одной работе может привести к плохой читаемости композиции» [5, с. 478].
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить что, гравюра на картоне благодаря множеству художественно-выразительных возможностей и доступности материально-технического оснащения видится одним из самых эффективных способов приобщения учащихся к искусству эстампа. В результате проведенного анализа авторских учебных разработок было выявлено, что при грамотном подходе к осмыслению тематической графической композиции во взаимосвязи учета особенностей художественной технологии определяются важнейшие предпосылки для создания гармоничного соединения эстетических и этнокультурных аспектов в реализации образно-смысловых концепций в искусстве гравюры.
Литература:
- Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. (Проблемы семантики). // М.: 1975. — 148 с.
- Грищенко, А. И. Новые находки памятников древнепермского языка и письма / А. И. Грищенко, В. В. Понарядов // Урало-алтайские исследования. — 2021. — № 4(43). — С. 7–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48356441 (дата обращения: 24.12.2022)
- Зорин, Л. Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам / Л. Н. Зорин. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 110 с.
- Конаков Н. Д., Власов А. Н., Ильина И. В. Мифология Коми / Науч. ред. В. В. Напольских ‒ М.: Издательство ДИК, 1999. ‒ 480 с.
- Некрасов Р. В. Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте композиционного построения художественно-графического образа / Некрасов Р. В., Разалиева А. А. // Молодой ученый. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. — № 16 (120). — С. 476–478.