В статье рассматриваются особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Представлен анализ правонарушений, связанных с незаконным ввозов и вывозом культурных ценностей через таможенную границу Союза. Статья содержит обзор судебной практики нарушения таможенного законодательства. Дается вывод о тенденциях незаконного перемещения в ЕАЭС.
Ключевые слова: перемещение культурных ценностей, таможенное законодательство, Евразийская экономическая комиссия, Таможенный кодекс ЕАЭС, административные правонарушения, контрабанда культурных ценностей.
В международном и национальном праве государств мира, а также в научной литературе встречается огромное количество различных определения понятия «культурные ценности», что в свою очередь создает определенные проблемы в сфере регулирования оборота этих ценностей.
В рамках ЕАЭС режим перемещения культурных ценностей устанавливается актами законодательства разного уровня. Это в первую очередь международные договоры, а также нормативные правовые акты отдельных государств — членов Союза. Базовым документом для определения товаров, попадающих под категорию культурных ценностей, является Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г № 30. Единый перечень товаров раздела 2.20 данного Решения устанавливает исчерпывающий перечень предметов, во-первых, относящихся к культурным ценностям, во-вторых, требующих предоставления разрешительных документов при их перемещении через таможенные границы.
Приложение N 8 к Решению ЕЭК № 30 «Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов» дает четкое разъяснение предоставления разрешительных документов при вывозе культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза. Так, он осуществляется в отношении физических лиц на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, выдаваемого Министерством культуры Российской Федерации, а применительно к юридическим лицам — при предъявлении лицензии на вывоз культурных ценностей. В Российской Федерации органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензий юридическим лицам на ввоз и вывоз культурных ценностей, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Помимо этого, в случаях вывоза, а также временного вывоза товаров, относящихся к культурных ценностям, лицу, перемещающему культурную ценность, необходимо произвести в отношении данных товаров экспертизу. Данная экспертиза осуществляется экспертами по культурным ценностям, а итоги её проведения оформляются в экспертном заключении, которое должно содержать обоснованный вывод о том, что представленный на экспертизу предмет относится к категории культурных ценностей, а, следовательно, подпадает под разрешительный порядок вывоза.
Незаконный оборот культурных ценностей является проблемой мирового масштаба. Всемирная таможенная организация ежегодно публикует доклад, в котором содержатся статистические данные о правонарушениях в сфере мировой торговли, в том числе о нарушениях права в отношении товаров, попадающих под категорию культурных ценностей. Согласно сведениям, содержащимся в докладе за последние годы, более половины от общего количества правонарушений приходится именно на Российскую Федерацию, это делает РФ абсолютным лидером в области незаконного перемещения культурных ценностей.
Таблица 1
Анализ данных, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей в Российской Федерации за 2018–2020 гг.
Категория сравнения |
2018 г |
2019 г |
2020 г |
Количество возбуждённых уголовных дел по статье 226.1 УК РФ |
586 |
677 |
828 |
Сумма, на которую выявлено незаконное перемещение культурных ценностей и стратегически важных товаров и ресурсов, млрд. руб. |
4,2 |
9 |
8 |
Количество правонарушений в соответствии с докладом ВТамО |
132 |
133 |
137 |
Количество пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей по данным Минкультуры, шт. |
1348 |
843 |
999 |
В большинстве случае к административной ответственности в России за незаконный ввоз или вывоз привлекают по статье 16.2 и 16.3 КоАП РФ. Детально рассмотрим Постановление № 5–811/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 5–811/2020. Гражданин КНР У ЦЯН перевозил в багаже живописную картину на холсте в рамке весом 1,5 кг, живописную картину на оргалите (прессованном картоне) весом 2,2 кг. В ходе таможенного досмотра багажа У ЦЯН изъяли товары, проводилась таможенная экспертиза картин, где выяснилось, что товары относятся к культурным ценностям, созданным более 50 лет назад, а их таможенная стоимость составляет 120967 рублей 86 коп. При вывозе культурных ценностей требуются предоставление декларации совместно с разрешительными документами, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Гражданин КНР при опросе таможенными органами подтвердил, что картины были получены им в качестве подарков на художественной выставке в г. Екатеринбурге. Его признали виновным в совершении административного правонарушения и конфисковали картины по статье ч. 1 16.2, ст. 16.3 КоАП РФ. Такие случаи не единичны, так как множество физических лиц может перемещать товары, не подозревая, что предметы могут являться культурными ценностями. Чтобы вывезти художественные, исторические и другие объекты без риска юридических наказаний, физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям требуется обратиться к эксперту по культурным ценностям, который проведет экспертизу, и получить результаты заключения экспертизы.
Если стоимость культурных ценностей превышает сто тысяч рублей, то за их перемещение грозит уголовная ответственность. Контрабанда культурных ценностей наказывается по статье 226.1 Уголовного кодекса РФ. Примером преступления, связанного с перемещением культурных ценностей, является контрабанда предметов античного периода, которую выявили калининградские таможенники в 2021 году. На таможенный пост МАПП Калининградской областной таможни прибыли автомобили, следовавшие в Литву, и в ходе таможенного досмотра были обнаружены шлемы воинов античного периода. Стоимость сарматского шлема на антикварном рынке России в 2021 году составляла не менее 200 000 рублей, понтийского — не менее 180 000 рублей [6]. В отношении граждан, перевозивших шлемы среди личных вещей, было возбуждено уголовное дело по ч. 1 статье 226.1 УК РФ. Многие преступники, перемещающие культурные ценности, имели целью получить прибыль от продажи таких предметов заграницей или незаконно перевозили их для личных целей. Однако такие действия подрывают национальную безопасность страны.
Таким образом, тенденция увеличение количества правонарушений, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей в ЕАЭС только подтверждает, что необходимо усиливать систему защиты таких объектов. Культурное наследие стран ЕАЭС — это часть истории, цивилизации, которое передается из поколения в поколение. Это историческая память народов России, Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении, которую важно сохранить на века.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
- Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 N 4804–1 (последняя редакция)
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 13.09.2022) «О мерах нетарифного регулирования»
- Мартыненко И. Э. Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей по законодательству государств — участников Евразийского экономического союза
- Пресс-служба Калининградской областной таможни.