В данной статье раскрыта роль контроллинга как эффективного инструмента, позволяющего решать задачи, поставленные перед таможенными органами в условиях информационного общества. Рассмотрено понятие таможенных услуг и внедрение таможенного контроллинга в механизм их предоставления участникам внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенные услуги, контроллинг в сфере таможенных услуг, участники ВЭД.
Контроллинг является современной системой управления, которая начала особенно динамично развиваться в конце прошлого века, хотя истоки появления наблюдались и раньше. Он является не только современной системой, но и наиболее многообещающей концепцией управления, позволяющей решать задачи, поставленные перед государственными служащими, является контроллинг. В качестве средств его реализации используется применение когнитивных технологий управления бизнес-процессами — это систематическое управление процессами, с помощью которых информация непосредственно создается, накапливается, обрабатывается и эксплуатируется организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.
Контроллинг — принципиально новое представление управления, которое создалось под влиянием практики реализации менеджмента в современных реалиях. В широком смысле — это направление объединения методов, приёмов и технологических возможностей автоматизированного управления комплексными объектами. В более узком и специальном смысле — это инструмент автоматизации разработки и регулирования исполнения системных управленческих решений.
Таможенный контроллинг, как и любой процесс, направлен на достижение определенных целей и реализацию поставленных задач. Основная цель контроллинга в таможенных органах — нацеленность процесса управления на обеспечение эффективного и результативного выполнения задач, возложенных на таможенные органы. Вытекающие из этого задачи таможенного контроллинга можно представить в виде следующей таблицы, где они находят своё отражение в соответствии с основными направлениями деятельности таможенных органов.
Таблица 1
Основные направления деятельности таможенных органов и соответствующие им задачи таможенного контроллинга [1]
Направление деятельности |
Задачи |
|
Формирование автоматизированной системы таможенных технологий; применение достижений научно-технического прогресса в деятельности таможенных органов и системное управление качеством деятельности в сфере таможенного регулирования |
|
Анализ динамики участия России во внешнеэкономической деятельности; подготовка рекомендаций по применению и корректировке мер таможенного-тарифного и нетарифного регулирования и их адаптация к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, качественный контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством государств-членов Евразийского экономического союза |
|
Разработка, принятие и контроль за осуществлением управленческих решений в сфере таможенного дела; координация деятельности региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов с планами развития Федеральной таможенной службы и др. |
|
Осуществление действий по минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах; совершенствование системы контроля за деятельностью, совершаемой участниками внешнеэкономической деятельности, посредством информационных ресурсов органов государственной власти |
Согласно «Стратегии развития Федеральной таможенной службы России до 2030» основной целью является формирование новой «умной» таможни, которая будет незаметна для законопослушного бизнеса. Контроллинг является важнейшим инструментов для обеспечения цифровизации и автоматизации таможенной деятельности, обеспечение самостоятельности уплаты таможенных пошлин и налогов, электронной связи с участниками ВЭД, создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников и уполномоченных экономических операторов. Для содействия сотрудничества таможни с участниками мировой торговли требуется совершенство таможенных услуг, реализацию которых должна осуществлять именно таможенная служба. Контроллинг, как современная концепция управления, служит перспективным механизмом, который позволяет решать множество задач при установлении, применении, изменении и прекращении таможенных услуг.
Таможенная услуга — это совокупность инструментов, таможенных методов, процедур и технологий. Рассматривая сферу услуг для участников ВЭД, можно выделить основные элементы: субъекта (Федеральная таможенная служба) и объекта (участники ВЭД). Таможенные органы России оказывают большой спектр услуг участникам внешнеэкономической деятельности, и перечень таможенных услуг увеличивается с каждым годом.
Основными услугами, предоставляемым участникам ВЭД являются:
— ведение реестров владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли и др.
— предоставление информации о выпуске товаров
— принятие предварительных решений (о классификации товаров, о стране происхождения)
— консультация по вопросам таможенного дела и прочие услуги.
Наиболее точные принципы контроллинга таможенными услугами представлены в административных регламентах ФТС. Структура регламента перекликается со структурой контроллинга. Например, Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков был создан с целью упрощения и автоматизации действий участников ВЭД. Регламент указывает на прозрачность и доступность информации, публикуемых для субъектов международного бизнеса, это подтверждает положение, в котором обозначено, что информацию можно найти и в Приемной ФТС, и на официальных сайтах службы и других федеральных органов. Работа таможенных органов введется оперативно, регистрация электронных документов может быть осуществлена в 1 рабочий день, что также свидетельствует о технологизации и компьютеризации таможенной деятельности. Важной функцией контроллинга является контроль и координация действий. В данном случае, контроль целиком и полностью возложен на таможенные органы, и за невыполнение обязанностей предусматривается юридическая ответственность.
Таким образом, суть контроллинга в части таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД, характеризуется функциями и результатами осуществления задач, автоматизации действия таможенных органов и субъектов международного бизнеса. Важным элементом контроллинга служит информация, которую необходимо систематизировать и использовать для перспективных моделей построения таможенной деятельности. Таможенные услуги содержат в себе части контроллинга, и это существенно структурирует поведения участников внешнеэкономической деятельности. Предпосылки для создания целого отделения по контроллингу услугами могут повлиять на деловую и эффективную коммуникацию между участниками ВЭД и таможенными органами России.
Литература:
- Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
- Приказ ФТС России от 8 февраля 2019 г. N 225 «Об утверждении административного регламента федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков».
- Архив решений арбитражных судов и судов обшей юрисдикции // URL: http://sudrf.kodeks.ru
- Макрусев, В. В. Таможенный менеджмент: учебник / В. В. Макрусев, А. Е. Суглобов. — Москва: Дашков и К°, 2018. — 348 с
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы России // URL: https://customs.gov.ru.