Перевозка пассажиров воздушным транспортом занимает значительное место в деятельности транспортных организаций, и зачастую граждане выбирают именно этот вид передвижения. К сожалению, воздушный транспорт все чаще предоставляет некачественные услуги и вызывает потребность у пассажиров в защите своих нарушенных прав. В связи с этим именно конституционно-правовым аспектам компенсации морального вреда посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: конституционное право, моральный вред, компенсация, воздушный транспорт.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [1].
Одним из способов защиты нарушенных перевозчиком прав пассажиров служит возмещение компенсации морального вреда. Вопрос использования указанной компенсации является актуальным в настоящий момент и спорным в кругу экспертов и специалистов в области права.
По мнению О. Н. Садикова причиненный пассажиру вред вследствие задержки отправления или опоздания рейса воздушного судна в пункт назначения подлежит возмещению, установленному Законом РФ «О защите прав потребителей», к числу которого в соответствии со статьей 15 данного Закона относится и компенсация морального вреда (например, при опоздании пассажира вследствие задержки на следующий транзитный оплаченный рейс воздушного судна или опоздание на заключение крупной сделки) [2].
Иная точка зрения принадлежит В. В. Витрянскому, который считает, что имеют место быть случаи, когда вследствие задержки рейса пассажиру причиняются нравственные и физические страдания (например, опоздание на похороны близкого человека), но такие случаи являются исключениями из общих правил [3].
Следует отметить, что законодательство о воздушных перевозках не содержит упоминаний о компенсации морального вреда как таковой. По этой причине на практике нередко можно столкнуться со сложностями по следующим вопросам вопросу: выплачивать компенсацию морального вреда или нет, в каком размере. Сравнивая нормы воздушного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей» можно сделать вывод о том, что нормы указанного Закона подлежат применению, только если они не расходятся с нормами ГК РФ и ВК РФ, не являются их противоречием. Так как, в ВК РФ отсутствуют какие-либо положения касаемо компенсации морального вреда, то при нарушении прав пассажира, установленных в ВК РФ, будет применяться статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой пассажир имеет все основания для возмещения ему данного вреда.
ВК РФ в статье 117 по факту выплаты компенсаций конкретизирует положения гражданского законодательства лишь касаемо возмещения вреда, который причинен жизни и здоровью пассажира воздушного судна, применительно к авиапроисшествиям, в том числе и авиакатастрофам, устанавливая пределы и условия возмещения такого вреда, а также перечень лиц, которые вправе рассчитывать на такие компенсации [4]. При этом при причинении пассажиру телесных повреждений вопрос о компенсации морального вреда возникает сам собой, так как жизнь и здоровье являются непосредственно указанными в статье 150 ГК РФ нематериальными благами. На компенсацию морального вреда также вправе рассчитывать и родственники погибших пассажиров вследствие авиакатастроф.
Перечень случаев, при которых авиаперевозчик несет обязанность возместить пассажиру воздушного судна моральный вред выглядит следующим образом:
1) при причинении смерти пассажиру, являвшегося кормильцем в семье — выплата осуществляется родственникам погибшего (родителям, супругу, детям), если погибший находился на иждивении — гражданам, которые его содержали сумма компенсации составляет 2 миллиона рублей (распределение пропорционально числу граждан, имеющим на нее право);
2) при причинении вреда здоровью пассажира размер компенсации зависит от степени тяжести и характера увечья, повреждения, размер которой не может составлять более 2 миллионов рублей;
3) при причинении вреда жизни и здоровью пассажира, если сумма компенсации морального вреда больше суммы, подлежащей выплате в счет его возмещения, то они обе подлежат выплате в полном объеме и никак не зависят друг от друга.
Следует отметить, что самолеты являются источником повышенной опасности, и в связи с этим перевозчик несет ответственность за любой вред, который причинен жизни, здоровью и имуществу пассажира [5]. Из этого следует, что можно привести следующую классификацию морального вреда: в зависимости от вины перевозчика и вне зависимости от вины.
До настоящего времени остается проблема компенсации морального вреда. Размер компенсации определяется только в судебном порядке, а критерии определения размера компенсируемой суммы предусмотрены законом. Относительно данной темы в науке существует дискуссия. Так, одни ученые уверены, что приведенные в законе критерии носят весьма условный характер и в случае необходимости предоставляют практически неограниченный простор свободному усмотрению судом [6]. Другие ученые считают, что нельзя ограничивать критерии, по которым определяется моральный вред, поскольку каждый случай индивидуален, а путем ограничения будут ущемляться права граждан [7].
Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос применения компенсации морального вреда как способа защиты прав пассажира при пользовании им услугами авиатранспорта является весьма дискуссионным. В ВК РФ не сказано ни слова о данном способе защиты, лишь относительно возмещения вреда, который причинен жизни и здоровью пассажира воздушного судна, применительно к авиапроисшествиям, в том числе и к авиакатастрофам. Вследствие этого на практике зачастую сталкиваются с затруднениями по вопросу о выплате компенсации морального вреда при нарушении перевозчиком прав пассажиров. В заключении необходимо сделать вывод, что если перевозчиком нарушены права пассажира, которые закреплены в специальном законодательстве в сфере воздушных перевозок, и такое нарушение прав привело к причинению морального вреда, то у пассажира имеются все основания для его компенсации в судебном порядке.
Литература:
- Конституция Российской Федерации// СПС «КонсультантПлюс»
- Гражданское право Российской Федерации: учебник / [Садиков О. Н. и др.]; под ред. О. Н. Садикова. — Москва: Контракт: ИНФРА-М, 2010-. — 22 см. — (Высшее образование). Т. 2. — 2010. — XII, 595 с.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции иных услугах в сфере транспорта. / М.: Статут, 2013. — С. 334.
- Боков Ю.А., Котельников А.Н. Право на квалифицированную юридическую помощь // В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 400-403.
- Гражданский кодекс Российской Федерации// СПС «КонсультантПлюс»
- Давыдова М.Л. Законодательный стиль гражданского кодекса РФ: вопросы преемственности и динамики// Современное право. 2022. № 11. С. 5-10
- Баглариду, М. Ф. Компенсация морального вреда, причиненного пассажиру при воздушной перевозке, по законодательству России и зарубежных стран: специальность 12.00.03: дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2019. — 264 c.