В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки и эмоционально-волевая сфера.
Ключевые слова: психолого-педагогическая характеристика, психологические особенности, кохлеарная имплантация, дети с кохлеарным имплантом.
Конец 1990-х годов знаменуется появлением возможности улучшить слух глухих детей с помощью операции по кохлеарной имплантации (КИ). Знание психолого-педагогических особенностей прооперированного ребенка является необходимым условием для построения эффективного коррекционного процесса в образовательных организациях.
М. Е. Баулина в своем исследовании делает вывод о том, что у детей с кохлеарным имплантом (КИ) на успешность усвоения школьных предметов не только недостатки речи или слухового восприятия могут оказывать негативное влияние, но и нарушения других высших психических функций [1, с. 706].
И. В. Королева отмечает, что большинство детей с нарушениями слуха, в том числе и дети с КИ, отстают от нормально слышащих сверстников в развитии даже двигательных и зрительных навыков. Многие из них плохо двигаются, а те кто, на первый взгляд, очень подвижны, на самом деле не могут выполнять точные движения, испытывают выраженные трудности при выполнении последовательности движений, у них проблемы с координацией любых движений и, особенно, тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой быструю и тонко координированную последовательность движений разных органов.
Все эти нарушения автор связывает с наличием у многих глухих детей поражения мозга той или иной степени, в том числе и его двигательных центров вследствие различных факторов (патологии беременности и родов, перенесенных нейроинфекций и пр.). К тому же при глухоте повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ним орган равновесия, что обусловливает возникновение нарушений равновесия у таких детей. А это, в свою очередь, оказывают негативное воздействие на развитие общей двигательной активности и координации у ребенка [4, с. 462].
Сохранность процессов зрительного восприятия сочетается с нормотипичным состоянием и зрительного внимания, благодаря чему отмечается высокий уровень компенсаторных возможностей у детей с КИ при выполнении невербальных заданий.
Зрительное восприятие в сочетании с сохранным зрительным вниманием обеспечивает высокий уровень компенсаторных возможностей детям с КИ при выполнении невербальных заданий. Большинство специалистов сходится во мнении, что результаты имплантированных школьников не отличаются от достижений слышащих сверстников.
В работе А. Гирс, Й. Чженг, Р. Кэсье и др. были сделаны выводы о недостатках восприятия речи у детей с КИ при разговоре с несколькими лицами в случае, если реплики не относятся непосредственно к ним [12].
Дети с КИ являются более успешными в освоении учебной программы по сравнению с глухими детьми, но в то же время они продолжают отставать от уровня их слышащих сверстников. Это подтверждает исследование успеваемости шотландских школьников с помощью Шотландского национального теста. В результате был обнаружен разрыв в успеваемости между учениками с КИ и их слышащими одноклассниками [15].
Особенности умственной работоспособности обучающихся с КИ зависит в большей степени от наличия сопутствующих заболеваний, нежели от факта проведения операции. Это отражается на нейродинамических процессах. Их снижение значительно влияет на становление процессов памяти и внимания [9; 14].
И. В. Королева также отмечает, что дети с КИ, имеющие сопутствующие психические нарушения, которые могут быть связаны с патологией нервной системы, задержкой психического развития (ЗПР), незрелостью эмоционально-волевых процессов, педагогической запущенностью, нуждаются в обязательных занятиях с психологом по развитию мышления, эмоционально-волевых качеств, навыков общения, учебных навыков и прочих психических функций. Это связано с тем, что несформированность этих навыков тормозит развитие слуха, понимания речи и устной речи у ребенка.
К тому же автор рекомендует посещать занятия с психологом во взаимодействии с занятиями других специалистов не только при наличии сопутствующих нарушений, но и всем детям с КИ, т. к. в таком случае они быстрее усваивают необходимые навыки (понимание речи, говорение) и достигают уровня развития своих сверстников [4, с. 473].
В публикациях Ю. И. Михалиной, И. В. Евтушенко, рассматриваются трудности, связанные с процессами обобщения [6, с. 640]. В. О. Казицева также отмечает недостатки процессов обобщения в рамках изучения понятийного мышления у детей с КИ. Автор сделал вывод о нарушении и процессов синтеза вследствие нарушения речевой деятельности [2, с. 336].
В исследовании А. Эдвардса и др. обследуемые с КИ не справились с геометрическими задачами лучше, чем с арифметическими. Таким образом, подчеркивается влияние низкого словарного запаса и трудностей понимания абстрактных понятий на способность к правильному выполнению задач даже в случаях, когда предусмотрена зрительная опора [8].
Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова указывают на то, что уровень сформированности речи и коммуникативных навыков обучающихся после кохлеарной имплантации соответствует низкому уровню. Речевой слух и связная речь также не сформированы. Обучающиеся не стремятся к налаживанию контактов друг с другом, в то же время слышащие сверстники не хотят взаимодействовать с такими детьми. Дети с КИ безынициативны в общении, принимают участие в нем только при активности других людей.
После кохлеарной имплантации дети поначалу оказываются в «коммуникационном вакууме»: любая стимуляция к речевой активности вызывает у них негативные эмоции. Включение таких обучающихся во внеурочную деятельность является важным аспектом, который способствует накоплению социального опыта.
Авторы приходят к выводу о том, что создание всех необходимых условий для формирования речевого поведения и организация практики речевого общения у обучающихся с КИ дает положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. Дети постепенно начинают проявлять больше речевой активности, стремление к речевой деятельности. Желание общаться посредством речи также становится выраженнее. Для проявлений коммуникации характерны короткие восклицания, звуковые попытки сказать слово, назвать предмет [3, c. 24–25].
А. С. Люкина выявила, что обучающиеся с КИ даже при овладении в определенной степени коммуникативными умениями применяют их в индивидуальном взаимодействии в специально организованных условиях, но на фронтальных занятиях (уроках) практически ими не пользуются или пользуются значительно реже [5, с. 110].
Л. Кетелаар и др. определили, что проявление моральных эмоций детям с КИ свойственно в меньшей мере, чем их слышащим сверстникам. Выражение стыда и вины тоже имеет низкую интенсивность у прооперированных детей, для них меньше характерно чувство гордости. У таких детей отмечается недостаточное понимание, что от них ожидают со стороны морального поведения в определенных ситуациях.
Отмечается положительная взаимосвязь возраста ребенка с КИ и его моральных эмоций, что может говорить о таких же закономерностях становления моральных качеств, как и у слышащих сверстников. Однако отличается скорость их становления, то есть оно проходит с задержкой [10].
Т. Мост, С. Ингбер, Е. Хелед-Ариам в результате проведенного исследования делают вывод о том, что распознавание мимики у детей с КИ сформировано на более низком уровне по сравнению со слышашими. Их способность различать интонации в устной речи также отстает от показателей детей с нормальным слухом [13].
Л. Кетелаар, С. Рифф и др. выявили зависимость поведенческих проблем от количества установленных КИ. Таким образом, детям с двумя КИ свойственно более спокойное поведение, а также они более эмпатичны и социально компетентны [11].
Вследствие того, что наличие двух КИ повышает слуховые возможности детей, у них происходит более быстрое развитие понимания речи, накопление словаря и достигается более высокий вербальный интеллект, по сравнению со сверстниками с одним КИ.
Это делает возможным развитие и совершенствование коммуникативных навыков, облегчает социальное обучение, улучшает эмоциональную саморегуляцию, что оказывает положительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы детей в целом [7].
Таким образом, у детей с кохлеарным имплантом наблюдаются особенности слухового восприятия, внимания, понятийного мышления, с разных сторон рассмотрены отличительные черты эмоционально-волевой сферы обучающихся, коммуникативных способностей.
Литература:
- Баулина, Е. М. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации / Е. М. Баулина — Текст: непосредственный // Интеграция образования. — 2018. — № 4. — С. 696–711.
- Казицева, В. О. Изучение особенностей понятийного мышления у детей после кохлеарной имплантации / В. О. Казицева. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 12. — С. 334–337.
- Кобрина, Л. М. Формирование речевой коммуникации детей с кохлеарными имплантатами в условиях специальной школы-интерната / Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2017. — С. 16–26.
- Королева, И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. — СПб.: КАРО, 2016. — 872 c. — Текст: непосредственный.
- Люкина, А. С. Владение школьниками с кохлеарными имплантами коммуникативными умениями на уроках и при индивидуальном выполнении заданий / А. С. Люкина. — Текст: непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 107–112.
- Михалина, Ю. И. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения / Ю. И. Михалина, И. В. Евтушенко. — Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4. — С. 639–642.
- Boerrigter, M. Frequencies of Behavioral Problems Reported by Parents and Teachers of Hearing-Impaired Children With Cochlear Implants / M. Boerrigter. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31379656/ (дата обращения: 10.01.2023).
- Edwards, A. The mathematical abilities of children with cochlear implants / A. Edwards. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22373037/ (дата обращения: 13.01.2023).
- Impact of early intervention on comprehensive language and academic achievement in Japanese hearing-impaired children with cochlear implants. / A. Sugaya. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26496864/ (дата обращения: 11.01.2023).
- Ketelaar, L. Preliminary findings on associations between moral emotions and social behavior in young children with normal hearing and with cochlear implants / L. Ketelaar. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25700827/ (дата обращения: 13.01.2023).
- Ketelaar, L. Social competence and empathy in young children with cochlear implants and with normal hearing / L. Ketelaar. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22996702/ (дата обращения: 10.01.2023).
- Long-term outcomes of cochlear implantation in the preschool years: from elementary grades to high school / A. Geers. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19012109/ (дата обращения: 13.01.2023).
- Most, T. Social competence, sense of loneliness, and speech intelligibility of young children with hearing loss in individual inclusion and group inclusion / T. Most. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22186369/ (дата обращения: 11.01.2023).
- Punch, R. Children with cochlear implants in Australia: educational settings, supports, and outcomes / R. Punch. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20525801/ (дата обращения: 11.01.2023).
- Thoutenhoofd, E. Cochlear implanted pupils in Scottish schools: 4-year school attainment data (2000–2004) / E. Thoutenhoofd. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16452610/ (дата обращения: 13.01.2023).