В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведении.
Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина, экзистенциальные переживания, христианские мотивы, крепостное право.
«Пошехонская старина» (1889) — закатный, незаконченный роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, в котором детально изображены нравы и быт поместного дворянства незадолго до отмены крепостного права. Несмотря на то, что значительную роль в произведении играет описание общественных явлений, за социальным критицизмом скрывается сложный пласт философских идей, напряженные экзистенциальные переживания. В последнем романе Салтыкова-Щедрина на смену гротеску и острой сатире приходят реалистические описания и глубокие философские размышления.
Специфика экзистенциальных переживаний в романе «Пошехонская старина» заключается в том, что они возникают на фоне общественных конфликтов, картин социальной несправедливости. Изображая крепостной быт, писатель переосмысливает происходящее, в произведении социальное переплетается с личным, с постоянной рефлексией. С другой стороны, к этому добавляются религиозные переживания, поскольку важную роль в сознании рассказчика играет православная вера. Вообще экзистенциализм еще у своих истоков был тесно связан с религией, поскольку Сёрен Обье Кьеркегор, датский философ, теолог, который считается одним из первых философов-экзистенциалистов, был религиозным писателем, многие его работы основаны на христианском вероучении. Кроме того, в XIX веке идеи европейской философии активно проникают в среду российской интеллигенции — в том числе и предчувствие экзистенциализма. Многие русские писатели поднимали соответствующие проблемы в своих произведениях, среди них и А. Гончаров, и И. С. Тургенев, и М. Е. Салтыков-Щедрин, который также не обошел волнующие современников экзистенциальные вопросы.
Один из показательных фрагментов, которым можно проиллюстрировать это утверждение, — воспоминание о знакомстве с Евангелием в главе V. С. А. Макашин отмечает, что этот фрагмент по своей глубине сопоставим с монологами великих социальных моралистов — Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Важную роль здесь играет еще одна особенность экзистенциальных переживаний в «Пошехонской старине» — в романе они двоятся. Ранние переживания и впечатления от увиденного в детстве приведены наряду с сознательной рефлексией экзистенциального толка уже взрослого рассказчика, важнейшей основой которой является христианское мировоззрение. «Голос» мальчика вспоминает, что поначалу чтение Евангелия и найденные в нем новые мысли пробудили в нем тревожное чувство, а уже зрелый рассказчик обращает внимание на то, что уже в то время Священное Писание «посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести» [4; с. 100], научило видеть человеческий образ во всех людях, даже там, где «по силе общеустановившегося утверждения, существовал только поруганный образ раба» [4; с. 99]. Таким образом, знакомство с христианскими истинами оказало большое влияние на мировоззрение автора, с детства столкнувшегося с жестокостью крепостничества, сформировало его гуманистическую позицию.
Экзистенциальные переживания нередко появляются в повествовании в форме лирических отступлений. Подобный пример мы видим в главе II: рассказчик размышляет о своем раннем детстве и от описания неблагоприятных условий в доме неожиданно переходит к размышлениям: «печально существование, в котором жизненный процесс равносилен непрерывающейся невзгоде, но еще печальнее жизнь, в которой сами живущие как бы не принимают никакого участия. С больной душой, с тоскующим сердцем, с неокрепшим организмом человек всецело погружается в призрачный мир им самим созданных фантасмагорий, а жизнь проходит мимо, не прикасаясь к нему ни одной из своих реальных услад». Здесь ярко выражено состояние отчаяния от ощущения одиночества человека. Рассказчик задается чередой риторических вопросов: «Что такое блаженство? В чем состоит душевное равновесие? почему оно наполняет жизнь отрадой?». Таким образом, в лирических отступлениях в романе также происходит осмысление противоречий бытия в экзистенциальном модусе.
Экзистенциальные мотивы в романе «Пошехонская старина» также присутствуют на уровне персонажной системы, специфики социально-психологических типов, где психология важна не менее, чем социальный статус. Произведение построено таким образом, что рассказчик поочередно представляет вниманию читателя «галерею» персонажей определенного общественного слоя. Глава VII называется «Портретная галерея. Тетеньки сестрицы» и открывает собой галерею родственников, есть также «галерея» домочадцев, соседей, «галерея» господ и рабов. «Галерея рабов» — яркий образец того, как социальные конфликты в произведениях Салтыкова-Щедрина переходят в напряженную экзистенциальную рефлексию. Изображая реалии крепостного права, писатель показывает глубокое отчаяние, состояние неполноты бытия при виде страданий других. Рассказчик сопоставляет разные образы крестьян, при этом объединяет их одно — угнетенное человеческое достоинство в жестоких и несправедливых условиях крепостничества. Один из этих персонажей — крепостная крестьянка Аннушка. Ее убеждения представляют собой особы «рабский кодекс»: она проповедовала среди прислуги мысль о том, что в земной жизни нужно терпеливо переносить все несчастья и только после смерти ожидает вечное блаженство. Прислуга любит девушку и находит утешение в ее рассказах. Однако автор не согласен с этими убеждениями и описывает смирение Аннушки с горькой иронией. Продолжая «галерею крепостных», он снова и снова ссылается на философию Аннушки, которая не случайно представлена первой в этой «галерее»: «Увы! Для раба нет иного закона, кроме беззакония. С печатью беззакония он явился на свет; с нею промаячил постылую жизнь и с нею же обязывается сойти в могилу. Только за пределами последней, как уверяет Аннушка, воссияет для него присносущий свет Христов… Ах, Аннушка, Аннушка!» [4; с. 380–381].
Другой важный образ — мещанка Мавруша-новоторка, которая добровольно стала крепостной ради любви к крестьянину Павлу. Однако у этой героини мы видит уже другую философию: «подобно Аннушке, она обзавелась своим кодексом, который сложился в ее голове постепенно, по мере того как она погружалась в обстановку рабской жизни. Ей вдруг сделалось ясно, что, отказавшись, ради эфемерного чувства любви, от воли, она в то же время предала божий образ и навлекла на себя «божью клятву», которая не перестанет тяготеть над нею <…>, ежели она каким-нибудь чудом не «выкупится»» [4; с. 353]. Мировоззрение героини противопоставлено философии Аннушки, поскольку Мавруша не может смириться со своим положением и решается на бунт: спорит с господами, отказывается выполнять работу. Итогом становится самоубийство героини. Еще один крестьянин, который пытался противостоять жестоким и несправедливым условиям, это Сатир-скиталец, свободолюбивая личность. Он мог сбежать из поместья, однако при этом стремился заработать денег и по собственной воле жертвовал их церкви. Но при этом Сатир не принимался за тяжелый труд, чем вызывал недовольство барыни. Как и Мавруша, в итоге Сатир умирает и перед смертью произносит: «кругом нас неволя окружила, клещами сжала. Райские двери навеки перед нами закрыла» [4; с. 395]. И здесь автор акцентирует внимание не столько на самом социальном конфликте в условиях крепостничества, сколько на самом образе человека, причем в аспекте христианских идей. Поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, он не должен мириться с таким существованием. Необходимость борьбы личности за свободу и достоинство — одна из важнейших идей всего произведения.
Таким образом, роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» не просто обращает внимание на острые общественные проблемы, он содержит в себе сложные экзистенциальные переживания и размышления как героев, так и писателя. Это напряженная рефлексия, вызванная ощущением бессмысленности изнуряющей повседневности, чувством поруганного человеческого достоинства. На фоне социальных вопросов мы видим личный внутренний конфликт и влияние идей христианства.
Литература:
- Дмитренко С. Ф. Щедриноведение и М. Е. Салтыков // М. Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra, антология: Книга первая / Сост., вступ. статья, коммент. С. Ф. Дмитренко. — СПб.: РХГА, 2013. — С. 866–887.
- Макашин С. А. О «Пошехонской старине» // Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина. — М.: Правда, 1980. — С. 3–20.
- Ремпель Е. А. Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. — Саратов, 2004. — 143 с.
- Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина. — М.: Правда, 1980. — 576 с.
- Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. — М.: Мол. гвардия, 1989. — 622 с.
- Чернышева Е. Г. М. Е. Салтыков (Щедрин) // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 2 (1840–1860 годы): учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 “Рус. яз. и лит.” / [Е. Е. Дмитриева и др.]; под ред. В. И. Коровина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С. 500–524.