В современных условиях занятость населения представляет собой серьёзную социально-экономическую категорию, характеризующую состояние экономики в стране. От уровня занятости зависит и уровень безработицы, непосредственно влияющий на показатели рынка труда. В статье проведен анализ состояния государственной региональной политики в сфере занятости в Волгоградской области на основе статистической информации, а также рассмотрены перспективы развития государственной региональной политики в данной сфере.
Ключевые слова: государственная региональная политика, сфера занятости, органы власти, Волгоградская область.
Волгоградская область сегодня является регионом, где важную роль играет поддержание стабильного состояние рынка труда и занятости населения, поскольку от этого зависит социально-экономическое развитие региона. Именно поэтому сегодня органы власти в регионе должны быть направлены на развитие и поддержание должного уровня рынка труда для обеспечения высокой занятости как местного населения, так и приезжающего из других регионов или стран [3].
На сегодняшний день на территории Волгоградской области проживает около 2,5 млн человек, из которых трудовые ресурсы составляют 1,4 млн человек — 56 % от общей численности населения региона [4].
Занятое население в регионе составляет 1,2 млн. человек, что определяет число трудоспособного населения, которое не занято в количестве 0,2 млн. человек.
И если в 2022 году мы можем наблюдать, что количество трудовых ресурсов составляло 1,39 млн. человек, то здесь же можно отметить тенденцию к их снижению, поскольку в 2020 году их количество находилось на уровне 1,41 млн. человек, в 2021 на уровне 1,4 млн человек, а к 2022 году стало равняться 1,39 млн. человек. А вот относительно занятого населения можно отметить нестабильную ситуацию, поскольку с 2020 по 2021 год мы наблюдали снижение количества занятого населения, что было обусловлено, скорее всего, распространением коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер, что обусловило закрытие организаций, потерю рабочих мест, массовые увольнения сотрудников. А вот в 2022 году ситуацию улучшилась и, соответственно, мы можем наблюдать рост числа занятого населения — 1,16 млн. человек [4].
Аналогичная ситуация наблюдается и с не занятым населением трудоспособного возраста — в 2021 год увеличилось количество не занятого населения трудоспособного возраста, а в 2022 году данное количество уменьшилось.
Здесь же, рассматривая уровень безработицы в регионе, можно отметить, что составляет он коэффициент в размере 7,6 — высокий уровень безработицы. Только за последний год уровень безработицы в регионе вырос на 2,3 пункта.
Сравнивая показатели безработицы в Волгоградской области с соседними регионами, можно отметить, что в Ростовской области на 2022 год данный показатель равняется коэффициенту 5, что показывает средний уровень безработицы в регионе, а вот в Астраханской области — 7,8 — также высокий уровень безработицы наравне с Волгоградской областью [4]
Рассматривая трудовой состав населения, можно отметить, что в состав рабочей силы входят занятые и безработные. Так, занятое население составляет 61 % от всего населения, в то время как безработные составляют 5 % от общей численности населения.
Рассматривая сферы занятости в регионе, можно отметить, что сегодня основной сферой занятости является оптовая и розничная торговля, а также ремонтные организации, обслуживающие транспортные средства (шиномонтажки, ремонт и продажа автозапчастей и т. д.) [4].
Здесь же можно отметить, что в регионе лишь 3 % занимает такая сфера как профессиональная, научная и техническая, хотя именно данная сфера способствует социально-экономическому росту региона, способствует усилению качества трудовых ресурсов в регионе.
Сегодня в регионе средний возраст занятого населения составляет 41 год, что говорит о старении занятого населения. Именно поэтому сегодня это является одной из важнейших направлений деятельности — привлечение в регион высококвалифицированного молодого населения, способного трудиться в профессиональной, научной или технической сферах с целью социально-экономического развития региона [2].
Можно также отметить, что, рассматривая половую структуру занятого населения в Волгоградской области, можно сделать вывод о том, что женская часть населения в основном приходится на сферу, связанную с работой с документами, а также на сферу обслуживания и торговли, в то время как мужская часть населения в основном трудится на трудных предприятиях — промышленность, строительство и транспорт [4].
Следует также отметить, что для любого региона важным является привлечение именно высококвалифицированных трудовых ресурсов, поскольку от них зависит развитие и формирование ресурсной базы региона, определяет уровень развития региона, рынка труда, сферы занятости. Однако, сегодня у нас в регионе не оказывается необходимых рабочих мест для привлечения таких специалистов. Именно поэтому больший процент приходится именно на оптовую и розничную торговлю, а также на неквалифицированных рабочих или рабочих со средним уровнем квалификации.
Таким образом, в регионе отмечается стабильная ситуация в сфере занятости, однако и наблюдается снижение количества трудовых ресурсов в регионе. Превалирующее количество человек занято в сфере оптовой или розничной торговли, а также обслуживании и ремонте автотранспортных средств. При этом стоит отметить, что законодательное регулирование безработицы является приоритетным направлением борьбы с ней и недопущения распространения негативных последствий безработицы [1].
Основными направлениями совершенствования государственной политики в сфере занятости могут стать следующие направления: создание комфортных условий для трудоустройства приезжающего населения, активная политика по привлечению высококвалифицированных сотрудников из других регионов и стран; активное привлечение и поддержка молодого поколения, которое прибывает на территорию Волгоградской области; отслеживание реального уровня заработных плат в регионах и соотношение их со статистическими данными, которые получает федеральный уровень
Литература:
- Боков Ю. А. Реализация законодательства о противодействии коррупции в регионах (на примере Волгоградской области)//Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. — С. 40–52.
- Социальная поддержка граждан в РФ: региональный аспект (на примере Волгоградской области) // Теория и практика современной юридической науки. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 60–62.
- Правоведение [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ахметова Н. А., Кононенко Д. В., Гузенко В. Н., Фролов С. А. // Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. — 104 с. [6,5 п.л.] — ISBN 9785966911072
- Статистический ежегодник: Волгоградская область 2022 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/01_00_011220.pdf (дата обращения: 10.01.2023).