В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.
Ключевые слова: местное самоуправление, взаимодействие, эффективность, обратная связь, электронное правительство, государственное управление.
Электронное правительство представляет собой информационную систему, которая предоставляет набор уже имеющихся государственных и муниципальных услуг разного рода группам граждан страны: физическим и юридическим лицам, а вместе с тем и государственным органам всех уровней правления.
Данного рода система была создана с целью активного взаимодействия государства и заявителя посредством информационно-коммуникационных технологий. Помимо этого, электронное правительство представляет собой механизм документооборота государственного управления в электронной форме, который базируется на автоматизировании системы процессов управления в пределах всего государства, и в качестве цели которого выступает рост уровня эффективности государственного управления и уменьшение затрат социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Основными задачами электронного правительства являются [1, с. 147]:
— построение новой системы взаимодействия граждан и государственных органов;
— улучшение качественного уровня предоставления услуг для населения и бизнеса;
— наличие большего числа возможностей для самостоятельного обслуживания населения;
— развитие степени осведомленности общества в информационно-коммуникационных технологиях (иначе — ИКТ);
— привлечение граждан к участию в управлении страной;
— снижение степени воздействия местоположения граждан на оказания им государственных и муниципальных услуг.
Но при этом использование инновационной системы электронного правительства и одновременно с ним электронного администрирования имеет проблемы:
- Цифровое неравенство, которое предполагает отсутствие у определенных граждан в наличии необходимого оборудования или гаджетов для получения государственных и муниципальных услуг. Данного рода обстоятельством создается необходимость поддержки дублирующих форм оказания государственных услуг — личное посещение государственных органов, звонки по телефону, отправления по почте и т. п.
- Сосредоточение государственного аппарата на улучшение показателей, которые способствуют снижению степени разрыва с ведущими государствами, нежели тех, которые являются необходимыми для развития электронного администрирования в РФ.
- Необходимость в руководителе либо группе лиц, которые отвечают за качественный уровень функционирования электронного правительства и внедрение новшеств для его модернизации в дальнейшем.
- Низкая степень компетентности и компьютерной грамотности большого количества государственных деятелей, который влечет за собой неэффективность электронного администрирования.
- Большой уровень затрат на внедрение инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий в муниципальных образованиях и ее медленное развитие.
- Отсутствие у населения доверия к качественной реализации деятельности государственных органов в виртуальной среде.
- Недостаточное обеспечение нормативно-правовой базы, которая регламентирует систему электронного правительства.
- Проблема безопасности и утечки личных информационных сведений граждан.
- Невозможность полного осуществления услуги посредством сети Интернет, которая требует взаимного обмена информационными сведениями, проведения платежей или иного рода действий с использованием электронной цифровой подписи [2, с. 168].
Таким образом, рассматривая представленные проблемы, можно определить перспективы развития электронного правительства по преодолению информационного неравенства и стимулированию развития институтов информационного общества в оказании государственных и муниципальных услуг:
- Развитие образования, проведение социальной и культурной политики популяризации использования ИКТ для участия в политической жизни страны, добывания информации, личностного и карьерного роста.
- Обеспечение равного доступа к ИКТ всех слоев населения.
- Проведение политики удешевления доступа к информационно-коммуникационным технологиям при одновременном улучшении их качества.
- Государственная поддержка НИОКР в области ИКТ.
- Расширение и развитие нормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность электронного правительства, а вместе с тем и обеспечение легальности электронных услуг [3, с. 110].
- Наличие политической воли лидеров государства к реализации и усовершенствованию электронного администрирования и готовности бюрократии к реализации проекта.
- Контроль над ходом реализации проекта электронного правительства и его финансового обеспечения, включая общественный контроль.
На основе представленного выше следует отметить что формирование эффективной системы электронного правительства является одной из задач приоритетного характера, которые стоят перед государством на сегодняшний день.
Уровень эффективности электронного правительства подразумевает комплексную и унифицированную информационно-коммуникационную среду, масштабный информационно-коммуникационный ресурс, а вместе с тем систему, которая реальным образом может обеспечить органам власти, неправительственным структурам, бизнесу, населению, гражданину качественное взаимодействие, которое направлено на оперативное использование электронных способов управления, особенно в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.
Литература:
- Физляева М. Р. Проблемы и перспективы развития электронного правительства // Modern Scientific Research: сборник статей конференции. — Пенза: Наука и Просвещение, 2022. — С.146–148., с.147.
- Щербаков Б. В., Чубова Е. П. Электронное правительство в России: тенденции развития // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы конференции. — Нижневартовск: НижГУ, 2022. — С.165–170., с.168.
- Джабраилов Б. М. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг: электронное правительство // Современные вызовы и реалии экономического развития России: материалы конференции. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. — С.108–112., с.110.