Туризм: классификация и виды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 5215 раз

Библиографическое описание:

Бурлака, А. М. Туризм: классификация и виды / А. М. Бурлака. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98990/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: туризм, виды туризма.

В современном мире отсутствует единый подход к такому понятию как туризм. Это обусловлено динамичным развитием его вариаций и классификаций, а также существенными изменениями в мире за последние несколько лет.

В соответствии с «Тезаурусом по туристской и досуговой деятельности», изданным всемирной туристской организацией (ЮНВТО), «туризм» — это категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики.

В зависимости от области изучения, туризм принято трактовать по-разному. Например, с экономической точки зрения туризм рассматривается через призму его вклада в социально — экономические показатели страны.

С точки зрения культуры, туризм рассматривается через модели поведения людей, их образ жизни и традиций.

Специалисты в области географии рассматривают туризм через его пространственные аспекты. Их областью изучения являются такие факторы, как: направление туристических потоков, использование природных ресурсов, рассредоточение людей по территории страны, изменение окружающей среды после пребывания туристов [3].

Что касается классификации туризма, в первую очередь следует выделить туризм внутренний и внешний (по географическому признаку). Внутренний туризм осуществляется в пределах страны; международный туризм охватывает поездки за пределы государства.

Следует отметить, что внешний туризм связан с соблюдением ряда трудностей, например, визовый контроль в некоторых странах, или эпидемиологическую обстановку (что сегодня особенно актуально). Туризм внутри страны не требует таких формальностей как виза.

Международный туризм в свою очередь делится на две подгруппы, такие как выездной и въездной туризм. Различие данных видов заключается в направлении туристического потока. То есть выездной туризм, подразумевает покидание страны, в которой он находится, а въездной туризм означает прибытие человека в ту или иную страну. Также есть и другие названия данных видов, например, рецептивный — это принимающая страна, в которую совершают путешествие и инициативный, то есть направляющий из своей страны [3].

Сегодня в век цифровизации каждый человек может самостоятельно организовать свой досуг, покупать билеты, бронировать гостиницы и т. п. Но есть и те, кто для этого обращается за помощью в туристические агентства. В связи с этим туризм подразделяют на плановый и самодеятельный. В первом случае турист приобретает туристический продукт (услугу) при взаимодействии с фирмой, оплачивая её. Самостоятельный туризм исключает участия посредников; турист, как правило, оплачивает поездку в момент пребывания в посещаемой стране по мере необходимости.

Туризм также классифицируют и по возрастной категории: детский (дети, путешествующие с родителями в возрасте до 15 лет); юношеский (возраст 15–24 года); молодежный (25–44 года); взрослый (45–64 года); семейный (от 65 лет).

Не вызывает сомнений тот факт, что любой туризм можно назвать образовательным: путешествуя, человек узнает для себя что-то новое, знакомясь с обычаями разных стран, узнает различные сферы жизни, принимающей его страны. Эти сферы могу быть абсолютно разными, например, с культурной стороны или социальными особенностями. С помощью образовательного туризма люди получают языковой, культурный и социальный опыт.

Деловой туризм включает в себя деловые поездки, как правило его организует не сам турист, а его работодатель с целью участия в семинарах, переговорах.

Путешествуя, каждый человек преследует собственные цели: лечение, культурное обогащение, пополнение собственных знаний, расширение кругозора и т. д. Можно сказать, что цель путешествия определяет форму туризма, поэтому туризм можно классифицировать следующим образом:

Культурно — познавательный туризм. Данный вид туризма включает в себя посещение исторических или промышленных объектов, таких как старые города, железные дороги, места сражений, архитектурные сооружения, ремесла, галереи, фестивали и т. д. Общая цель культурного — познавательного туризма — приобщение к культуре, истории и художественному наследию места посещения.

Активный туризм включает в себя различные виды. Это и сплавы по бурным водоемам, походы, горные лыжи, альпинизм, спелеотуризм (отдых в пещерах), отдых в палаточных лагерях и т. д. Цель такого вида туризма — спортивное совершенствование человека в преодолении природных препятствий [2].

Религиозный (паломнический) туризм зависит от веры человека и его духовной составляющей. Он подразумевает под собой посещение различных святых мест и источников силы в мире, которые находятся за пределами привычной для туриста среды.

Лечебно-оздоровительный туризм. Цель данного вида туризма — поправка здоровья. Он осуществляется, главным образом, в санаторно-курортных и медицинских учреждениях [4]. При этом, немаловажную роль здесь играют природно-климатические условия, в которых находится здравница. Среди всех регионов РФ наиболее популярными для лечебного туризма являются центральные и западные регионы европейской части России — это Урал, Поволжье, Черноморское побережье и предгорные районы Кавказа, а наименее популярные, исходя из их климата и малообжитых территорий, — Север и Сибирь [1].

Рекреационный туризм — вид туризма, связанный передвижением туристов, самостоятельных путешественников в свободное время для восстановления сил, здоровья. В отличие от локальных мероприятий он подразумевает смену обстановки. Также выбирают рекреационные ресурсы — объекты, инфраструктура, которые необходимы для выполнения задач. Возможно использование нескольких видов ресурсов для решения комплексного восстановления: это может быть проведение отпуска на пляже, в лесу, других природных местах; возможно посещение оздоровительных центров, храмов, природных или исторических достопримечательностей. Планировать такой вид туризма можно как самостоятельно, так и путем приобретения готового тура (программы). Как правило, для спокойного восстановительного тура выбирают морские курорты.

Большую популярность сегодня имеет приключенческий туризм, который связан с экзотикой и путешествиями в те страны, которые кардинальным образом отличаются от обычного местонахождения человека. Он заключается в разных видах деятельности: например, прыжки с тарзанки или купание с акулами; общение туриста с местными жителями, тесное взаимодействие с природой. Стоит отметить, что приключенческий туризм подходит далеко не всем людям. Те туристы, которые не готовы выходить из своей зоны комфорта, как правило, выбирают другой вид туризма для своих путешествий.

В последние годы активно развивается туризм в дикой природе. В самом простом смысле — это наблюдение за дикими животными в их естественной среде обитания. Туризм дикой природы может быть экологическим и дружественным как к животным в неволе, так и в дикой среде. В данный вид туризма входят индивидуальные турпакеты, например, сафари, также к данному виду туризма относятся парки и заповедники с дикими животными.

Одно из современных направлений — агротуризм — это вид отдыха, который обычно проводится на фермах и обозначает предоставление возможности для туриста проявить себя в выполнении сельскохозяйственных работ во время визита на ту или иную территорию. К таким работам относится: собирание фруктов и овощей, высадка деревьев, также есть возможность покормить домашних животных. К другой части данного вида туризма можно отнести такие виды деятельности, как дегустация разных продуктов, например, домашнего козьего молока, сыра, меда или вина, а также покупка фермерских сувениров и многое другое. Такая форма туризма привела к появлению так называемых «развлекательных ферм», которые предлагают не только обычные фермерские продукты, но и также места для семейного отдыха, например, пикников или взаимодействия с домашними животными [3].

В мире современных технологий появился новый вид туризма — виртуальный — деятельность индивида, позволяющая посредством использования современной компьютерной техники и коммуникационных сетей создать и получить максимально реалистичную сенсуальную информацию о желаемой дестинации из числа реально существующих без фактического перемещения в нее [5]. При помощи онлайн-путешествия можно, например, совершить восхождение на пик Любви в Аршане, полетать на вертолёте над горами восточных Саян, поиграть в гольф на льду озера Байкал, посетить достопримечательности Иркутска, прокатиться на собачьих упряжках и даже встретить медведя.

Преимуществом такого вида туризма можно назвать его комфорт и безопасность, поскольку такое «туристское путешествие» осуществляется в пределах дома. Однако, он имеет и ряд существенных недостатков — в случае виртуального тура, во-первых, масштаб «посещаемого» объекта может быть существенно меньше, во-вторых, виртуальный турист избавлен от необходимости знакомиться с объектами, находящимися на пути следования до конечной точки.

Литература:

  1. Безверхова И. В. Современные тенденции и направления развития лечебного туризма / И. В. Безверхова, И. В. Борисенко, Ю. О. Воронова // Аллея науки. — 2018. — Т. 3, № 7 (23). — С. 301–307.
  2. Медико-биологические и педагогические основы адаптации спортивной деятельности и здорового образа /Л. А. Шинкарюк // Молодежь и наука. — 2019. -№ 1. — С. 88.
  3. Молдован А. А. Туризм: классификация и виды / А. А. Молдован //E-Scio. — 2022. -№ 7. — C. 54–59.
  4. Соколов А. С. Теоретико-методологические аспекты медицинского туризма / А. С. Соколов, Н. П. Манько, В. Г. Гуляев // Вестник Российской международной академии туризма. — 2017. — № 3. — С. 105–111.
  5. Шамликашвили В. А. Виртуальный туризм как новый вод туризма / В. А. Шамликашвили // Креативная экономика. — 2014. — № 10(94). — С.128–138.
Основные термины (генерируются автоматически): вид туризма, туризм, вид деятельности, въездной туризм, дикая природа, международный туризм, область изучения, познавательный туризм, приключенческий туризм, форма туризма.


Ключевые слова

туризм, виды туризма

Похожие статьи

Современная классификация туристских сегментов

Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации

Маркетинг в туризме

В данной статье дается определение понятия маркетинг в туризме, изучены особенности маркетинга. Также внимание уделено интернет-маркетингу и маркетинговым инструментам.

Правовое обеспечение туристской деятельности

В статье рассматривается правовое обеспечение в сфере туризма, его основные задачи, а также правовое регулирование отношений в данной сфере.

Источники правового регулирования туристской деятельности

Статья посвящена рассмотрению основных источников правового регулирования туристской деятельности. В статье рассматривается разработка целевых программ и их совершенствование.

Особенности транспортной логистики

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения. Цели и задачи, особенности транспортных процессов и факторы, влияющие на организацию перевозок.

Выявление и описание рисков дорожно-строительной отрасли

В статье рассмотрены риски дорожно-строительной отрасли, даны их классификация и описание.

Возникновение и развитие спортивного туризма в России

В статье изложена история возникновения и развития спортивного туризма в России, особенности организации спортивного туризма, основные его направления, современные проблемы и перспективы развития в настоящее время.

Социально-экономическая природа туризма

В статье раскрыта социально-экономическая природа туризма, рассматривается влияние туризма на экономику, его положительные и негативные воздействия.

Элементы благоустройства и их характеристика

В статье рассматриваются элементы благоустройства территории, дается их краткая характеристика.

Похожие статьи

Современная классификация туристских сегментов

Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации

Маркетинг в туризме

В данной статье дается определение понятия маркетинг в туризме, изучены особенности маркетинга. Также внимание уделено интернет-маркетингу и маркетинговым инструментам.

Правовое обеспечение туристской деятельности

В статье рассматривается правовое обеспечение в сфере туризма, его основные задачи, а также правовое регулирование отношений в данной сфере.

Источники правового регулирования туристской деятельности

Статья посвящена рассмотрению основных источников правового регулирования туристской деятельности. В статье рассматривается разработка целевых программ и их совершенствование.

Особенности транспортной логистики

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения. Цели и задачи, особенности транспортных процессов и факторы, влияющие на организацию перевозок.

Выявление и описание рисков дорожно-строительной отрасли

В статье рассмотрены риски дорожно-строительной отрасли, даны их классификация и описание.

Возникновение и развитие спортивного туризма в России

В статье изложена история возникновения и развития спортивного туризма в России, особенности организации спортивного туризма, основные его направления, современные проблемы и перспективы развития в настоящее время.

Социально-экономическая природа туризма

В статье раскрыта социально-экономическая природа туризма, рассматривается влияние туризма на экономику, его положительные и негативные воздействия.

Элементы благоустройства и их характеристика

В статье рассматриваются элементы благоустройства территории, дается их краткая характеристика.

Задать вопрос