Управление регионом, относящееся к субъекту, осуществляющему его деятельность, является целенаправленной деятельностью органа исполнительной власти, которая либо поддерживает существующий порядок, либо изменяет его. Поэтому под управлением социально-экономическим развитием региона следует понимать ряд конкретных мер по планированию и координации социально-экономических процессов в регионе с целью повышения уровня жизни его жителей, увеличения финансового потенциала и обеспечения адекватного вклада в национальную экономику. [1]
В процессе управления социально-экономическим развитием регионов существуют определенные противоречия между интересами федерального государства и регионов, а также между федеральным государством и муниципалитетами. Это требует тщательного, научно-обоснованного выбора путей управления социально-экономическим развитием региона.
С переходом к рыночной экономике возрастает значение собственной надежной базы финансовых ресурсов региона. С другой стороны, понятие «региональные финансы» долгое время не имело четкого толкования в экономической литературе.
Региональные финансы: [1]
- Компонент национальной финансовой системы, включающий региональные бюджеты, бюджеты административных районных единиц, финансы хозяйствующих субъектов и внебюджетные фонды, используемые для удовлетворения региональных потребностей.
- Система экономических отношений, при которой национальный доход, созданный в регионе, распределяется и перераспределяется для его экономического и социального развития.
- Общий объем средств, использованных на экономическое и социальное развитие региона.
Существующая система управления региональными финансами характеризуется серьезными недостатками в бюджетировании, особенно на местном уровне, и тесно связана с понятием «бюджетный механизм», поскольку бюджетирование является частью бюджетного механизма.
Под «бюджетным механизмом» понимается совокупность трех взаимосвязанных звеньев: [2]
- Бюджетное планирование-централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы в процессе составления и исполнения проектов бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней в соответствии с планом социально-экономического развития страны.
- Бюджетное регулирование-перераспределение средств для обеспечения минимально необходимого уровня доходов территориального бюджета, направляемых на экономическое и социальное развитие территории.
- Бюджетный контроль (контроль исполнения бюджета) — важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ, региональным и управленческими палатами, финансовыми и налоговыми органами.
Что касается фискальной политики, то она тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, фискальный потенциал (расходы и доходы) и налоговое бремя.
Фискальная политика должна быть направлена, в частности, на создание условий, необходимых для увеличения фискального потенциала стран, регионов и территорий. Степень реализации фискального потенциала будет зависеть от того, насколько оптимизированы размер и распределение налогового бремени на уровне субъекта и региона.
Бюджетная политика синтезирует субъективные (надстроечные, управленческие) и объективные (денежные, бюджетные) отношения, возникающие в процессе сознательного и объективного воздействия государства на общественное воспроизводство, используя функциональный потенциал категории бюджета и обслуживающей его системы других организационных и фискальных категорий (бюджетное право, бюджетные учреждения, бюджетные механизмы). Необходимо рассматривать и понимать их как категории.
Исходя из выше сказанного, можно определить сущность фискальной политики как организационно-финансовой категории. Это система мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом, основанная на концепции развития бюджетных отношений как части общей экономической политики, целью которой является реализация всех функций бюджета для достижения определенных экономических и социальных эффектов на данном этапе.
Региональные системы являются составной частью единой национальной социально-экономической системы и сами представляют собой сложные региональные экономические системы, включающие различные уровни иерархически взаимосвязанных региональных образований. Каждая из этих систем выполняет свои функции на более высоком уровне территориальной системы. В результате региональная экономика как экономика мезоуровня представляет собой самостоятельные сегменты.
Региональная экономика выражает отношения, возникающие между центром и регионами, между регионами и внутри регионов по поводу производства, распределения, обмена и потребления конечных продуктов производственной деятельности в процессе ее развития. Основной целью региональной экономики является обеспечение адекватного уровня жизни для ее жителей. С этой точки зрения необходимо оптимально преобразовать весь комплекс региональных экономических отношений и повысить их эффективность с учетом законов рыночной экономики.
Развитие любого вида — это переход от одного качественного состояния к другому. Она характеризуется структурой, источником, формой и направлением. Исходя из этого, региональное развитие можно описать как комплексное преобразование экологической, экономической, социальной, духовной, пространственной и политической сфер, которое приводит к качественному сдвигу и, в конечном счете, к изменению условий жизни самих людей.
Закон функционирования рыночной экономики не отрицает специфику местного экономического пространства, но подразумевает, что она должна быть полностью учтена. Это пространство, как часть общего национального экономического пространства, функционирует как интегрированная система взаимодополняющих экономических агентов на конкретной территории с устойчивым разделением труда, представляющая собой систему экономических отношений, реально существующую и постоянно развивающуюся и углубляющуюся в процессе переплетения экономических структур, дополняющих друг друга и обеспечивающих экономическую целесообразность, в ходе которой устойчиво существует территориальное разделение труда. [3]
Основными принципами формирования экономического пространства являются: [4]
– Единая валюта (рубль).
– Единая фискальная и ценовая политика, со значительной передачей прав в пользу местных властей и производителей.
– Единая налоговая и бюджетная политика, а также регулирование цен на основные виды сырья, продукции, товаров и услуг, рамки которого согласовываются всеми участниками единого экономического пространства.
– Инфраструктура общего рынка-общие транспортные, информационные и коммуникационные системы, а также системы статистики и стандартизации.
– Общая социальная политика, направленная на установление минимальных гарантированных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, компенсаций, привязки к доходам и стандартов обеспечения жителей жильем и социально-культурными объектами с учетом местных условий.
– Централизованное регулирование регионального экономического пространства посредством целенаправленных инвестиций, субсидий(грантов) и протекционистской политики в отношении определенных секторов экономической деятельности, особенно в поддержку районов бедствий и депрессивных районов.
В России процесс проводимых реформ направлен на предоставление большей экономической независимости всем участникам экономической жизни страны. Для этого необходима специальная система управления, достаточно разнообразная и гибкая, чтобы адаптироваться к реальной ситуации, а параметры и руководящие принципы ее разработки разрабатываются общественными и государственными органами. Однако, как правило, региональные экономики не являются гармонизированными структурами, так как это сложные экономики с множеством секторов и отраслей, связанных определенными отношениями, что часто приводит к кризисным ситуациям. Ситуация усугубляется тем, что многие регионы имеют высокую специализацию в определенных отраслях. Поэтому в исследовании рассматриваются региональные и экономические системы с точки зрения социальной изменчивости, изменений в институтах управления, межрегиональных взаимодействий. [5]
Выявленные особенности социально-экономического развития региона в современных условиях, обусловленные экономическими реформами, предполагают опасность возникновения и развития кризисов и, следовательно, необходимость управления социально-экономическим потенциалом. Это требует дифференцированного подхода при анализе состояния дел, выявлении проблем и подготовке рекомендаций, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации и достижение эффективного ритма в регионе.
Литература:
- Поляк Г. Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 479 с.
- Боровикова Е. В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. 336 с.
- Макаров В. Экономическое развитие России и проблемы микроэкономики знаний / В. Макаров, Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. 2008. N 2. С. 8–22.
- Нагоев А. Б. Особенности повышения роли региональной экономической политики // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 36.
- Смирнов В. В. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 11.