Театр, это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества.
Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в современной жизни? Как развить основные его способности: видеть, чувствовать, слышать, фантазировать, понимать?
С точки зрения педагогической работы можно говорить об универсальности, социальной направленности театра.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции ребёнка, его художественные способности, формируют личность ребёнка, а также развивают общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Для ребёнка театрализованное представление — это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Участвуя в театрализованных представлениях, дети развивают свои актёрские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений.
Театральная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, помогает устанавливать контакт между ребёнком и взрослым, развивает речь, обогащает эмоциональную сферу. Играя в театр, дети делают свои первые шаги в мир искусства.
Действующие лица : Ведущий, Сказочница, Петрушка, Лиса, Заяц, волки, медведь, Собаки, Петух, Весна, Снежинки, Птицы, Зима.
Цель: Продолжать развивать умение разыгрывать знакомые сказки, Закреплять умения детей эмоционально воспринимать и передавать содержание сказки. Развивать связную речь. Формировать интерес к театрализованной деятельности.
Задачи: Воспитывать дружеские отношения, умение действовать согласованно. Развивать у детей творческую фантазию, изображать характерные особенности поведения персонажей. Вызывать желание у детей участвовать в драматизации произведений. Развивать у детей память. Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.
Материал и оборудование: домик для лисы, домик для зайца, макеты весенних деревьев (2 шт.), пенёк, костюмы героев, костюмы для танца снежинок, султанчики для танца снежинок.
Музыкальное сопровождение: Эдвард Григ «Утро», музыка к телепередаче «В мире животных», Весенняя капель, «В гостях у сказки».
Кассир продает билет на театрализованное представление за вежливые слова.
Дети проходят в группу под музыку «В гостях у сказки» и садятся на стульчики полукругом.
Вступление: Звучит музыка Эдвард Григ «Утро».
Воспитатель: Дорогие гости, мы рады видеть Вас на нашем представлении «Заюшкина избушка»!
Звучит задорная музыка. Танец Пеструшки. У Петрушки на шее звенят бубенцы.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! А вот и я, Петрушка, весёлый, забавный, смешной. Никакая на свете игрушка не сравнится со мной! Ребята, а что вы здесь делаете?
Дети: Пришли сказку посмотреть.
Петрушка: А какую сказку, знаете?
Дети: Нет
Петрушка: А давайте поиграем? Зайку выгнала лиса… Плачет, зайка, вот беда! Волк, медведь и петушок помогали зайке. Вот.
Догадались, что это за сказка?
Дети: «Заюшкина избушка».
Петрушка и Сказочница вместе: Сказка в двери к нам стучится, скажем сказке- заходи. Это присказка, ребята, сказка будет впереди.
Петрушка: Ну, а мне пора, друзья, веселить других ребят. До свидания!
Дети: До свидания, Петрушка!
Ведущий: Тише, тише, не шумите.
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса.
Где же прячется она?
Сказку всем сейчас расскажем
И, конечно же, покажем.
Сказочница: Жили-были Лиса и Заяц. (Заяц и Лиса занимают свои места в домиках). Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайчика — лубяная. (показывает на их домики поочередно).
Выход Зимы:
Зима: В от под снегом дремлют ели
И кусты заледенели.
Заметая все тропинки,
Тихо падают снежинки
Звучит музыка. Танец снежинок «Вот снежок летит, летит» (девочки в костюмах снежинок)
Сказочница: Пришла Весна –красна. (звучит весенняя музыка, щебечут птицы)
Звучит музыка «Весенняя капель» Выход Весны
Происходит смена декораций. Избушка Лисы меняется на цветущие деревья.
Весна: Опять природа пробудилась
Проснулись поле, лес, река.
И сообщили новость птицы:
“Ликуйте все! Пришла весна!”
Звали вы, друзья, меня? В гости к вам пришла Весна.
Звучит музыка из телепередачи: «В мире животных».
Вылет весенних птиц. Они «летают» вокруг Весны и останавливаются в одну линию.
Птицы (Ласточка): Здравствуй, милая Весна,
Рады все, что ты пришла.
Всё ожило: и лес, и луг
Красиво стало всё вокруг.
Птица (Грач): С нежными листочками,
С первыми цветочками,
С тёплым, радостным дождём
Приходи, Весна, мы ждём.
Птица (скворец): Ярче солнышко, сияй.
Землю нашу согревай,
Травка, травка зеленей
Приходи, Весна, скорей!
Звучит музыка, птицы улетаю.
Сказочница: Попросилась Лиса к Зайчику в гости, его и выгнала.
Лиса стучится к Зайчику.
Заяц: Кто там?
Лиса: Это я, Лиса. Пусти меня переночевать.
Заяц: Ладно, пущу. Заходи.
Лиса: Уходи, Заяц, вон.
Заяц: Ай-яй,
Сказочница: Идет зайчик по дороге и плачет. Навстречу ему, собаки
Выход Собак. Звучит музыка . Ав-ав! О чем, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы- ледяная. Пришла весна и растаяла избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
Собаки: Пойдем, мы твоему горю поможем.
Сказочница: Пошли они к заюшкиной избушке.
Собаки: Га-Гав! Поди, Лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница: Собаки испугались и убежали. Опять идет зайчик по дороге и плачет.
А навстречу ему волки.
Звучит музыка.
Волки: О чем Зайчик плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы -ледяная. Пришла Весна, у Лисы избушка растаяла. Попросилась она переночевать, да и выгнала меня.
Волки: Ничего! Мы твоему горю поможем!
Заяц: Не поможете! Собаки гнали -не выгнали. Да и вам, не помочь!
Волки: Нет, мы выгоним!
Сказочница: Пошли они к Заюшкиной избушке.
Волки: У-У-У-У! Поди, Лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница: Волки испугались, и убежали. Опять идет Зайчик по дороге и плачет.
А навстречу ему Медведь.
Звучит музыка.
Медведь: О чем Зайчик, плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы -ледяная. Пришла Весна, у Лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да и выгнала меня.
Медведь: Ятвоему горю помогу!
Заяц: Нет, не поможешь. Собаки гнали, гнали-не выгнали. Волки гнали гнали -не выгнали. Да и ты не поможешь!
Медведь: Помогу!
Сказочница: Пошли они к заюшкиной избушке.
Медведь: Пойди, Лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница: Испугался Медведь, и убежал. Опять идёт Зайчик дорогой, плачет.
А навстречу ему Петух.
Звучит задорная музыка.
Петух: Ку-ка-ре-ку! О чём, Зайчик, плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы -ледяная. Пришла Весна, и растаяла у Лисы избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да и выгнала меня.
Петух: Не плачь, Зайчик, я твоему горю помогу!
Зайчик: Нет, не поможешь. Собаки гнали, гнали-не выгнали. Волки гнали, гнали -не выгнали. Медведь гнал, гнал -не выгнал. Да и ты не поможешь!
Петух: Нет, я выгоню. Пойдем к Лисе.
Сказочница: Пошли они к заюшкиной избушке.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах. Хочу, Лису, посечи. Слезай, Лиса, с печи!
Лиса: Обуваюсь…
Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах. Хочу, Лису, посечи! Слезай, Лиса, с печи!
Лиса: Одеваюсь…
Сказочница: Петух в третий раз как закричит…
Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах. Хочу, Лису, посечи! Слезай, Лиса, с печи!
Сказочница: Лиса испугалась и убежала. И стали они там жить поживать. А Лиса в тех местах больше не появлялась.
Звучит музыка Эдвард Григ «Утро»
Выходят Артисты
Ведущий: Артистами ребята побывали
И сказку Вам ребята показали.
Артисты, зрители: все были хороши!
Похлопаем, друг другу от души!
Постарались вы, ребята,
Верю, сказка очень рада.
В путь пора ей собираться
И с ребятами прощаться.
К нам же сквозь пургу и вьюгу
Сказка новая спешит,
Вам подарит радость встречи.
Вас она повеселит!
До свидания!
Литература:
- Брязгун А. Ф. Сказка в гости к нам пришла.-Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2016
- «Театр и театрализованные игры в детском саду» И. Зимина, Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-М.: Владос, 2001