Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 1910 раз

Библиографическое описание:

Булычева, Е. С. Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи / Е. С. Булычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5420/ (дата обращения: 19.12.2024).

Существующее на сегодняшний день противоречие между «заказом» общества на воспитание физически и психически здорового поколения, не отягощенного наркотической зависимостью и неэффективностью форм и методов профилактики наркомании необходимость исследования проблемы профилактики наркомании подростков и поиска путей ее решения педагогическими средствами.

В.И. Рерке считает, что из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в профилактике наркомании подростков, образовательное учреждение обладает уникальными возможностями в реализации ее задач [2, с. 48].
Более того, системе образования принадлежит ведущая роль в предотвращении наркомании подростков. Именно усилиями школы при поддержке других социальных институтов возможно организовать работу по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ в ходе учебно-воспитательного процесса.

Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы профилактики наркомании подростков изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой и др.

Под педагогической профилактикой наркомании подростков мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди подростков, путем создания социального пространства, защищающего их от потребления наркотиков и способствующего повышению антинаркотической устойчивости.

На сегодняшний день первичной профилактикой наркомании подростков преимущественно занимается система общего образования – средние школы. Однако никакие профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями, не будут эффективны, пока в эту работу не включатся родители подростка. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу наркотической угрозе, но, к сожалению, сегодня она «выпадает» из организованной системы профилактики наркомании подростков. Решить эту проблему, по нашему мнению, возможно с помощью технологии педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, под которой имеется в виду организация взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых (педагогических работников, родителей и подростка), позволяющая создать наиболее благоприятные педагогические условия для обеспечения эффективности профилактики наркомании подростков.
Базовыми для развития технологии сопровождения выступают идеи О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания, который доказал, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека – есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [1].
Актуальность разработки педагогической модели профилактики наркомании подростков на основе сопровождения семьи обусловлена настойчивой необходимостью создания действенной системы профилактики наркомании подростков именно на уровне «семья-школа», для удовлетворения потребностей современного общества и государства в здоровом поколении и выполнения, тем самым, социального заказа.
Нами была разработана смешанная (субстанционально-структурно-функциональная) модель педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков на основании синергетического и системного принципов. В качестве принципов функционирования модели мы выделяем адекватность моделируемой системы конечным целям и задачам, технологичность, динамичность и индивидуализацию.
Философским основанием модели выступил диалектический материализм; в качестве общенаучной методологии применялся системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), а на конкретно-научном уровне мы использовали личностно-деятельностный (Ш.А. Амонашвилли, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Л.П. Качалова, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, и др.), полисубъектный (диалогический, (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.С. Трофимова и др.) и средовый (Ю.В. Громыко, Ю.С. Мануйлов, Ю.С. Песоцкий, В.А. Ясвин и др.) подходы.
Процесс педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков реализуется на основе определенных принципов:
  • основных дидактических принципов,
  • принципов теории и методики воспитания,
  • принципов сопровождения и принципов профилактики: активная позиция членов семьи; комплексность; непрерывность; преемственность; целостность и системность; превентивность; аксиологичность; гуманистическая направленность; многоаспектность.

Модель педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков представлена в нашем исследовании совокупностью взаимосвязанных блоков, которые обеспечивают её содержание:

  1. целевой блок модели позволяет определить ведущие цели и наметить задачи педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, взаимосвязь и детализацию всех компонентов модели;
  2. содержательный блок модели определяет предмет исследования и обеспечивает взаимосвязь исследуемой проблемы в педагогической теории и практике применительно к целям и задачам нашего исследования, обеспечивая педагогически комфортную среду для эффективного педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков;
  3. процессуально-технологический блок модели обеспечивает конструирование сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков через педагогическую деятельность. Он опирается на подходы конструирования и обеспечивает инверсионную зависимость педагогического сопровождения семьи и успешной профилактики наркомании подростков;
  4. контрольно-оценочный блок модели обеспечивает определение взаимосвязанности компонентов и обоснованности условий модели к заданным целям через выполнение аналитической функции. Он обусловлен достижением показателей эффективности антинаркотической устойчивости подростков и профилактического потенциала семьи.
Отражением процессуальной стороны педагогического сопровождения семьи являются функции, демонстрирующие различные способы достижения целей профилактики наркомании подростков:
  • целеобразовательная – позволяет выявить условия, способы и средства конструирования педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков;
  • информационная – совершенствование профилактических ресурсов семьи подростка посредством ряда программных мероприятий, обеспечивающих содержательно-информационную основу для успешной антинаркотической деятельности;
  • формирующая – формирование рефлексивной активности семьи подростка в профилактической антинаркотической деятельности;
  • аналитическая – проверка эффективности модели.
Предложенная модель педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков предполагает ее осуществление как части целостного педагогического процесса с обязательным включением в процесс профилактики не только подростка, его родителей, но и социальной микросреды, его окружающей.
Функционирование предложенной модели обусловлено созданием педагогических условий, которые обеспечивают эффективность педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков:
  1. развитие позитивной «Я-концепции» подростка;
  2. обеспечение социально-поддерживающей и развивающей среды;
  3. вовлеченность родителей в профилактику наркомании подростка путем специально организованных форм взаимодействия.
В разработанной нами модели все блоки взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни один из них не может быть задействован самостоятельно. Так, для того чтобы определить цели и задачи, которые составляют целевой блок, необходимо выделять теоретические и методические основы исследуемой проблемы. В свою очередь целевой блок связан с содержательным, так как при разработке технологии сопровождения необходимо учитывать направления этой работы, а также программно-методический материал. Связь содержательного блока с процессуально-технологическим является наиболее тесной, так как он включает в себя методы и методические приемы, способы, средства, формы организации процесса сопровождения семьи, использование которых необходимо для проведения работы по профилактике наркомании подростков. Единство взаимодействия блоков модели и их компонентов ведет к результативно-оценочному блоку.
Выделенные нами структурные блоки модели педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков отражают совокупность компонентов, которые способствуют повышению профилактической компетентности родителей, обеспечивают успешное формирование антинаркотической устойчивости подростков, формируют навыки здорового образа жизни.
На основе модели нами разработана программа педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, которая прошла проверку в условиях педагогического эксперимента. На различных этапах опытно-экспериментальной работы мы использовали эмпирические (опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности), экспериментальные (педагогический эксперимент) и статистические методы (качественный и количественный анализ).
Проведение диагностики сформированности антинаркотической устойчивости подростков происходило по четырём критериям: когнитивный (знаниевый), потребностно-мотивационный, деятельностный, рефлексивный.
Критериями определения профилактического потенциала семей с подростками выступили атмосфера в семье; мотивация на ведение профилактической работы в семье; осознание целей, задач и необходимости ведения профилактической работы; наличие систематических знаний о путях и методах профилактики наркомании; стремление повысить антинаркотическую грамотность; умение применять в практике семейного воспитания методы и средства профилактики наркомании; ведение родителями здорового образа жизни и возможность выступить в качестве примера; взаимодействие семьи и других социальных институтов в профилактической деятельности.
Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами модель, в которой реализована технология педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, осуществляемая на фоне комплекса педагогических условий, оказывает безусловно положительное влияние на развитие антинаркотической устойчивости подростков и повышение профилактического потенциала их семей. Так, у 52,9% подростков экспериментальных групп на итоговом этапе определен высокий уровень антинаркотической устойчивости (на констатирующем этапе их было 10,3%); на низком уровне находились лишь 8,9% подростков (73,7% - на констатирующем этапе).
Изменения произошли и в уровнях профилактического потенциала семей. На итоговом этапе количественный показатель семей, имеющих оптимальный уровень профилактического потенциала, составил 59,3% (против 16,5% на констатирующем этапе), неудовлетворительный – 7,4% семей (21,6% - на констатирующем этапе).
Среди участников контрольных групп подростков и родителей количественные и качественные показатели практически не изменились.
Положительная динамика уровней антинаркотической устойчивости подростков и профилактического потенциала их семей в экспериментальных группах подтверждает эффективность внедрения модели педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков на фоне комплекса выделенных педагогических условий.
Полученные экспериментальные данные полностью согласуются с теоретическими положениями нашего исследования и свидетельствуют о результативности реализации разработанной педагогической модели.

Литература:
  1. Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / О.С. Газман // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 51–58.

  2. Рерке, В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика [Текст] / В.И. Рерке. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. – 318 с.


Основные термины (генерируются автоматически): профилактика наркомании подростков, педагогическое сопровождение семьи, антинаркотическая устойчивость подростков, констатирующий этап, профилактический потенциал, антинаркотическая устойчивость, здоровое поколение, итоговый этап, педагогический эксперимент, предложенная модель.


Задать вопрос