Существующее на сегодняшний день противоречие между «заказом» общества на воспитание физически и психически здорового поколения, не отягощенного наркотической зависимостью и неэффективностью форм и методов профилактики наркомании необходимость исследования проблемы профилактики наркомании подростков и поиска путей ее решения педагогическими средствами.
-
В.И. Рерке считает,
что из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в
профилактике наркомании подростков, образовательное учреждение
обладает уникальными возможностями в реализации ее задач [2, с.
48].
- Более того, системе образования принадлежит ведущая роль в предотвращении наркомании подростков. Именно усилиями школы при поддержке других социальных институтов возможно организовать работу по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ в ходе учебно-воспитательного процесса.
Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы профилактики наркомании подростков изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой и др.
Под педагогической профилактикой наркомании подростков мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди подростков, путем создания социального пространства, защищающего их от потребления наркотиков и способствующего повышению антинаркотической устойчивости.
- На сегодняшний день
первичной профилактикой наркомании подростков преимущественно
занимается система общего образования – средние школы. Однако
никакие профилактические мероприятия, проводимые образовательными
учреждениями, не будут эффективны, пока в эту работу не включатся
родители подростка. Семья остается главным «щитом»,
преграждающим дорогу наркотической угрозе, но, к сожалению, сегодня
она «выпадает» из организованной системы профилактики
наркомании подростков. Решить эту проблему, по нашему мнению,
возможно с помощью технологии педагогического
сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков,
под которой
имеется в
виду организация взаимодействия сопровождающих
и сопровождаемых (педагогических
работников, родителей и подростка), позволяющая создать наиболее
благоприятные педагогические
условия для обеспечения эффективности профилактики наркомании
подростков.
- Базовыми для развития технологии сопровождения выступают идеи О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания, который доказал, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека – есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [1].
- Актуальность разработки педагогической модели профилактики наркомании подростков на основе сопровождения семьи обусловлена настойчивой необходимостью создания действенной системы профилактики наркомании подростков именно на уровне «семья-школа», для удовлетворения потребностей современного общества и государства в здоровом поколении и выполнения, тем самым, социального заказа.
- Нами была разработана смешанная (субстанционально-структурно-функциональная) модель педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков на основании синергетического и системного принципов. В качестве принципов функционирования модели мы выделяем адекватность моделируемой системы конечным целям и задачам, технологичность, динамичность и индивидуализацию.
- Философским основанием модели выступил диалектический материализм; в качестве общенаучной методологии применялся системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), а на конкретно-научном уровне мы использовали личностно-деятельностный (Ш.А. Амонашвилли, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Л.П. Качалова, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, и др.), полисубъектный (диалогический, (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.С. Трофимова и др.) и средовый (Ю.В. Громыко, Ю.С. Мануйлов, Ю.С. Песоцкий, В.А. Ясвин и др.) подходы.
- Процесс педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков реализуется на основе определенных принципов:
- Базовыми для развития технологии сопровождения выступают идеи О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания, который доказал, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека – есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [1].
- основных дидактических принципов,
- принципов теории и методики воспитания,
- принципов сопровождения и принципов профилактики: активная позиция членов семьи; комплексность; непрерывность; преемственность; целостность и системность; превентивность; аксиологичность; гуманистическая направленность; многоаспектность.
Модель педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков представлена в нашем исследовании совокупностью взаимосвязанных блоков, которые обеспечивают её содержание:
- целевой блок модели позволяет определить ведущие цели и наметить задачи педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, взаимосвязь и детализацию всех компонентов модели;
- содержательный блок модели определяет предмет исследования и обеспечивает взаимосвязь исследуемой проблемы в педагогической теории и практике применительно к целям и задачам нашего исследования, обеспечивая педагогически комфортную среду для эффективного педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков;
- процессуально-технологический блок модели обеспечивает конструирование сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков через педагогическую деятельность. Он опирается на подходы конструирования и обеспечивает инверсионную зависимость педагогического сопровождения семьи и успешной профилактики наркомании подростков;
- контрольно-оценочный блок модели обеспечивает определение взаимосвязанности компонентов и обоснованности условий модели к заданным целям через выполнение аналитической функции. Он обусловлен достижением показателей эффективности антинаркотической устойчивости подростков и профилактического потенциала семьи.
- Отражением процессуальной стороны педагогического сопровождения семьи являются функции, демонстрирующие различные способы достижения целей профилактики наркомании подростков:
- целеобразовательная – позволяет выявить условия, способы и средства конструирования педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков;
- информационная – совершенствование профилактических ресурсов семьи подростка посредством ряда программных мероприятий, обеспечивающих содержательно-информационную основу для успешной антинаркотической деятельности;
- формирующая – формирование рефлексивной активности семьи подростка в профилактической антинаркотической деятельности;
- аналитическая – проверка эффективности модели.
- Предложенная модель
педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании
подростков предполагает ее осуществление как части целостного
педагогического процесса с обязательным включением в процесс
профилактики не только подростка, его родителей, но и социальной
микросреды, его окружающей.
- Функционирование предложенной модели обусловлено созданием педагогических условий, которые обеспечивают эффективность педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков:
- развитие позитивной «Я-концепции» подростка;
- обеспечение социально-поддерживающей и развивающей среды;
- вовлеченность родителей в профилактику наркомании подростка путем специально организованных форм взаимодействия.
- В разработанной нами
модели все блоки взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни один из них не
может быть задействован самостоятельно. Так, для того чтобы
определить цели и задачи, которые составляют целевой блок,
необходимо выделять теоретические и методические основы исследуемой
проблемы. В свою очередь целевой блок связан с содержательным, так
как при разработке технологии сопровождения необходимо учитывать
направления этой работы, а также программно-методический материал.
Связь содержательного блока с процессуально-технологическим является
наиболее тесной, так как он включает в себя методы и методические
приемы, способы, средства, формы организации процесса сопровождения
семьи, использование которых необходимо для проведения работы по
профилактике наркомании подростков. Единство взаимодействия блоков
модели и их компонентов ведет к результативно-оценочному блоку.
- Выделенные нами структурные блоки модели педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков отражают совокупность компонентов, которые способствуют повышению профилактической компетентности родителей, обеспечивают успешное формирование антинаркотической устойчивости подростков, формируют навыки здорового образа жизни.
- На основе модели нами разработана программа педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, которая прошла проверку в условиях педагогического эксперимента. На различных этапах опытно-экспериментальной работы мы использовали эмпирические (опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности), экспериментальные (педагогический эксперимент) и статистические методы (качественный и количественный анализ).
- Проведение диагностики сформированности антинаркотической устойчивости подростков происходило по четырём критериям: когнитивный (знаниевый), потребностно-мотивационный, деятельностный, рефлексивный.
- Критериями определения профилактического потенциала семей с подростками выступили атмосфера в семье; мотивация на ведение профилактической работы в семье; осознание целей, задач и необходимости ведения профилактической работы; наличие систематических знаний о путях и методах профилактики наркомании; стремление повысить антинаркотическую грамотность; умение применять в практике семейного воспитания методы и средства профилактики наркомании; ведение родителями здорового образа жизни и возможность выступить в качестве примера; взаимодействие семьи и других социальных институтов в профилактической деятельности.
- Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами модель, в которой реализована технология педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков, осуществляемая на фоне комплекса педагогических условий, оказывает безусловно положительное влияние на развитие антинаркотической устойчивости подростков и повышение профилактического потенциала их семей. Так, у 52,9% подростков экспериментальных групп на итоговом этапе определен высокий уровень антинаркотической устойчивости (на констатирующем этапе их было 10,3%); на низком уровне находились лишь 8,9% подростков (73,7% - на констатирующем этапе).
- Изменения произошли и в уровнях профилактического потенциала семей. На итоговом этапе количественный показатель семей, имеющих оптимальный уровень профилактического потенциала, составил 59,3% (против 16,5% на констатирующем этапе), неудовлетворительный – 7,4% семей (21,6% - на констатирующем этапе).
- Среди участников контрольных групп подростков и родителей количественные и качественные показатели практически не изменились.
- Положительная динамика уровней антинаркотической устойчивости подростков и профилактического потенциала их семей в экспериментальных группах подтверждает эффективность внедрения модели педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков на фоне комплекса выделенных педагогических условий.
- Полученные экспериментальные данные полностью согласуются с теоретическими положениями нашего исследования и свидетельствуют о результативности реализации разработанной педагогической модели.
- Литература:
- Выделенные нами структурные блоки модели педагогического сопровождения семьи в профилактике наркомании подростков отражают совокупность компонентов, которые способствуют повышению профилактической компетентности родителей, обеспечивают успешное формирование антинаркотической устойчивости подростков, формируют навыки здорового образа жизни.
Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / О.С. Газман // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 51–58.
- Рерке, В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика [Текст] / В.И. Рерке. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. – 318 с.