Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Селиванов, С. Г. Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах / С. Г. Селиванов, Д. А. Ахмедзянов, С. Н. Поезжалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 383-388. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5440/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель : развитие коммуникативных навыков детей в процессе совместной деятельности.

Задачи:

– развивать звуко-слоговой анализ и синтез,

– развивать фонематический слух, слуховое внимание,

– совершенствовать грамматический строй речи,

– формировать навыки словообразования и словоизменения,

– развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, память,

– развивать мелкую и общую моторику,

– воспитывать у детей самоконтроль за речью,

– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, соблюдения игровых правил.

Предварительная работа :

– чтение сказок Г. Х. Андерсена, просмотр мультфильмов по мотивам сказок,

– объединение детей в команды по 4 человека,

– беседа о правилах взаимодействия в команде.

Оборудование : маршрутные листы (Приложение 2), записи мелодий для сказочных героев, картинки к каждой станции, разрезные картинки, фишки, схемы слов, снежинки.

Действующие лица:

Оле-Лукойе

Дюймовочка

Снежная Королева

Разбойницы

Элиза

Оловянный солдатик

Балерина

Принцесса

Ход квеста.

Дети собираются в фойе центра. Встречает Сказочник Оле-Лукойе.

Звучит волшебная музыка, выходит сказочник Оле — Лукойе. В руках он держит два зонтика черный и разноцветный. Черный зонт раскрыт над головой, а разноцветный сложен. Сказочник грустный, он трясется от холода, промок. Вздыхает.

Сказочник . — Здравствуйте, ребята. Я сказочник Оле — Лукойе. Пока до вас добирался продрог. Холодно, мокро. Вот и приходится мне ходить с черным зонтиком и детям грустные сказки рассказывать, а разноцветный зонтик не открывается и веселые сказки дети не слышат. А пришел я к вам, ребята, помощи просить. Хотите, чтобы сказки для вас я рассказывал добрые и веселые?

Дети. — Хотим.

Сказочник. — Поможете?

Дети. — Да.

Сказочник . — Расскажите о себе: кто вы и откуда.

Представление команд: название, девиз.

Сказочник — Чтобы зонтик стал цветной

пройдите квест «По сказкам» мой.

Выдаются маршрутные листы капитанам команд.

Сказочник Эти листы помогут вернуться домой из нашего сказочного путешествия, если вы его правильно выполните. Удачи, ребята!

Станция Дюймовочки

Оборудование : аудиозапись (звуки: жужжание жука, кваканье,

щебетание, мышиный писк, шуршание),

иллюстрации (майский жук, крот, жабы, ласточка, мышь), карточки- схемы «ритмический рисунок» одно-, дву-, трёх-четырёх- сложных слов (4 шт.), деревянные палочки (5 пар).

1. Приветствие:

Дюймовочка: Здравствуйте, друзья! Угадайте, кто я:

Я сказочная девочка

Из чашечки цветка.

Милая и хрупкая,

Чуть больше ноготка.

Дюймовочка: Верно, Дюймовочка.

2. Развитие слухового внимания:

Много испытаний выпало на моём пути и много повстречалось героев.

Назовите, с кем я повстречалась, а в этом вам помогут «голоса» героев. (Дюймовочка включает аудиозапись)

– Жужжание жука (после ответа детей- на доске появляется картинка- отгадка- «жук»),

– квакание («жабы»),

– щебетание («ласточка»),

– мышиный писк («мышь»),

– шуршание («крот»).

Дюймовочка: Молодцы!

3. Упражнение «Угадай- ка». Соотнесение ритмического рисунка с его схемой.

Дюймовочка : Помогите мне, пожалуйста, друзья, вернуться в волшебную страну эльфов, а другим героям- в свои сказочные жилища. Поможете?

Перед вами палочки- стучалочки, и карточки. Каждый, возьмите по 2 палочки.

Переверните 1-ую карточку и отстучите ритм (1–1), (1), (1–1–1), (1–1–1–1),

Определите, для названия какой картинки подходит этот ритм. (Дети, отстукивая ритм, соотносят его со слоговой структурой каждой картинки):

Жук, мышь, крот- схема (1),

жабы- схема (1–1),

ласточка — схема (1–1–1).

А четвёртая схема, чья? Конечно, моя!

4. Прощание.

Дюймовочка : Спасибо за работу, ваше внимание и дружное исполнение! Счастливого пути!

Станция Разбойниц и Снежной Королевы

Оборудование: карточки с «тенями» животных, страница из книги.

1. Приветствие:

Разбойница: Здравствуйте ребятишки! Кто такие? Зачем пожаловали? (приветствия детей)

Разбойница: Тоже к Снежной Королеве идти хотите? Как Герда?

Приходила к нам одна такая девочка, всех наших животных отпустила. Остались от них одни только тени…

А вы помните, какие у нас разбойниц, были животные?

Вот мы сейчас и проверим…

2. Разбойницы загадывают загадки детям:

Кто без компаса и карты

Мчится в тундре, тянет нарты

В ночь полярную и день?

Это … — северный олень!

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой, голодный, серый… волк

Чутко спит большая кошка

Уши в кисточках — серёжках.

Ей не скажешь слово «Брысь!»

Потому что это … Рысь

Всех зверей она хитрей

Шуба рыжая на ней.

Пышный хвост её — краса,

А зовут её…- Лиса.

Показ «теней» отгаданных животных.

3 . Разбойницы раздают тени животных детям с просьбой придумать слова — признаки к каждому из животных (олень северный, олень большой и т. п.)

А теперь посчитаем получившиеся словосочетания до 5-ти (словоизменение).

Разбойница: Молодцы ребята! Вы такие умные. И загадки наши отгадали, и животных посчитали, пропустим мы вас к Снежной Королеве. Удачи вам в е испытаниях!

4 . Задание:

Снежная Королева : Я заморозила страницу сказки и Герда никогда не сможет найти своего брата Кая. Но вы можете ей помочь, разморозьте страницу: допишите недостающие элементы букв, догадайтесь, какие слова превратились в сосульки.

Снежная Королева предлагает детям страницу из книги с пропущенными словами, с элементами букв в словах. Дети находят ошибки, исправляют, дописывают буквы, вставляют слова.

Снежная Королева : Молодцы, вы смогли разморозить страницу сказки. Теперь вы можете отправляться дальше!

Станция Элизы

Оборудование : шнурки зеленого цвета, картинки-лебеди, картинки-пазлы.

  1. Приветствие.

Элиза: Здравствуйте ребята.

Меня зовут Элиза. Вы узнали из какой я сказки? (Дикие лебеди).

Моих братьев заколдовала злая колдунья. Они летают дикими лебедями весь день, от восхода солнца до самого заката. Когда же солнце заходит, они снова превращаются в людей. Я должна их спасти. Подскажите как? (ответы детей) Да, все верно (отрывок из сказки:

Твоих братьев можно спасти, сказала фея Фата-Моргана , но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук, и всё-таки она делает камни гладкими и круглыми, но вода не чувствует боли, которую будут чувствовать твои пальцы; у воды нет сердца, которое сжимается от страха и муки, как твоё сердце. Видишь, у меня в руках крапива.

Такая же крапива растёт. здесь возле пещеры, и только она да ещё та крапива, которая растёт на кладбище, может тебе пригодиться. Запомни же это!

Нарви крапивы, хотя руки твои покроются волдырями от ожогов; потом разомни её ногами и свей из неё длинные нити. Из этих нитей сплети одиннадцать рубашек с длинными рукавами и, когда они будут готовы, набрось их на лебедей. Чуть только рубашки коснутся их перьев, колдовство исчезнет. Но помни, что с той минуты, как ты начнёшь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь её, ты не должна говорить ни слова, хотя бы работа твоя длилась целые годы. Первое же слово, которое сорвётся у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть в твоих руках! Помни же всё это!)

Вы поможете мне? (ответы детей)

2. Задание — «ШНУРОВКА»

Необходимо из пряжи крапивы связать моим братьям рубашки (детям выдаются шнурки и картинка с лебедем с дырками по контуру)

3 . Задание — «ЧЕГО НЕТ НА РУБАШКЕ?»

Рубашка без кармана, без манжеты, без рукава, без воротника .

Ребенок должен найти недостающий элемент и правильно ответить (картинки — пазлы). Пример: Рубашка была без кармана, теперь рубашка с карманом.

Элиза : Спасибо ребята, вы помогли мне спасти моих братьев.

Станция Оловянного солдатика и балерины

  1. Приветствие.

Солдатик: Что случилось у сказочника? Как вы ему поможете?

Балерина: А вы узнали кто мы и в какой сказке живем?

Персонажи загадывают загадки про героев (солдат про балерину, балерина про солдата).

Загадка про Оловянного солдатика

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик... (Оловянный)

Загадка про балерину

В нашем театре выступает,

Словно бабочка порхает,

Кружится и вверх взлетает.

Что за чудная картина?

Кто танцует?............(балерина)

Солдатик : В какой сказке живут эти герои? Кто автор произведения?

(ответы детей)

2 . Игра «Живые буквы»

Балерина: Дети, а вы любите играть и выполнять задания! А вы умеете играть в игры «Живые буквы»? Хотите мы вас научим.

Раз, два, три — круг скорее собери.

Три раза хлопни,

Один раз топни,

Два раз повернись,

Один раз улыбнись и в букву «Ф» превратись. (персонажи контролируют правильность выполнения, в случае невыполнения задания показывают образец)

Игра в кругу, повторяется несколько раз с разными буквами. (Ф, А, Т, К, Ж, парами буквы М, П)

Балерина : Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь вы должны из живых букв составить слово, ответ на загадку, которую мы вам загадаем.

3. Загадываем детям рифмованные загадки и составляем слова.

Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный… мак

Мы увидели вчера:

По воде плывет гора.

Из горы вода летит.

Оказалось — это...кит

Когда пошли мы на парад,

Его в руке нёс старший брат.

Нам без него нельзя никак,

Ведь это наш российский... ФЛАГ

Пропитан кремом или джемом,

Украшен он воздушным кремом.

А сверху шоколад натёрт.

Что получилось? Это...торт

Солдат: Вы большие молодцы! Правильно выполнили все задания. Отправляйтесь дальше в другие сказки и выполняйте сказочные задания.

Станция Принцессы на горошине

Оборудование : мешочек с горохом, буквы, схемы слов, картинки, символы звуков в форме квадратов.

  1. Приветствие Принцесса: Здравствуйте, дети, вы откуда и куда? (ответы детей)

У меня для вас тоже есть задания –

поскорее их решай — в путь дорогу убегай.

Загадка:

Разыгралась непогода

и на улице темно. В эту злую непогоду девушка стучит в окно. Не сомневайся принц она хорошая …ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ.

2. Игра «Чудо-мешочек, наполненный горохом и буквами» Задание: Тактильное узнавание образа буквы дальнейшее определение букв на ощупь.

Принцесса: Я сижу скучаю — слова мои рассыпались помогите мне буквы собрать. Я хочу проверить как вы их знаете — тогда испытание вам трудное: вот у меня сеть такой «чудесный мешочек» — там в горохе спрятались буквы — вам нужно найти букву — узнать на ощупь, не подглядывая — назвать. Ну что, готовы поиграть со мной.

Принцесса: Знаете вы буквы хорошо. А сейчас выберите слово себе, которое надо собрать из букв.

3. Игра «Собери слово и зашифруй его» Под перевёрнутыми картинками (КАРЕТА, ОКНО, ПЕРИНА, ГОРОХ) лежат буквы и символы звуков.

Принцесса: Молодцы, справились с заданием — получите бонус (символ — стручок гороха). До свидания!

Итог. Сбор всех команд.

Сказочник Оле-Лукойе Спасибо большое, ребята. Справились со всеми трудными заданиями, помогали своим товарищам по команде, проявили свою сообразительность и добились цели!

Подведение итогов игры, вручение сертификатов, подарков.

Приложение 1

Листы оценки команд логопедическом конкурсе-квесте по мотивам сказок Г. Х. Андерсена

Критерии оценки

Время выполнения задания

Точность выполнения задания

Умение работать в команде

Эрудированность детей

Самостоятельность детей

Сумма баллов

Название команды

1

2

3

4

5

За каждый критерий выставляется от 0 до 5 баллов.

Приложение 2

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный профиль, инновационное проектирование, дисциплина, программа, инновационная деятельность, креативная педагогика, проект, разработка, учебный процесс, Российская Федерация.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах

Роль ИКТ в организации проектной творческой деятельности на уроках технологии в средней школе

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров

Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза

Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры

Похожие статьи

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах

Роль ИКТ в организации проектной творческой деятельности на уроках технологии в средней школе

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров

Реализация диалогического подхода к организации аудиторной деятельности студентов технического вуза

Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры

Задать вопрос