Цель : развитие коммуникативных навыков детей в процессе совместной деятельности.
Задачи:
– развивать звуко-слоговой анализ и синтез,
– развивать фонематический слух, слуховое внимание,
– совершенствовать грамматический строй речи,
– формировать навыки словообразования и словоизменения,
– развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, память,
– развивать мелкую и общую моторику,
– воспитывать у детей самоконтроль за речью,
– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, соблюдения игровых правил.
Предварительная работа :
– чтение сказок Г. Х. Андерсена, просмотр мультфильмов по мотивам сказок,
– объединение детей в команды по 4 человека,
– беседа о правилах взаимодействия в команде.
Оборудование : маршрутные листы (Приложение 2), записи мелодий для сказочных героев, картинки к каждой станции, разрезные картинки, фишки, схемы слов, снежинки.
Действующие лица:
Оле-Лукойе
Дюймовочка
Снежная Королева
Разбойницы
Элиза
Оловянный солдатик
Балерина
Принцесса
Ход квеста.
Дети собираются в фойе центра. Встречает Сказочник Оле-Лукойе.
Звучит волшебная музыка, выходит сказочник Оле — Лукойе. В руках он держит два зонтика черный и разноцветный. Черный зонт раскрыт над головой, а разноцветный сложен. Сказочник грустный, он трясется от холода, промок. Вздыхает.
Сказочник . — Здравствуйте, ребята. Я сказочник Оле — Лукойе. Пока до вас добирался продрог. Холодно, мокро. Вот и приходится мне ходить с черным зонтиком и детям грустные сказки рассказывать, а разноцветный зонтик не открывается и веселые сказки дети не слышат. А пришел я к вам, ребята, помощи просить. Хотите, чтобы сказки для вас я рассказывал добрые и веселые?
Дети. — Хотим.
Сказочник. — Поможете?
Дети. — Да.
Сказочник . — Расскажите о себе: кто вы и откуда.
Представление команд: название, девиз.
Сказочник — Чтобы зонтик стал цветной
пройдите квест «По сказкам» мой.
Выдаются маршрутные листы капитанам команд.
Сказочник — Эти листы помогут вернуться домой из нашего сказочного путешествия, если вы его правильно выполните. Удачи, ребята!
Станция Дюймовочки
Оборудование : аудиозапись (звуки: жужжание жука, кваканье,
щебетание, мышиный писк, шуршание),
иллюстрации (майский жук, крот, жабы, ласточка, мышь), карточки- схемы «ритмический рисунок» одно-, дву-, трёх-четырёх- сложных слов (4 шт.), деревянные палочки (5 пар).
1. Приветствие:
Дюймовочка: Здравствуйте, друзья! Угадайте, кто я:
Я сказочная девочка
Из чашечки цветка.
Милая и хрупкая,
Чуть больше ноготка.
Дюймовочка: Верно, Дюймовочка.
2. Развитие слухового внимания:
Много испытаний выпало на моём пути и много повстречалось героев.
Назовите, с кем я повстречалась, а в этом вам помогут «голоса» героев. (Дюймовочка включает аудиозапись)
– Жужжание жука (после ответа детей- на доске появляется картинка- отгадка- «жук»),
– квакание («жабы»),
– щебетание («ласточка»),
– мышиный писк («мышь»),
– шуршание («крот»).
Дюймовочка: Молодцы!
3. Упражнение «Угадай- ка». Соотнесение ритмического рисунка с его схемой.
Дюймовочка : Помогите мне, пожалуйста, друзья, вернуться в волшебную страну эльфов, а другим героям- в свои сказочные жилища. Поможете?
Перед вами палочки- стучалочки, и карточки. Каждый, возьмите по 2 палочки.
Переверните 1-ую карточку и отстучите ритм (1–1), (1), (1–1–1), (1–1–1–1),
Определите, для названия какой картинки подходит этот ритм. (Дети, отстукивая ритм, соотносят его со слоговой структурой каждой картинки):
Жук, мышь, крот- схема (1),
жабы- схема (1–1),
ласточка — схема (1–1–1).
А четвёртая схема, чья? Конечно, моя!
4. Прощание.
Дюймовочка : Спасибо за работу, ваше внимание и дружное исполнение! Счастливого пути!
Станция Разбойниц и Снежной Королевы
Оборудование: карточки с «тенями» животных, страница из книги.
1. Приветствие:
Разбойница: Здравствуйте ребятишки! Кто такие? Зачем пожаловали? (приветствия детей)
Разбойница: Тоже к Снежной Королеве идти хотите? Как Герда?
Приходила к нам одна такая девочка, всех наших животных отпустила. Остались от них одни только тени…
А вы помните, какие у нас разбойниц, были животные?
Вот мы сейчас и проверим…
2. Разбойницы загадывают загадки детям:
Кто без компаса и карты Мчится в тундре, тянет нарты В ночь полярную и день? Это … — северный олень! |
Он в лесу дремучем рос, Серой шерстью весь оброс. В зайцах вкусных знает толк Злой, голодный, серый… волк |
Чутко спит большая кошка Уши в кисточках — серёжках. Ей не скажешь слово «Брысь!» Потому что это … Рысь |
Всех зверей она хитрей Шуба рыжая на ней. Пышный хвост её — краса, А зовут её…- Лиса. |
Показ «теней» отгаданных животных.
3 . Разбойницы раздают тени животных детям с просьбой придумать слова — признаки к каждому из животных (олень северный, олень большой и т. п.)
А теперь посчитаем получившиеся словосочетания до 5-ти (словоизменение).
Разбойница: Молодцы ребята! Вы такие умные. И загадки наши отгадали, и животных посчитали, пропустим мы вас к Снежной Королеве. Удачи вам в е испытаниях!
4 . Задание:
Снежная Королева : Я заморозила страницу сказки и Герда никогда не сможет найти своего брата Кая. Но вы можете ей помочь, разморозьте страницу: допишите недостающие элементы букв, догадайтесь, какие слова превратились в сосульки.
Снежная Королева предлагает детям страницу из книги с пропущенными словами, с элементами букв в словах. Дети находят ошибки, исправляют, дописывают буквы, вставляют слова.
Снежная Королева : Молодцы, вы смогли разморозить страницу сказки. Теперь вы можете отправляться дальше!
Станция Элизы
Оборудование : шнурки зеленого цвета, картинки-лебеди, картинки-пазлы.
- Приветствие.
Элиза: Здравствуйте ребята.
Меня зовут Элиза. Вы узнали из какой я сказки? (Дикие лебеди).
Моих братьев заколдовала злая колдунья. Они летают дикими лебедями весь день, от восхода солнца до самого заката. Когда же солнце заходит, они снова превращаются в людей. Я должна их спасти. Подскажите как? (ответы детей) Да, все верно (отрывок из сказки:
Твоих братьев можно спасти, сказала фея Фата-Моргана , но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук, и всё-таки она делает камни гладкими и круглыми, но вода не чувствует боли, которую будут чувствовать твои пальцы; у воды нет сердца, которое сжимается от страха и муки, как твоё сердце. Видишь, у меня в руках крапива.
Такая же крапива растёт. здесь возле пещеры, и только она да ещё та крапива, которая растёт на кладбище, может тебе пригодиться. Запомни же это!
Нарви крапивы, хотя руки твои покроются волдырями от ожогов; потом разомни её ногами и свей из неё длинные нити. Из этих нитей сплети одиннадцать рубашек с длинными рукавами и, когда они будут готовы, набрось их на лебедей. Чуть только рубашки коснутся их перьев, колдовство исчезнет. Но помни, что с той минуты, как ты начнёшь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь её, ты не должна говорить ни слова, хотя бы работа твоя длилась целые годы. Первое же слово, которое сорвётся у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть в твоих руках! Помни же всё это!)
Вы поможете мне? (ответы детей)
2. Задание — «ШНУРОВКА»
Необходимо из пряжи крапивы связать моим братьям рубашки (детям выдаются шнурки и картинка с лебедем с дырками по контуру)
3 . Задание — «ЧЕГО НЕТ НА РУБАШКЕ?»
Рубашка без кармана, без манжеты, без рукава, без воротника .
Ребенок должен найти недостающий элемент и правильно ответить (картинки — пазлы). Пример: Рубашка была без кармана, теперь рубашка с карманом.
Элиза : Спасибо ребята, вы помогли мне спасти моих братьев.
Станция Оловянного солдатика и балерины
- Приветствие.
Солдатик: Что случилось у сказочника? Как вы ему поможете?
Балерина: А вы узнали кто мы и в какой сказке живем?
Персонажи загадывают загадки про героев (солдат про балерину, балерина про солдата).
Загадка про Оловянного солдатика
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик... (Оловянный)
Загадка про балерину
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто танцует?............(балерина)
Солдатик : В какой сказке живут эти герои? Кто автор произведения?
(ответы детей)
2 . Игра «Живые буквы»
Балерина: Дети, а вы любите играть и выполнять задания! А вы умеете играть в игры «Живые буквы»? Хотите мы вас научим.
Раз, два, три — круг скорее собери.
Три раза хлопни,
Один раз топни,
Два раз повернись,
Один раз улыбнись и в букву «Ф» превратись. (персонажи контролируют правильность выполнения, в случае невыполнения задания показывают образец)
Игра в кругу, повторяется несколько раз с разными буквами. (Ф, А, Т, К, Ж, парами буквы М, П)
Балерина : Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь вы должны из живых букв составить слово, ответ на загадку, которую мы вам загадаем.
3. Загадываем детям рифмованные загадки и составляем слова.
Поле летом покраснело.
Яркий, как победный флаг,
Нам головкой машет смело
Бархатистый красный… мак
Мы увидели вчера:
По воде плывет гора.
Из горы вода летит.
Оказалось — это...кит
Когда пошли мы на парад,
Его в руке нёс старший брат.
Нам без него нельзя никак,
Ведь это наш российский... ФЛАГ
Пропитан кремом или джемом,
Украшен он воздушным кремом.
А сверху шоколад натёрт.
Что получилось? Это...торт
Солдат: Вы большие молодцы! Правильно выполнили все задания. Отправляйтесь дальше в другие сказки и выполняйте сказочные задания.
Станция Принцессы на горошине
Оборудование : мешочек с горохом, буквы, схемы слов, картинки, символы звуков в форме квадратов.
- Приветствие Принцесса: Здравствуйте, дети, вы откуда и куда? (ответы детей)
У меня для вас тоже есть задания –
поскорее их решай — в путь дорогу убегай.
Загадка:
Разыгралась непогода
и на улице темно. В эту злую непогоду девушка стучит в окно. Не сомневайся принц она хорошая …ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ.
2. Игра «Чудо-мешочек, наполненный горохом и буквами» Задание: Тактильное узнавание образа буквы дальнейшее определение букв на ощупь.
Принцесса: Я сижу скучаю — слова мои рассыпались помогите мне буквы собрать. Я хочу проверить как вы их знаете — тогда испытание вам трудное: вот у меня сеть такой «чудесный мешочек» — там в горохе спрятались буквы — вам нужно найти букву — узнать на ощупь, не подглядывая — назвать. Ну что, готовы поиграть со мной.
Принцесса: Знаете вы буквы хорошо. А сейчас выберите слово себе, которое надо собрать из букв.
3. Игра «Собери слово и зашифруй его» Под перевёрнутыми картинками (КАРЕТА, ОКНО, ПЕРИНА, ГОРОХ) лежат буквы и символы звуков.
Принцесса: Молодцы, справились с заданием — получите бонус (символ — стручок гороха). До свидания!
Итог. Сбор всех команд.
Сказочник Оле-Лукойе — Спасибо большое, ребята. Справились со всеми трудными заданиями, помогали своим товарищам по команде, проявили свою сообразительность и добились цели!
Подведение итогов игры, вручение сертификатов, подарков.
Приложение 1
Листы оценки команд логопедическом конкурсе-квесте по мотивам сказок Г. Х. Андерсена
Критерии оценки |
Время выполнения задания |
Точность выполнения задания |
Умение работать в команде |
Эрудированность детей |
Самостоятельность детей |
Сумма баллов |
|
№ |
Название команды |
||||||
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
За каждый критерий выставляется от 0 до 5 баллов.
Приложение 2