Статья посвящена исследованию факторов, повлиявших на исход выборов в Бундестаг 1998 в ФРГ. Рассматриваются политические и социальные факторы, позволившие Социально-демократической партии Германии во главе с Г. Шредером одержать победу на этих выборах.
Ключевые слова: выборы в Бундестаг, Германия, Г. Шредер, СДПГ, восточная Германия, предвыборная программа.
Победа на германских выборах 1998 года социал-демократов стала новой вехой в истории не только партии, но и, в целом, всего государства. За долгие 16 лет, что СДПГ находилась в оппозиции, многое изменилось.
В вопросах европейской интеграции наметились четкие тенденции к формированию единого политического и экономического пространства, которые были закреплены Маастрихтским договором 1992 года. Сама Германия пережила целый ряд изменений, главным из которых стало объединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики в 1990 году.
Эти масштабные преобразования оказали огромное влияние, как на политические круги, так и на обычных граждан объединенной Германии.
Формирующаяся политическая система требовала от партий поиска новых идей и решений.
Воссоединение Германии оттеснило на второй план все остальные внутренние проблемы. Сложившаяся ситуация требовала немедленных решений. Необходимо было не просто помочь восточным немцам интегрироваться в западногерманскую культуру. Требовалось если не выровнять, то приблизить показатели уровня социально-экономического развития восточных земель к западным.
В начале 1990-х гг. эту задачу взяло на себя правительство Г. Коля.
Поскольку события, связанные с объединением Германии, пришлись на время, когда у власти находился Христианско-демократический союз, а Социал-демократическая партия находилась в оппозиции, то успех на выборах ХДС был, фактически, запрограммирован. К тому же каждый второй избиратель СДПГ полагал, что политика социал-демократов не будет сильно отличаться от политики демохристиан [21].
Таким образом, у СДПГ практически не было шансов на выборах 1990 года. Партия получила около 34% голосов. Это был худший результат партии на выборах в бундестаг за последние 30 лет [21]. Тем не менее, социал-демократам удалось добиться большинства мест в некоторых ландтагах старых земель, так как правительство Г.Коля провело ряд непопулярных экономических мер, которые были спрогнозированы еще накануне выборов СДПГ.
Проанализировав ситуацию, социал-демократы поставили перед собой новую цель – формирование прочной электоральной базы в экс-ГДР. Именно от результатов выборов в этой части страны теперь зависело соотношение политических сил в общегерманском масштабе.
Был принят ряд мер, направленных на внутрипартийную модернизацию. За период с 1990 по 1994 гг. в СДПГ дважды происходила смена лидера. Но ни Б. Энгхольм, ни Р. Шарпинг не стали в глазах избирателей достойными конкурентами действующему канцлеру от ХДС/ХСС.
На выборах 1994 года СДПГ удалось прибавить в поддержке избирателей в восточных землях, но разрыв с правящей партией по-прежнему оставался на существенном уровне.
Выборы 1994 года вновь принесли победу ХДС/ХСС. Для избирателей западной части объединенной Германии предпочтение этой партии было основано на ее прошлых успехах и заслугах. Электорат восточных земель, напротив, готов был довериться той партии, которая в перспективе предлагала бы приемлемый вариант развития региона. Но на этом этапе СДПГ не смогла предложить новым землям четкий план по включению их в экономические и социальные процессы объединенной Германии.
Вместе с тем пресса отмечала, что оппозиция укрепляет свое положение. Разрыв голосов между ХДС/ХСС и СДПГ сократился почти вдвое по сравнению с 1990 годом.
Поражение на выборах 1994 года снова поставило на первое место вопрос о внутрипартийном лидерстве и дальнейшем развитии СДПГ. Наряду с Р. Шарпингом ведущую роль в руководстве партии стали играть О. Лафонтен и Г. Шредер. В 1995 году О. Лафонтен занял пост председателя партии. В самой СДПГ к этому моменту четко сформировалось противостояние двух течений: традиционалистского – при поддержке О. Лафонтена, и модернизаторского, которое возглавил Г. Шредер. Не смотря на это, на выборах 1998 года Г. Шредер и О. Лафонтен выступали в тандеме и были намерены сохранить, как им тогда казалось, этот удачный союз. Как отмечал позже Г. Шредер в своих мемуарах: «Мы были убеждены, что дуэт Шредер – Лафонтен …будет хорош не только в предвыборной борьбе» [3].
В период с 1994 по 1998 гг. конфронтация между партиями внутри правительства сильно обостряется. Противостояние между правящей и оппозиционной партиями достигло таких масштабов, что правительству Г. Коля в этот период не удалось провести никаких серьезных реформ [20].
В целом, ситуация этого легислатурного периода складывалась весьма благоприятным образом для социал-демократов.
Воссоединение Германии принесло немало проблем, которые так и не удалось решить к избирательному периоду 1998 года. Целый ряд вопросов, касающихся социально-экономического развития, возникший после воссоединения, связывался с политикой консервативно-либерального правительства.
После выборов в Бундестаг в 1994 году руководство СДПГ начало работу над новой предвыборной программой. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с дальнейшим развитием восточной Германии.
СДПГ не была единственной партией, которая затронула в своей предвыборной программе проблему развития новых земель.
ХДС/ХСС в своей предвыборной программе обозначила восстановление восточной Германии в качестве приоритетного направления. Кроме развития экономической сферы и борьбы с безработицей, демохристиане особое внимание уделяли национальной солидарности – как основе единства [19].
Но ситуация, которая сложилась в восточной Германии к 1998 году, после двух сроков кабинета Г.Коля, лишила партию народного доверия.
Набиравшая силы Партия демократического социализма предлагала свой вариант развития для новых земель. Программа партии «Социально-экологическое преобразование новых федеральных земель» уделяла внимание экологическим проблемам и содействию малому и среднему бизнесу [13], который, по их мнению, мог существенно ускорить развитие региона.
Преобразования такого рода, конечно, могли улучшить ситуацию в восточных землях. Но проводить их в жизнь спустя всего восемь лет после объединения было рано. Регион еще не был готов самостоятельно развиваться. Он нуждался в массивной государственной поддержке.
Новая предвыборная программа СДПГ, принятая на съезде партии в Лейпциге 17 апреля 1998 года, предлагала свой путь решения актуальных проблем. «Германия нуждается в смене политического курса – время перемен наступило» [6] - с этих слов начинался программный документ. Несмотря на то, что главный предвыборный лозунг Г. Шредера провозглашал преемственность власти [4], СДПГ все же была намеренна значительно трансформировать политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.
В первой части своей предвыборной программы СДПГ обозначила основные проблемы, которые она собиралась решить, придя к власти. Кроме того, обосновывалось, почему Германия нуждается в смене правительства.
Социал-демократы указывали на то, что выборы 1998 года – последний шанс изменить политический курс, что граждане осознают необходимость перемен и пришло время использовать этот шанс.
Кроме того, СДПГ заявляла о готовности взять на себя ответственность за дальнейшее развитие государства [6].
Проанализировав ситуацию в стране, Социал-демократическая партия обозначила приоритетные направления развития Германии.
Первым и важнейшим направлением стала борьба с безработицей.
После объединения Германии обострилась ситуация, связанная с нехваткой рабочих мест. Проблему безработицы пыталось решить правительство Г. Коля, но ему этого не удалось. СДПГ предлагала свой путь решения проблемы. Предполагалось создание новой сильной экономики, новых рабочих мест, упорядочение работы рынка труда, меры по внедрению и использованию инновационных технологий.
Предполагалось проведение налоговой реформы, реформы социального обеспечения.
Особое внимание было уделено актуальным проблемам, связанным с трудоустройством и социальным обеспечением женщин, детскими пособиями, проблемам молодежи, пожилых людей.
В связи с интересом общества к проблемам окружающей среды предполагалось экологическая модернизация в ряде отраслей.
Предполагалось проведение ряда мер по вопросам внутренней безопасности, борьбе с преступностью и ее последствиями.
В отношении интеграционных процессов планировалось также провести мероприятия по укреплению отношений с международными организациями. НАТО рассматривалось как главная опора внутренней безопасности. Предусматривались меры по созданию единого социально-экономического пространства Европейского Союза.
Особого успеха, по сравнению с прошлыми выборами, партия смогла достичь в восточных землях.
Если снижение популярности христианских демократов на западе можно было частично объяснить общей «усталостью» от 16-ти летнего пребывания у власти, то успех СДПГ в новых землях имел под собой иные причины.
Новые программные положения социал-демократов в отношении восточногерманских земель выглядели весьма привлекательно.
После неудачи на выборах 1994 года в СДПГ начались процессы по смене не только лидера, но и, в целом, политического курса. Было очевидно, что новые германские земли решают исход выборов. Необходимо было составить такой программный документ, который бы учитывал потребности экс-ГДР.
Новая предвыборная программа партии, как показало время, учла эти моменты. Принятая на съезде партии в Лейпциге, что само по себе уже символизировало изменение направлений партийной политики в сторону Востока, программа содержала ряд положений, касающихся будущего устройства восточной Германии.
Социал-демократы подчеркивали, что процесс объединения завершился, и пришло время для восстановления новых земель. СДПГ ставила перед собой цель: направить все силы на завершение процесса выравнивания социально-экономической ситуации в регионе и доходов населения.
10 программных пунктов «Будущее восточной Германии» предполагали следующие преобразования в рамках восточной внутренней политики:
продолжение строительства надежной индустриальной основы;
создание в восточной Германии научной базы (кооперация промышленности и университетов, высших школ, исследовательских институтов);
активизация политики в области рынка рабочей силы и квалифицированной подготовки кадров;
особая программа «новаторского среднего класса»;
увеличение капиталовложений в предприятия восточной Германии;
повышение эффективности внешнеэкономической деятельности восточной Германии;
-углубление государственных программ по усилению и модернизации инфраструктуры;
стабильные общие условия для сельского хозяйства [6. с.16].
Все эти изменения, по мнению СДПГ, были необходимы всей Германии. Развитие восточной части страны, тем не менее, было приоритетным. Кроме того, отмечалось, что восстановление восточных земель должно проходить под строгим контролем специальных органов.
Именно четкая формулировка тех преобразований, которые социал-демократы собирались проводить в Германии позволили им одержать победу на выборах 1998 года.
Что касается ситуации, которая сложилась накануне выборов, то ее можно было охарактеризовать как нестабильную. Несмотря на четкие и актуальные программные пункты, ни члены СДПГ, ни их конкуренты не могли предугадать результат выборов.
Опыт прошлых легислатурных периодов показал, что избиратели восточных земель в значительной мере решают исход выборов. Они составляли 1/5 часть всех голосовавших. Сложность в привлечении этого контингента избирателей состояла в том, что сами восточные немцы не отдавали предпочтения ни ХДС/ХСС, ни СДПГ. Особенно остро стоял этот вопрос перед социал-демократами. В новых землях у них практически не было политических преемников. Сильным конкурентом в восточной Германии была партия демократического социализма (ПДС). На выборах 1998 года им удалось набрать в экс-ГДР 19,5% (37 мест в бундестаге)[9]. Как показывали социологические опросы, большинство избирателей из новых земель принимали решение непосредственно перед выборами. Поэтому исход выборов во многом был непредсказуем.
Восточные немцы воспринимали выборы как некий «западный ритуал», и чувствовали себя более наблюдателями, чем избирателями.
При этом было бы не справедливо сводить успех СДПГ только лишь к случайному стечению обстоятельств.
Исследование германской ассоциации пиар-агентств [14] показало, что восточные немцы голосовали гораздо реже за конкретного политического деятеля. Их решение больше зависело от содержания предвыборной программы той или иной партии [18].
В итоге СДПГ удалось добиться успеха в новых землях (Приложение 1.). Восточногерманский электорат отдал 40,2% голосов за СДПГ, в то время как за ХДС/ХСС проголосовало всего лишь 21,9% [11].
Благодаря новой программе и новому руководству Социал-демократическая партия Германии смогла одержать победу на выборах 1998 года.
Набрав 40,9% голосов, СДПГ второй раз за свою историю стала сильнейшей партией, представленной в бундестаге. Получив 298 мандатов, она смогла в коалиции с «зелёными» (6,7 % голосов и 47 мест в бундестаге), заручиться весомым парламентским большинством в 21 голос. Блок ХДС/ХСС, потерпев небывалое поражение, вынужден был уйти в оппозицию: он утратил 6,3% голосов избирателей, образовав вторую по численности фракцию в бундестаге (35,2% голосов и 245 мандатов) [1].
Таким образом, в 1998 году закончилась эра Г.Коля и 16-тилетний период пребывания у власти ХДС/ХСС. Перед СДПГ стояла задача решить немало сложных вопросов внутренней и внешней политики.
Возможно, партия и не воплотила в жизнь все программные обещания. Тем не менее, кабинету Г. Шредера в дальнейшем удалось решить некоторые вопросы, связанные не только с внутриполитическими проблемами, но и укрепить положение ФРГ на международной арене.
Рис. 1. Сравнительная карта электората на выборах 1990,1994 и 1998 гг. [19].
Литература:
- Итоги выборов в Бундестаг 1998 года// Deutsche Welle//http://www.dw-world.de/dw/article/0,,614319,00.html
- Исследование и анализ выборов в Германии// http://www.wahlen-heute.de/html/bundestagswahlen.html
- Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М.: Европа, 2007. 552 с.
- Шупляк П. А. Германская социал-демократия на выборах 1998 г. (Концепция нового центра). //http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/1823/1/Шупляк ПА.pdf
- Andreas M. Wust. Wahlverhalten in Theorie und Praxis: die Bundestagswahlen 1998 und 2002// andreas.uni-hd.de/oberr2002.pdf
- «Arbeit, Innovation und Gerechtigkeit» SPD-Programm fuer die Bundestagswahl 1998// http://www.april1998.spd-parteitag.de/programm/index.htm
- Archivseite des einblick - gewerkschaftlicherInfoservice//www.einblick.dgb.de //http://www.einblickarchiv.dgb.de/grafiken/1998/index_html
- Augstein R. Abschied von Kohl// Der Spiegel.1998.55//http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-7593482.html
- Die Nase voll von Kohl// Der Spiegel.1998.55.// http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-8003023.html
- Die Wahlprogramme der Parteien - eine vergleichende Gegenuberstellung nach Schwerpunkten Zusammengestellt vom Liberalen Institut der Friedrich-Naumann-Stiftung// http://www.fdp-freiberg.de/datei/wahlprogrammvergleich.pdf
- Einblick Archiv von Deutscher Gewerkschaftsbund//http://www.einblickarchiv.dgb.de/grafiken/1998/index_html
- „Es ist Ihre Wahl“.Wahlprogramm zur Bundestagswahl 1998 der Freien Demokratischen Partei// http://www.la.fnst-freiheit.org/uploads/644/1998_Bundestagswahlprogramm.pdf
- Fur den politischen Richtungswechsel! Sozial und solidarisch - fur eine gerechte Republik. Programm der PDS zur Bundestagswahl 1998//http://www.brangsch.de/projekt3/wahlpr98.htm
- Gesellschaft Public Relations Agenturen e.V.(GPRA)// http://www.gpra.de
- Lafontene gewagter Kurs. Fremdling unter den Genossen//Der Spiegel.1990.48//http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-13507211.html
- Leinemann. J. Das deutschere Deutschland/ Der Spiegel.1998.38//http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-8001840.html
- Reformen fur Deutschland. Das Regierungsprogramm der SPD.1994// http://library.fes.de/library/html/voll-prog-spec01.html
- Verbeugung vor dem Osten//Der Spiegel.1998.38//http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-8001783.html
- Wahlen-Heute http://www.wahlen-heute.de/html/bundestagswahlen.html
- Wahlplatform CDU/CCU 19982002. //http://www.hss.de/fileadmin/migration/downloads/BTW_1998-09-27.pdf
- Wirtschaftspolitik und Ordnungspolitik der Regierung Kohl//Konrad Adenauer Stiftung// http://helmut-kohl.kas.de/index.php?msg=878&from=829
- Zwei Klassen im einig Vaterland.SPIEGEL-Umfrage im Wahljahr 1990 (IX): Die politische Situation im September// Der Spiegel. 1990.38// http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-13501848.html