Обучающие:
– закрепление знаний детей о весне;
– распространение предложений с помощью наводящих; подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;
– формирование эмоциональной лексики;
– отработка дикции;
– развитие речевой интонационной выразительности;
– обогащение речи выразительными средствами русского языка;
– развитие мимики, жеста, пантомимы;
– развитие навыков самоконтроля за речью.
Коррекционные:
– развитие произвольного и слухового внимания;
– зрительной и словесно-логической памяти и логического мышления детей;
– развитие общей и мелкой моторики детей.
Воспитательные:
– воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости.
Оборудование: картинки с изображением Весны (птиц, капели, проталинок, ледохода); фонограммы записей звуков капели, птичьи голоса; колокольчики, подснежники, мнемотаблица, презентация о весне.
Ход занятия
- Организационный момент. Приглашение детей посетить весенний лес и найти подарки от весны.
Учитель-логопед: Давайте ребята отправимся в путешествие и найдем подснежники. Садимся в автомобиль, крепко держим руль и будем очень внимательны на дороге.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли,
Справа, слева – чистота!
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы хоть-куда!
Учитель-логопед: Мы приехали на опушку леса. Дальше пойдем пешком.
Здравствуй, лес.
Весенний лес
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы — свои!
Игра «Юный фотограф»
Давайте возьмем свои фотоаппараты и сфотографируем природу и птиц, прилетающих в наши леса. (Дети делают фотографии, называют перелетных птиц). Как мы называем этих птиц? Они какие? Почему? (Журавль, кукушка, грач, ласточка, утка, скворец).
- Работа над слоговой структурой
Учитель-логопед проводит игру «Какая это птица» — составление сложного прилагательного.
Учитель-логопед: У ласточки какая грудка?
Дети: У ласточки белая грудка.
Учитель-логопед: Ласточка какая?
Дети: Ласточка белогрудая.
У аиста красный клюв — красноклювый,
У кукушки пестрая грудь – пестрогрудая,
У соловья звонкий голос – звонкоголосый.
У гуся красные ласты – красноластый…
У лебедя длинная шея – длинношеий
У кукушки пестрая грудка – пестрогрудая.
(Дети получают первый конверт. В нем часть карты.)
Я предлагаю вам послушать голоса птиц и отгадать, чей это голос.
(Дети слушают аудизаписи голосов птиц и отгадывают. Затем дети получают второй конверт – план карты).
Учитель-л огопед: А теперь нам предстоит отправиться вглубь леса и посмотреть, что же там происходит. Проводится гимнастика «Весна».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем весну искать,
Раз – уже набухли почки,
Два – распустятся листочки,
Три – кусты по счету три – зеленею, посмотри,
Тает снег, на счет — четыре,
Речка с каждым часом шире,
Пять – на клумбе ровно пять — одуванчиков опять.
Учитель-логопед: Вот мы и оказались у домика Гнома. Около домика растаял снег. Что мы видим на земле, а что на крыше?
(Дети объясняют значение слов – проталины, капель).
Игра «Назови предметы ласково»
Проталина-проталинка, лужа-лужица, ручей-ручеек, льдина-льдинка, гнезда-гнездышко, почка-почечка, лист-листочек, трава-травушка, солнце-солнышко, луч-лучик, весна-веснушка, дерево-деревце.
Дети получают конверт № 3
Учитель-логопед: Идем дальше и впереди у нас река. Что мы видим на реке? объясните значение слова «ледоход».
Переправа через реку.
Дети переправляются через реку, наступая на островки суши и называя слова по слогам.
Ру-чей, поч-ка, вес-на, ре-ка, вет-ка, лу-жа, ка-пель, пти-цы, гро-за, дож-дик, кап-ля, цве-ты.
Дети переходят через реку по сенсорным коврикам (льдинам). Получают конверт № 4
Учитель-логопед: Посмотрите, дети, на пенечке сидит ежик. Он с нами поиграет.
Игра « Доскажи словечко»
Учитель-логопед: Мы должны доказать, что наступила весна.
Зимой дни короткие, а весной становятся длиннее
Зимой солнце тусклое, а весной яркое
Зимой погода пасмурная, а весной солнечная
Зимой дни холодные, а весной теплые
Зимой снег выпадает, а весной тает
Зимой снег чистый, а весной грязный
Зимой дует ветер холодный, а весной теплый
Зимой дети надевают одежду теплую, а весной – одежду легкую
Зимой звери спят, а весной просыпаются
Учитель-логопед: Молодцы, справились с заданием. Получаете конверт № 5. В траве греется змея. Змеи говорят тихо. Она тоже спрятала часть карты. Нам надо выполнить ее задания.
Логопед называет слово, вставляя между слогами слова — потом, затем, дальше.
ВЕС- потом — НА
ГРО- дальше- ЗА
ПОЧ- затем — КА
ПРО- потом- ТА- затем- Ли- дальше НА
КА- потом- ПЕЛЬ
СО- затем- СУЛЬ- потом- КА
ЛУ- потом –ЖИ
Дети выполняют задание и получают конверт № 6
Учитель-логопед: Перед вами картинки со слогами. Найдите такое слово, в названии которого есть ударный слог.
ПОЧ- почки, ЗА- гроза, ДИ- дожди, НА- весна, РА- радуга, ПТИ- птицы, ВА- трава
Дети получают конверт № 7
- Составление предложений из слов.
— Ветки, на, почки, набухать. — На ветках набухают почки
— Лес, в, распускаться, подснежники — В лесу распускаются подснежники
— Прилететь, из, стран, теплых, птицы.- Птицы прилетают из теплых стран.
—Животные, просыпаться, и, насекомые.- Животные и насекомые просыпаются
— Стал, длиннее, день, ночь, а, короче.- День стал длиннее, а ночь короче.
— Крыши, на, домов, сосульки, таять.- Сосульки тают на крышах домов.
Дети справляются с заданием. Получают конверт № 8
Учитель-логопед: Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.
Весенний дождь лишним не бывает.
Март с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.
Весна днем красна.
Пришла весна, так уж не до сна.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Грач на горе- весна на дворе
И в марте мороз на нос садится
Ранняя весна — большое половодье.
Первый гром весной — значит тепло не за горами
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Чтение стихотворений о весне, используя мнемотаблицу. Получают конверт № 9. Учитель-логопед открывает конверты. Дети по мнемотаблице составляют описательный рассказ о весне.
Затем идет презентация.
Слайд 1. Наступила весна. Я знаю три месяца весны- март, апрель, май. Солнце светит ярче. День стал длиннее, а ночь короче.
Слайд 2. На крышах домов тают сосульки, и мы слышим, как капает капель
Слайды 3-4. Прилетают перелетные птицы: соловьи, кукушки, скворцы, ласточки. На ветках деревьев набухают почки, а потом появляются зеленые листочки
Слайд 5. На реке тает лед. Лед трескается и движется по течению реки. Это явление реки называется ледоход.
Слайд 6. Тает снег и на земле появляются проталины, на которых вырастают и распускаются подснежники.
Слайд 7, 8. Просыпается медведь и вылезает из берлоги. Ежи, ужи и насекомые просыпаются и греются на солнышке. Открывается муравейник и выползают муравьи.
Слайд 9. Весной часто идут грозы. После дождя на земле остаются большие лужи, а в небе появляется радуга.
Слайд 10. Одежда и обувь людей меняется. Одежда становится легче – куртки, джинсы, легкие шапочки. Люди обуваются в резиновые сапоги и ботиночки.
Слайд 11. Весной мы отмечаем различные праздники.
8 марта – это международный женский день. Мы поздравляем всех женщин и девочек.
12 апреля – День космонавтики. Первым космонавтом нашей страны был Юрий Алексеевич Гагарин
9 мая – День Победы. Мы поздравляем ветеранов и участников Великой Отечественной Войны. В этот день в Москве на Красной площади проходит парад. Все люди нашей страны участвуют в шествии, которое называется Бессмертный полк, а вечером все вместе смотрят салют.
- Логоритмика «Капель» — с колокольчиками»
Учитель-логопед: Давайте послушаем весеннюю капель. Берите колокольчики. Они помогут найти подснежники.