Семантические факторы восприятия дизайна (на примере кинопродукции) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковалева, О. Ю. Семантические факторы восприятия дизайна (на примере кинопродукции) / О. Ю. Ковалева, О. В. Токарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5487/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время компакт-диски с кинофильмами пользуются большим спросом у покупателей. При этом значительная часть продукции в плане оформления отстает по качеству: многие обложки сделаны однотипно и невыразительно, что не выделяет их из общей массы, а значит, процент от их продаж не достигнет своего максимума. При оформлении обложек дизайнеры часто не учитывают специфику медиапродукции, полагаются только на свои навыки.

Обложка должна быть не только красивым изображением, но и совершенно точно передавать информационную и опознавательную составляющие [1]. У дизайнера есть возможность передать настроение фильма при помощи особенностей изображений и шрифта.

Одним из средств, помогающих выявить восприятие визуальной информации человеком, является метод семантического дифференциала. Методика позволяет измерить эмоциональное значение и его описание в пространс­тве трех универсальных факторов: оценки, активности и силы. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что универсальные факторы, предложенные Ч. Осгудом, являются факторами, объясняющими человеческое восприятии такого специфического объекта, как обложки дисков с современными кинофильмами.

Для подтверждения или опровержения гипотезы был проведен опрос, в котором приняло участие 50 респондентов. В качестве объектов оценивания использовались обложки к 20 современным фильмам. Выборка обложек осуществлялась исходя из построения их композиции, наличия текстовых, изобразительных или текстово-изобразительных акцентирующих элементов, цветового решения.

Испытуемых просили оценить каждую из 20 обложек по противоположным семибалльным шкалам, составляющим классическое семантическое пространство Ч. Осгуда. Полученные матрицы данных подвергались факторному анализу, в результате которого было выявлено три фактора, объясняющих 85,71% дисперсии.

Первый фактор, являющийся фактором «оценки», (объясняет 44,99% общей дисперсии) включает следующие шкалы, чья факторная нагрузка наиболее велика: приятное (0,98); теплое (0,94); легкое (0,95); чистое (0,89); яркое (0,89). Второй фактор, названный фактором «стабильности», (объясняет 31,84% общей дисперсии) включает следующие шкалы: упорядоченное (0,93); устойчивое (0,91); неподвижное (0,87). Третий фактор, являющийся фактором «силы», (объясняет 8,89% общей дисперсии) включает следующие шкалы: большое (0,97); сильное (0,88); густое (0,78).

Результаты факторного анализа подтвердили гипотезу о значимости для восприятия человеком обложек дисков к кинофильмам универсальных факторов «оценка» и «сила», фактор же «стабильность» тоже входит в число универсальных факторов. Что касается фактора «активность», то на его долю приходится незначимый процент дисперсии, поэтому этот фактор вытеснен на второй план.

Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию объектов с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив коннотативное значение объекта как систему факторов с различными коэффициентами веса. Перекрещением факторов выявляется расположение обложек в двумерном пространстве.

Рассмотрим семантическое пространство факторов «оценка» и «стабильность» (рисунок 4.2). Именно эти на эти два фактора приходится наибольший процент дисперсии, поэтому они в первую очередь заслуживают внимания.

Рис. 1. Размещение обложек в семантическом пространстве факторов
«оценка» (Ф1) и «стабильность» (Ф2)


Малой «стабильностью», но высокой «оценкой» отличаются обложки, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Обложки с малой «стабильностью», но высокой «оценкой»


Высокая «оценка» обложек объясняется выбором цветового решения, характером изобразительного материала и заголовка. Обложки 2, 9 ,16 содержат в себе как динамичный заголовок, так и насыщенную цветовыми оттенками и отличающуюся подвижностью иллюстрацию. Движение в заголовке достигается за счет выделяющегося дополнительного элемента в виде круга (2), использования разного кегля и начертания (9), изменения пропорций букв в сочетании с ярко-зеленым цветом (16).

В обложках 3, 20, в отличие от 2, 9, 16, насыщенный цвет содержится или в заголовке (20), или в самом изображении (20), что влияет на определение акцентирующего элемента. Следует отметить, что в обоих случаях изображение передает действие, что делает обложку «подвижной».

По своему дизайну от рассмотренных выше отличается обложка 13. Основное внимание здесь уделяется дизайну текстового материала, который, благодаря оригинальности своего оформления (надпись в тетради «от руки), воздействует на общее впечатление от обложки.

Таким образом, «теплое», «приятное», «легкое», «чистое», «яркое» (шкалы, относящиеся к фактору «оценка») восприятие обложки наблюдается при наличии максимального числа красок как в заглавии, так и в изображении. По мере уменьшения насыщенности всей обложки или отдельных ее элементов, снижается степень воздействия указанного фактора на респондентов. На «подвижность» и «неустойчивость» в большей степени влияет изображение, которое должно не только передавать сюжет, но и давать возможность «дорисовать» покупателю его продолжение. Уменьшение количества изображений в обложках приводит к уменьшению их насыщенности, тем самым они становятся более «стабильными».

Высокую «стабильность» и высокую «оценку» сочетают в себе обложки 4, 15, 10, 18 (рисунок 3).

Рис. 3. Обложки с высокими «стабильностью» и «оценкой»


Самое высокое значение по данным факторам получила 4-я обложка. Заглавие в ней выделяется цветом (использовано 3 оттенка), шрифтом (различные гарнитуры, кегль, начертание), графически (проработана буква «О»), что могло сделать обложку более активной. Но неподвижное изображение, выполненное в однородном и спокойном цвете, являясь акцентирующим, создает настроение всей обложки. Обложки 15 и 10 сочетают в себе значительную долю белого фона, на котором расположено заглавие. При этом само заглавие разделяет обложку на части, что структурирует ее. Сравнивая рисунок 2 и рисунок 3 можно отметить, что чем «стабильнее» становится обложка, тем шрифт заглавия представляет собой более четкие и прямые формы. Также на стабильность влияет сюжетно-тематическая направленность изображения. Тема семьи, любовных взаимоотношений (обложки 4, 15, 10, 18, 20) воспринимаются как наиболее устойчивые.

Темная цветовая гамма, изображение одного человека (мужчины), наличие яркого «пятна» объединяет обложки 6, 5, 11, имеющие высокую «стабильность» и низкую «оценку» (рисунок 4).

Рис. 4. Обложки, отличающиеся высокой «стабильностью», низкой «оценкой»


В цветовом решении данных обложек можно выделить оттенки черного, белого, оранжевого. При этом выделение элементов происходит при использовании последних двух. Название фильмов выполнено прописными буквами полужирным начертанием, что придает строгость и четкость. Изображения передают состояние одиночества, ощущается пустота, напряженность, на них присутствуют фигуры, но обложки кажутся безликими. Среди обложек, отличающихся низкой «оценкой» и низкой «стабильностью» (рисунок 5), выделяются обложки 1, 19. Общим компонентом в них выступает мрачный фон, использование белого цвета при оформлении дополнительных текстовых элементов, однако характер изображений и способы выделения заглавия различны. Красный цвет заглавия в сочетании с сюжетно-тематическим изображением придает агрессивность, настороженность обложке, что способствует ее минимальной «стабильности».

Рис. 5. Обложки, имеющие низкую «оценку» и низкую «стабильность»


На восприятие обложек 7, 8, 17, 14 в большей степени влияет наличие белого цвета, который в некоторых случаях (обложки 7, 17) выступает в качестве фона. Цветовая палитра данных обложек также представлена красным и черным цветом (кроме 17 обложки). Ограниченное количество цветов не делает обложки однообразными, наоборот, они выделяются своей оригинальностью (например, удачно из слов построен образ дьявола, в одной иллюстрации можно увидеть и главного героя, и птицу). Максимум свободного пространства дает возможность воображению, что делает обложки «подвижными».

Таким образом, на восприятие потенциальных покупателей обложек в первую очередь влияет цветовое решение текста и изображений (его насыщенность, количество используемых оттенков), присутствие графического или фотографического иллюстрационного материала, количество изображаемых объектов.


Литература:

  1. Яцюк, О. Г. Компьютерные технологии в дизайне: эффективная реклама / О. Г. Яцюк, Э. Т. Романычева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2001. — 432 с.

Основные термины (генерируются автоматически): обложка, оценка, стабильность, общая дисперсия, семантическое пространство, белый цвет, изображение, обложка дисков, факторный анализ, цветовое решение.


Похожие статьи

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Коннотация как средство речевого воздействия в языке СМИ

Повествовательная идентичность в контексте диалогизации

Когнитивная и лингвокультурологическая организация концепта

Психические структуры, определяющие переживание времени

Структура концептосферы «время» в рекламном тексте: лексический аспект

Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов)

Отражение развития информационно-коммуникационных технологий в лексической системе английского языка

Социокультурные интерпретации феномена популярности личности

Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека

Похожие статьи

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Коннотация как средство речевого воздействия в языке СМИ

Повествовательная идентичность в контексте диалогизации

Когнитивная и лингвокультурологическая организация концепта

Психические структуры, определяющие переживание времени

Структура концептосферы «время» в рекламном тексте: лексический аспект

Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов)

Отражение развития информационно-коммуникационных технологий в лексической системе английского языка

Социокультурные интерпретации феномена популярности личности

Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека

Задать вопрос