Гармонично развитое поколение-это основа прогресса государства. В связи с этим правительством Узбекистана за годы независимости проделена огромная работа посозданию собственной модели образования. Принят “Закон об образовании”, на основе которого проводится реформа системы образования, в том числе высшего. Важным историческим шагом явилось принятие национальной программы по подготовке кадров, в которой отмечается, что существенной проблемой является слабый образовательный профессиональный уровень подготовленности большей части преподавателей и воспитателей.
Известно, что воспитание личности является многогранным и сложным процессом. Физическая культура и спорт является важнейшим средством всестороннего совершенствования личности. Спорт укрепляет волю, воспитывает такие качества, как целеустремленность, веру в победу, решительность и др. Применение средств, форм и методов физической культуры способствует формированию у молодёжи активного мировоззрения и высоких моральных качеств.
Воспитание здорового поколения, способного обеспечить политический, экономический и духовный прогресс государства, стало приоритетным направлением государственной политики нашей страны. В национальной программе по подготовке кадров отмечается, что коренное улучшение качества подготовки преподавателей и воспитателей, усиление внимания к организации педагогической практики будущих педагогов-студентов педагогических вузов является одним из актуальных вопросов подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта тесно связана с овладением глубоких теоретических и практических знаний в данной профессии.
Подготовка квалифицированных специалистов является приоритетным направлением стратегии развития общества. В настоящее время возрастает потребность в учителях широкого профиля, способных с использовать знания в различных научных областях, связанных с их профессией.
До настоящего времени в республике существовала система подготовки педагогических кадров, но она была направлена в основном не обеспечение теоретической подготовки и имела ряд недостатков: она во многом не учитывала национальные ценности, не отражала основную цель образовательного процесса - умение широко применять теоретические знания на практике. Кроме того, переход от одной системы к другой, не разработав её научно-педагогических основ, вызвал необходимость осуществления коренных реформ в системе образования.
Современный педагог, как активный участник педагогического и психологического общения, должен быть интеллигентным и деловым, всесторонне в развитым, уметь четко и ясно излагать свои мысли в общении с учащимися и родителями.
Педагогическая практика студентов высших учебных заведений имеет большое значение в глубоком изучении дисциплин по специальности, повышении педагогического мастерства будущих учителей, овладении новыми знаниями и навыками. В процессе педагогической практики студенты овладевают навыками оформления школьной документации, организации и проведения самостоятельных работ, внеурочных мероприятий, спортивных соревнований и праздников.
Педагогическая практика обычно проводится в тех школах, лицеях и колледжах, где методической работой студентов руководят опытные и квалифицированные педагоги. Будущий педагог-студент в процессе преподавания физической культуры в школе начинает приобретать соответствующие навыки, закрепляют свои знания, полученные в вузе, несут ответственность за проведение уроков и спортивных мероприятий, а также научится анализировать учебный процесс в школе. Анкетный опрос по организации педагогической практики студентов, проведенный с методистами школ, выявил, что педагогическая практика студентов 4-курса в объёме 14 недель недостаточна для формирования у будущих педагогов необходимых прикладных навыков, так как после прохождения практики многие студенты не справляются с контрольными заданиями. Следовательно, теоретические знания студентов, полученные в течение 3 лет обучения не соответствуют требованиям из-за отсутствия умения применять полученные знание на практике. В технологии проведения педагогической практики теория и методика физической культуры является ведущим предметом. У студентов 2 курса на III семестре, начиная с IV семестра, в неделю 1раз(по 6 часов) проводится педагогическая практика в течение 14 недель. Во время практики студенты знакомятся с педагогическим коллективом школы, получают сведения о состоянии работ по физическому воспитанию школьников, проведении спортивных мероприятий. Также студенты учатся анализировать учебную документацию. Студенты 3курса в течение V-VI семестра в неделю 1 раз (по 6 часов) проходят квалификационную практику. В этот период студенты наблюдают за учебным процессом, участвуют на уроке в качестве помощника учителя, затем самостоятельно начинают проводить занятия. Методисты оказывают практическую и методическую помощь студентам-практикантам, обмениваются опытом, проводят розиснительные беседы со студентами, помогают в организации и проведении внеурочных спортивных мероприятий. Учитывая выше изложенное, считаем необходимым разработать систему физического образования студентов бакалавров и структуру непрерывной педагогической практики, научно обосновать подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием новых современных педагогических технологий. Проведение педагогической практики в тесной связи с теоретическими и практическими дисциплинами в течение всего учебного года в процессе непрерывного образования дает возможность подготовить высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям.
Основными педагогическими условиями систематизации системы непрерывной педагогической практики студентов физкультурного вуза являются:
- оптимальное планирование процесса организации НПП;
- реализация личностно – ориентированного подхода в профессиональной деятельности студентов;
- осуществление мониторинга проведения НПП;
- повышение профессиональной компетентности методистов практики;
- анализ эффективности систематизации НПП.
- Проведение НПП на протяжении всего периода обучения студентов в вузе, с 2 по 4 курс, является оптимальным. Об эффективности систематизации НПП свидетельствуют результаты внедрения. У студентов 2 и 3 курсов повысилась мотивация к изучению дисциплин учебного плана. Студенты 4 курса значительно быстрее адаптируются к самостоятельной педагогической деятельности.
Реализация личностно ориентированного подхода требует отношения к студенту как уникальному явлению, самоценности, самостоятельному субъекту собственного самосознания в процессе взаимодействия и сотрудничества при его (студента) потребности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации.
С позиции личностно – ориентированного подхода профессионально- педагогическая подготовка будущего специалиста физической культуры направлена на формирование у студентов потребности в самообразовании.
Как показала опытно-экспериментальная работа, с внедрением НПП с 2 курса от года к году повышается профессиональная мотивация, которая побуждает студентов к самообразованию, стабилизируясь на старших курсах. Процент студентов, занимающихся самообразованием, увеличился от 16,4% на 2 курсе до 28,3% на 4 курсе, т.е. более чем в два раза.