Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болтаева, О. Т. Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев / О. Т. Болтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5510/ (дата обращения: 16.10.2024).

В статье раскрываются особенности развития у учащихся критического мышления в процессе изучения художественных произведений, даны определения понятия «критическое мышление», выдвинутые известными психологами, характеризуется система работы по анализу произведения, в процессе которой у учащихся формируются умения критически оценивать литературных героев.

Ключевые слова: критическое мышление, критическая оценка, осознание, убежденность, самостоятельные выводы, аргументы, дискуссия, точка зрения, анализ, обобщение.


К толкованию понятия «критическое мышление» впервые обратились известные психологи Дж-Брунер, Л.С.Выготский, Э.Гозиев, Ж.Пиаже. Некоторые практики до сих пор по-разному характеризуют этот термин.

В современных исследованиях комментируются понятия «критическое мышление», «критическая оценка», «критический ум». Дж.А.Браус, Д.Вуд и другие ученные трактуют понятие «критическое мышление» как глубокое аналитическое, мышление под которым понимают убеждения человека и способы решения проблем.

Критическое мышление означает следование здравому смыслу и отказ от своих личных неверных понятий. Человек с критическим мышлением способен выдвигать новые идеи, рассматривать новые возможности в данном направлении, осознавать наиболее важные пути и способы решения проблемы.

По мнению Д.Холперн, критически мыслящий человек открыто выражает свои мысли, он остаётся независимым в своем мнении. Свои идеи и взгляды он обогащает жизненным опытом. В тоже время критическое мышление отличается от творческого мышления. Эти два вида мышления связаны, и одно без другого не развиваются.

Как утверждают психологи (Ж.Пиаже, Д.Халперн), критическое мышление начинает развиваться у подростков в 14-16 лет, однако развитие его происходит неодинаково.

Для формирования («введения в действие») критического мышления необходимо обладать определенными качествами, а именно:

  1. Готовность к планированию своих поступков, действий. В большинстве своем в этом возрасте у учащихся обнаруживается вялость и незащищенность мысли. Поэтому прежде всего им необходимо овладеть умением последовательно излагать свои мысли. При этом нужна твердая убежденность в правильности своих суждений.

  2. Склонность к восприятию. Если учащиеся не готовы к восприятию мнений, предложений своих одноклассников и ровесников, то и их новые идеи и мысли не принимаются. Склонность к восприятию проявляется в усвоении различной информации.

  3. Твердость, убежденность. Часто, встречаясь со сложными задачами, учащиеся откладывают их решение на последующее время, или в надежде на чью-либо помощь. Если же у них есть уверенность в своих возможностях, то это качество хорошо сказывается на их интеллектуальном развитии. В результате такие учащиеся достигают успехов в учебной деятельности .

  4. Готовность к исправлению собственных ошибок. Ученик, обладающий критическим мышлением, не будет отстаивать (защищать) своё неправильное решение. Он сделает правильные выводы и внесет нужные исправления.

  5. Понимание, осознание. Это очень важное качество. В процессе мыслительной деятельности учащийся ведет самонаблюдение, контролирует последствия или результаты своих решений.

  6. Умение принимать согласованное с другими решение. Участие в решении вопросов на основе договоренности с другими имеет очень важное значение. Если проявлять упрямство и несговорчивость, по мнение говорящего останется «пустым звуком».

Дж-Барелл, в свою очередь, также выделил ряд качеств, которыми должен обладать это: критически мыслящий человек.

  1. Стремление решить проблемы;

  2. Проявление настойчивости в решении проблемы.

  3. Контроль за собственными действиями и поведением других.

  4. Открытое выражение своих идей и взглядов.

  5. Сотрудничество с другими в целях решения проблемы.

  6. Внимательное выслушивание собеседников.

  7. Сопереживание.

  8. Терпение в отношении неточного, неясного.

  9. Освещение различных точек зрения на проблему.

  10. Установление многосторонних связей между явлениями и событиями.

  11. Терпеливое отношение к отличающейся от своей позиции (точки зрения).

  12. Рассмотрение разных вариантов решения проблемы.

  13. Быстрая и точная формулировка вопросов оппоненту.

  14. Умение составлять различные выводы.

  15. Обдумывание и оценка своих мыслей, сомнений..

  16. Составление прогнозов, их обоснование, постановка перед собой глубоко продуманных целей.

  17. Применение в различных ситуациях приобретенных знаний и умений.

  18. Задавание продуманных вопросов с проявлением искреннего интереса.

  19. Активное восприятие информации.

Овладение критическим мышлением проявляется в самостоятельной деятельности в современном обществе. Оно способствует нестандартному мышлению. Самостоятельно, критически мыслящая личность управляет своими действиями, поступками и глубоко осознает их последствия.

Критическое мышление характеризуется как сложное явление, поскольку в нём концентрируется множество параметров, куда входят умения, виды деятельности, различные мыслительные операции.

В специальной литературе даны различные толкования данному понятию. Однако для определённых ситуаций должна использоваться единая характеристика – обобщённая и точная.

С критическим мышлением связан целый ряд видов умственной деятельности. Критическое мышление также можно назвать видом умственной деятельности.

Запоминание – важная мыслительная операция умственной деятельности человека, без которой невозможно осуществлять учебный процесс. Однако запоминание коренным образом отличается от критического мышления, но педагоги с традиционным мышлением в основном ориентируют учащихся на заучивание и запоминание учебного материала. Сторонники же развития критического мышления уделяют больше внимания развитию умственной деятельности.

Критическое мышление чаще всего связано с усвоением сложных идей, а если мышление учащихся не готово к такой умственной деятельности, то познавательный процесс будет неэффективным. На уроках литературы, истории, основ экономических знаний от учащихся требуется проявление активной познавательной деятельности для осмысления объяснения учителя и изложенного в учебнике материала. Особенно важна мыслительная операция понимания и восприятия учебного материала. Например, для восприятия сущности произведений Алишера Навои или реальной экономической ситуации учащимся следует мобилизовать работу мозга, в результате чего в их сознании происходит сложный интелектуальный процесс. Однако, этого пока недостаточно для достижения определенного уровня критического мышления.

Большинство специалистов в данной области все естественные мыслительные процессы связывают с критическим мышлением. Разумеется, это неверно. В ряде случаев при работе с новыми, неизвестными идеями, и фактами обнаруживается слабость мышления учеников. А критическое мышление появляется именно в процессе проверки, оценивания, развития и применения новых идей. Важным условием «срабатывания» критического мышления является наличие в памяти доказательств, аргументов и осмысление сущности идей.

Критическое мышление непосредственно связано с рядом ситуаций и условий:

  • Во-первых, критическое мышление есть форма проявления самостоятельного мышления личности. Поэтому в учебном процессе необходимо направлять учащихся на выдвижение и обоснование своих идей, оценок. Чтобы образ мыслей учащихся имел нестандартный характер, следует тщательно отбирать содержание учебного материала и составлять оригинальные задания к нему. Для проявления критического мышления учащиеся должны быть достаточно свободными в своих рассуждениях, не ограничены какими-либо рамками, иметь возможность (и время) для глубокого раздумья и самостоятельного решения сложных задач.

  • Во-вторых, при наличии большого объёма информации в современных условиях требуется отбирать опорную, имеющую непосредственное отношение к изучаемой проблеме информацию. Следовательно, человек, обладающий критическим мышлением организует свои знания. Для того, что бы решать сложные, задачи, учащиеся должны владеть определенными конкретными знаниями.

  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса, на который требуется получить ответ в процессе решения проблемы. Учащиеся по своей природе чрезвычайно любознательны. Они проявляют интерес ко всему новому и стремятся к познанию его содержания..

  • В-четвертых, критическое мышление обязательно связано с приведением убедительных аргументов. Человек с критическим мышлением ищет способы решения проблемы и прилагает к этому свои умственные усилия. Если для решения какой-либо проблемы существуют другие способы, уже известные, то он их старается освоить и в то же время, рассуждая логически, вносит свои дополнения, убеждая окружающих в их правильности. В доказательстве и аргументации нуждается каждое выдвигаемое положение. В качестве убедительных аргументов используются статистические данные, выдержки из текста (цитаты), характеристики героя, данные писателем, личный опыт.

Все части: утверждения, аргументы (доводы), доказательства составляют основу четвертого элемента структуры критического мышления. По этому учителя, формируя критическое мышление у учащихся побуждают их активно вступать в полемику (дискуссию), создают широкие возможности для обмена мыслями. Учителя должны максимально приблизить учебный процесс к жизни.

Педагогическая деятельность каждого педагога направлена прежде всего на воспитание гармонично развитой личности, а этот процесс требует последовательного обучения критическому мышлению. Это означает переход от традиционного к личностно-ориентированному обучению. Преподавателям литературы, в частности необходимо постоянно применять новые технологии. Такой подход позволяет сосредоточить все свои возможности и способности на внедрении новых идей и довести учащихся до уровня критического мышления.

Применительно к изучению литературы критическое мышление проявляется в умении давать критическую оценку произведению а такой анализ начинается с изучения характера, поступков, рассуждений литературных героев. Процесс изучения литературного произведения предполагает все сторонний его анализ. События, изображенные в произведении, анализируются во взаимосвязи с другими компонентами, причем допускается высказывание различных точек зрения. Особое внимание учитель обращает на то, чтобы учащиеся формулировали самостоятельные выводы и критически оценивали героев произведения, подтверждая свои суждения доказательствами. После изучения и анализа произведения учащиеся сравнивают свои выводы и оценки. Получается несколько вариантов различных оценок, к чему и стремился учитель.

Учителю следует заранее планировать, какие произведения и каких героев учащиеся будут критически оценивать, и конкретно проектировать процесс изучения произведения. С этой целью учитель предварительно ориентирует учащихся с помощью вопросов и заданий проблемного характера на вдумчивое чтение художественного текста. Вопросы и задания, предлагаемые учащимся, помогут им определить особенности характеров литературных героев, их положительные отрицательные черты различие и сходство во взглядах по отношению друг к другу.

Разумеется, учитель должен четко представлять, какие критические оценки могут быть высказаны учащимся. Для этого организуются специальные занятия (семинары – практикумы), которых учащиеся закрепляют навыки критического рассмотрения произведения и учатся давать критическую оценку героям произведения. Важное значение для критического оценивания имеет правильный выбор объекта анализа. Кроме того, учителю необходимо знать возможности конкретного ученика, рекомендовать источники, к которым учащиеся могут обратиться. Формирование критического мышления требует разработки специального плана с учетом поэтапного развития аналитических навыков. Для подготовки данного плана учитель должен быть вооружен необходимой информацией, психологической и методической литературой.

В процессе обсуждения ответов учащихся учитель внимательно выслушивает все мысли, сравнивает мнения и высказывает об обдающее заключение. В то же время принимаются во внимание неправильные нелогичные выводы учащихся, которые в тактичной форме комментируются и корректируются. Учащиеся, помимо оценки героев, должны разъяснить, на основами каких данных или фактов они пришли к свои выводом. Организуя работу над произведением с целью его критической оценки, учитель проводит беседы, диспуты, вопрос – ответные «минутки», в процессе которых осуществляется сбор сведений и информации, которые в итоге обобщаются. Для того, чтобы в ходе обсуждения учащиеся овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками оценки литературных героев, необходимо создавать соответствующие педагогические ситуации. При изучении каждой темы целесообразно использовать задания, требующие от учащихся критического подхода к произведению и самостоятельной его оценки. Это могут быт сочинения, рефераты творческого характера, составление эссе, описаний героев с выражением собственного отношения. Формирование критического мышления учащихся требует от педагогов глубоких психологических, литературоведческих, методических, знаний, серьезной подготовки к занятиям, индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся, критическая оценка, умственная деятельность, учитель, идея, умение, учебный материал, учебный процесс, анализ произведения.


Ключевые слова

анализ, обобщение, критическое мышление, критическая оценка, осознание, убежденность, самостоятельные выводы, аргументы, дискуссия, точка зрения, обобщение.

Похожие статьи

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Методические способы формирование читательского интереса

В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи

Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного, творческого мышления, воображения, фантазии в процессе освоения живописи.

Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...

Педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как необходимое условие их профессиональной деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В работе рассматривается концепция педагогических способностей, предложенная Н. В. Кузьминой, а также проанализирован уровень педаг...

Похожие статьи

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Методические способы формирование читательского интереса

В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи

Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного, творческого мышления, воображения, фантазии в процессе освоения живописи.

Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...

Педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как необходимое условие их профессиональной деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В работе рассматривается концепция педагогических способностей, предложенная Н. В. Кузьминой, а также проанализирован уровень педаг...

Задать вопрос