Преемственность национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» и концепции А.Кунанбаева «Полноценная личность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кенжегараев, Н. Д. Преемственность национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» и концепции А.Кунанбаева «Полноценная личность» / Н. Д. Кенжегараев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5523/ (дата обращения: 16.11.2024).



С татья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Ключевые слова: познавательный интерес, старший дошкольный возраст, детское экспериментирование.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

На современном этапе развития системы образования в условиях реализации Федерально-образовательного стандарта одно из важнейших задач выступает развитие у детей познавательного интереса. Это связано с тем, что познавательный интерес играет значительную роль в процессе формирования личности ребенка, в его познавательной деятельности [2].

Согласно требованиям ФГОС (п.п 4.6 ФГОС) на этапе завершения образования по основной образовательной программе дошкольного образования планируется, что ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явление природы и поступком людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Достижение указанных планируемых результатов дошкольного образования предполагает целенаправленную педагогическую работу с применением теоретически обоснованных педагогических методик и технологий [2].

Отечественные исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте познавательная деятельность ребёнка осуществляется совместно с практической, то есть у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую педагогам необходимо развивать, совершенствовать, используя разнообразные средства и методы.

В. С. Юркевич писал: «Одно из средств познавательной деятельности у дошкольников — это экспериментирование, которое связано с формированием познавательного интереса, возникающего во время желания освоить новую информацию, самостоятельно узнать неизведанное, новое для ребёнка, потребность найти ответы на появляющиеся вопросы в процессе работы, которая приносит удовольствие» [3, с. 22].

О. В. Дыбиной писала: «Экспериментирование актуально для детей старшей группы ДОО, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте формируются основные познавательные особенности ребёнка. В этот период развиваются формы мышления, которые в дальнейшем обеспечивают успешное усвоение детьми системы научных знаний, получаемых в начальной школе» [1, с. 101].

Анализ официальных документов, работ в области психологии и педагогики, посвященных вопросам формирование познавательного интереса у детей, показал, что существуют разнообразные подходы, но, однако, формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования не решены в полной мере.

Таким образом, возникают противоречия:

– между социальным заказом на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, отраженным в многочисленных нормативно-правовых документах, и недостаточной его реализацией в дошкольных образовательных организациях;

– теоретической разработанностью проблемы развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в психологии, общей педагогике и недостаточным количеством учебно-методических, практических рекомендаций по формированию познавательного интереса в дошкольной образовательной организации.

Отмеченные противоречия позволили сформулировать тему исследования «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования», научная проблема которого сформулирована в следующим образом: как сформировать познавательный интерес у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования?

Цель исследования: выявить эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью данного исследования определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
  2. Подобрать диагностические методики и провести экспериментальное изучение исходного уровня познавательного интереса у старших дошкольников.
  3. Проверить эффективность использования подобранных занятий по развитию познавательного интереса у старших дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 6 «Сказка», Республика Марий Эл, п.г.т. Приволжский. В экспериментальном исследовании приняли участие 40 старших дошкольников, среди них 20 входили в экспериментальную группу (ЭГ) и 20 детей старшего дошкольного — в контрольную группу (КГ).

Для выявления уровня развития познавательного интереса нами были отобраны диагностические методики: методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова); методика «Сахар» (Л. Н. Прохорова); методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).

После проведения экспериментального исследования мы пришли к выводу, что у контрольной группы уровень развития познавательного интереса выше на 5 %, чем у экспериментальной группы. Таким образом у экспериментальной группы необходимо повысить уровень познавательного интереса.

С данной целью был проведён формирующий этап, который заключается в создании и реализации комплексов заданий по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

В рамках нашего исследования занятия по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования проходили на протяжении 3 месяцев. Всего в ходе формирующего этапа было проведено 8 занятий. Продолжительность каждого занятия 25–30 минут. Занятия проводились обычно во вторую половину дня. Занятия были построены в доступной и интересной форме, в основе которого лежит детское экспериментирование.

Методы и приёмы, которые мы использовали при проведении занятий:

– словесный: вопросы, беседа, объяснение, чтение художественной литературы;

– наглядный: рассматривание иллюстраций;

– практический: упражнения (выполнение роли героя), игровой.

При проведении детского экспериментирования с дошкольниками мы выполняли следующие требования: соблюдать технику безопасности жизнедеятельности детей; проводить экспериментальную деятельность дошкольников под непосредственным или опосредованным руководством взрослого; использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Детям, с которыми проводился эксперимент, стали доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение простейших гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердилась. Они стали делать выводы о свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать полное описание увиденного.

Наш эксперимент показал, что детское экспериментирование необходимо начинать с дошкольного возраста. В процессе экспериментирования дошкольник получает эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственности, столкновения известного с неизвестным, который провоцирует вопрос и заставляет ребенка самому искать на него ответ.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 172 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.
  3. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 21–23.
Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, Интеллектуальная нация, интеллектуальная личность, казахское общество, человеческое общество, Лидер нации, общечеловеческое развитие, ценность, человечество, казахская земля.


Похожие статьи

Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета

Интеграционный потенциал и специфика интеграции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе школьного образования

Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи (на примере педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова)

Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь»

Интеллектуальные энергетические сети как одно из направлений инновационного развития российской экономики

Перспективы построения государства как гражданско-правового общества в России

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы

Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута»)

Потенциал национальной инновационной системы для развития эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике РФ

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования

Похожие статьи

Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета

Интеграционный потенциал и специфика интеграции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе школьного образования

Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи (на примере педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова)

Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь»

Интеллектуальные энергетические сети как одно из направлений инновационного развития российской экономики

Перспективы построения государства как гражданско-правового общества в России

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы

Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута»)

Потенциал национальной инновационной системы для развития эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике РФ

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования

Задать вопрос