Оценка уязвимости портовых средств и портов, находящихся на территории Российской Федерации, показывает, что защищенность большинства этих объектов находится на приемлемом уровне, если рассматривать их со стороны суши.
Однако со стороны акваторий наблюдается угрожающий недостаток систем охраны и безопасности. Надводная поверхность на небольших расстояниях на большинстве объектов просматривается достаточно хорошо силами охраны, что способствует обнаружению нарушителей. Однако на реализацию необходимых мер реагирования часто оказывается недостаточно времени.
Что касается подводной части большинства акваторий (бухт, заливов, губ, проливов) и пространств вокруг буровых установок и мест хранения углеводородов, то ситуация с обеспечением безопасности еще хуже. Наблюдается значительный недостаток современных средств обнаружения и противодействия.
С целью улучшения безопасности портовых средств, портов и стационарных буровых установок предлагается комплексная система подводного – надводного обнаружения злоумышленников, обеспечивающая:
полный контроль проливов, допускающих проникновение в арктические моря, где разворачивается полномасштабная деятельность нашей нефтегазовой отрасли, обнаружение чужих судов и подводных лодок, как возможных средств доставки диверсантов – боевых пловцов, какой-либо другой, несовместимой с безопасностью, деятельности;
защита акваторий от средств доставки диверсантов: малых подводных лодок, боевых и быстроходных катеров, шлюпок из радиопрозрачных материалов и прочее, которые в свою очередь могли быть доставлены в данный район более крупными и мореходными транспортными средствами – дальний рубеж Технические возможности системы позволяют выносить дальний рубеж до 40 км в море (на акваторию);
защита объекта нефтегазовой отрасли от проникновения непосредственно через прилегающую акваторию диверсантов-боевых пловцов - ближний рубеж. В данном варианте предусматривается возможность управления гранатомётом и другими средствами задержания и уничтожения подводных диверсантов или воздействия, обеспечивающего срыв террористической атаки;
защита объекта от проникновения через прилегающую акваторию подводных пловцов посредством создания дальнего и ближнего рубежей, охватывающих всю глубину охраняемой акватории, а также других средств физической защиты объекта со стороны акватории;
всё то же, но в виде интегрированной системы, включающей в себя указанные и другие средства освещения подводной обстановки и ЦУ, средства поражения, комплексно решающей задачу охраны объектов со стороны морской акватории в автоматизированном (полуавтоматизированном) режиме.
Для мониторинга потенциально-опасных объектов используются совокупность систем, состоящая из:
охлаждаемых тепловизоров кругового обзора (ОТКО);
гидроакустических станций (ГАС);
высокоэффективных поворотных морских камер;
радиолокационных станций (РЛС);
объемных средств подводного обнаружения;
магнитометрические средства обнаружения;
автоматических и полуавтоматических средств обороны.
Включение в общую систему мониторинга подсистемы видеомониторинга преследует две цели:
проверить работоспособность разрабатываемых нами технологических решений на примере подсистемы, порождающей очень интенсивные информационные потоки;
сама по себе идея оперативного видеомонитринга удаленных территорий и акваторий на наш взгляд очень плодотворна. С использованием видео и фотографической информации возможна эффективная реализация многих полезных научных методик.
Основой для принятия решений в области морской деятельности на всех уровнях государственных управленческих структур Российской Федерации является информационное обеспечение и, в первую очередь, обеспечения указанных структур оперативной информацией об обстановке в требуемых районах Мирового океана.
Эффективное обеспечение, со стороны Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО), задач, присущих органам военного управления, невозможно без организации информационной поддержки со стороны военного контура (ВК) ЕСИМО в части представления и обмена гидрометеоинформацией, включая информацию о гидроакустических характеристиках (ГАХ) Мирового океана.
Сложность решения проблемы информационной поддержки ЕГСОНПО со стороны ЕСИМО заключается, в первую очередь, в том, что необходимо осуществить интеграцию интересов Министерств и ведомств Российской Федерации, входящих в состав ЕГСОНПО (в первую очередь ВМФ), и Росгидромета, а также выработать единую организационно-техническую политику ее реализации.
В настоящее время при создании ЭСП предпочтительно использовать подход, при котором ЭСП ГАХ будут представлять собой информационные системы, состоящие из тематических баз данных по ГАХ в различных районах Мирового океана, и средств доступа к данным и их анализ на основе технологии географических информационных систем (ГИС).
Для обеспечения функционирования ЕГСОНПО может потребоваться, наряду с другими функциями системы, освещение текущей и ожидаемой (прогнозной) гидроакустической обстановки на заданной акватории Мирового океана и в заданный промежуток времени. Выполнение этой функции требует знания гидроакустических условий заданной акватории и самое главное текущих и ожидаемых (прогнозных) условий гидроакустического обнаружения надводных и подводных целей гидроакустическими средствами (ГАС) различного назначения. Это в свою очередь потребует численного моделирования ожидаемых дальностей обнаружения надводных и подводных целей гидроакустическими средствами.
Существующие методы и программы расчета ожидаемых дальностей обнаружения целей на ЭВМ, в том числе в системах гидроакустических расчетов ГАС надводных кораблей и подводных лодок, требуют знания текущих и ожидаемых (прогнозных) количественных характеристик акустических и обуславливающих их океанологических, метеорологических и геоморфологических параметров в заданном районе и периоде года.
К акустическим параметрам в морях (океанах) (АПМО) следует отнести:
вертикальное распределение (кривые) скорости звука от поверхности до дна; коэффициент пространственного затухания (поглощение) звука, для заданного района и частотного диапазона ГАС;
коэффициенты отражение звука от поверхности моря, угловая и частотная зависимость их модуля и фазы для текущего и ожидаемого ее состояния (степень волнения моря или высота волн, тип ледового покрова (однолетний или паковый лед);
коэффициенты отражения звука от дна моря, его угловая и частотная зависимость для различных типов грунта в мелком море и различной степени расчлененности рельефа дна в глубоком море;
коэффициент рассеяния звука поверхностью моря, неоднородностями водной среды и дном, угловая и частотная зависимость их для различного состояния и характеристик рассеивающих объектов;
уровни шумов морской среды и их частотная зависимость для различных характеристик источников их генерации (степени состояния поверхности моря и волнения, скорости ветра, сплоченности льда, типа ледового покрова, интенсивности судоходства и др.).
«Отраслевая система мониторинга морского транспорта» (ОСММТ), созданная при головной роли Минтранса России, обеспечивающая глобальный мониторинг судов морского флота, прибрежный и аварийный мониторинг всех судов.
Построение системы позволяет организовать автоматизированный информационный обмен. Частично мониторинговые задачи решаются в рамках участи России в международных программах (программа ГСМОС – Глобальна система мониторинга окружающей среды, в английском варианте GEMS, обеспечивающая мониторинг загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов).
Проведенный анализ показывает системный подход государства к созданию морской составляющей системы предупреждения чрезвычайных ситуаций.