Применение научных исследований Авиценны на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Холматова, Д. Б. Применение научных исследований Авиценны на уроках физики / Д. Б. Холматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 395-396. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5537/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящей статье автор на конкретных примерах обосновывает возможности применения открытий великого ученого Востока Абу али ибн Сина на уроках физики в общеобразовательной школе, подчеркивая их большое учебно-воспитательное значение.

Ключевые слова: ибн Сина, открытие, предки, обучение, воспитание.


Узбекистан – одна из стран, где издревле развивалась наука, культура, государственность. Наш край славится великими личностями, внесшими огромный вклад в мировую цивилизацию, науку: изучение, чьей жизни и научной деятельности, творчества, открытия молодым поколением всегда подчеркивалось в качестве актуальной проблемы.

Великие наши предки внесли достойный вклад в развитие мировой науки, их бессмертные научные творческие открытия до сих пор служат прочным фундаментом для достижения нами новых рубежей и вершин. Научные изыскания наших предков в области физики, как и во всех других научных сферах, имели огромное значение для развития мировой науки и техники. Одним из таких мыслителей является великий лекарь, ученый-энциклопедист ибн Сина (Авиценна).

Умелое применение на уроках физики научных исследований ибн Сина в данной отрасли науки имеет большое значение. В этой связи хотелось бы вкратце остановиться на исследованиях ученого, которые могли бы обогатить содержание уроков физики, посвященных изучению программного материала средней общеобразовательной школы.

В 6-ом классе при изучении тем, как «Сведения Демократа, ар-Рози, Бируни и ибн Сина о строении веществ», «Плотность и его единицы. Методы определения плотности Бируни и Хазина» и проведении лабораторной работы «Определение плотности твердого вещества. Решение задач» [1. 49-82] целесообразным является изучение учащимися опытов ибн Сина по плотности веществ и его определению.

Во-первых, при изучении данных опытов обязательно подчеркиваются большие заслуги в этой области еще одного великого мыслителя Абу Рейхана Бируни. Преподаватель обращает внимание на тот факт, что Бируни определил плотность многих веществ, чем ибн Сина пользовался в своих изысканиях в области физики, приводит формулу и таблицу плотности (таблица 1).

Формула определения плотности вещества:

Таблица 1

Сравнительная таблица плотности отдельных веществ, определенных Бируни
и их современных значений

Вещества

Сравнительная масса (по Бируни)

Сравнительная масса (современные сведения)

Золото

19,05

19,25

Медь

8,7

8,93

Ртуть

13,58

13,55

Стекло

2,5

2,4-2,6

Морская вода

1,14

1,03


Учащиеся, изучив и сопоставив данные, приведенные в таблице, становится свидетелями того, насколько точно осуществляли измерения Бируни и ибн Сина еще в далеком Х веке [2. 12-13].

Во-вторых, внимание учащихся заостряется на том, что Ибн Сина для определения объема тврердого вещества применял сосуд, наполненный водой, и подобным сосудом пользуются в наши дни (рис. 1).

В ходе опытов, определив объем привязанного нитью твердого вещества сначала на мензурке, затем по количеству воды, выльившейся из сосуда, учащиеся убеждаются в равности этих значений.

Также, в 6-ом классе при изучении темы «Закон Архимеда и его применение» следует объяснить учащимся полезность рассмотрения опытов ибн Сина в данной области.

В частности, ознакомив учащихся возникновением родников, пробиванием подземных вод, разъясняется принцип работы современных водопроводных систем.

Для поощрения интереса учащихся школ к исследованиям наших предков целесообразно также ознакомить их с принципом работы «автоматических кувшинов», «самовозгорающихся ламп», применяемых в тот период, демонстрировать опыты с ними [3. 21-29].

Автоматический кувшин” представляет собой сосуд с отверстиями, наполненный водой, расположенный вверх дном на плоском сосуде (рис. 2). Вода в плоском сосуде поднимается до тех пор, пока не прикроет отверстия. Подобные сосуды в настоящее время используют на птицефабриках. Птицы испивают воду, отверстия открываются, и воде вливается в плоский сосуд до уровня отверстий. Для более прочного усвоения данной темы, принципа работы «автоматического кувшина» учащимся можно предложить самостоятельную работу – изготовить его из пластиковой бутылки.

«Самовозгорающаяся лампа» работает по такому же принципу, только в ней вместо воды, используется какое-либо масло (рис. 3). Когда горит лампа, и масло уменьшается, открывается отверстие и масло опускается вниз. Лампа продолжает гореть.

Естественно, можно привести еще много подобных примеров. Применение на уроках физики сведений об открытиях наших великих предков послужит повышению интереса учащихся к урокам физики, и, несомненно, имеет огромное воспитательное значение – воспитывает чувство гордости своими предками. Тем самым обеспечивается принцип единства обучения и воспитания.


Литература:

  1. Зикриллаев Ф. Берунийнинг физика соҳасидаги ишлари. – Т.: Фан. 1973. –С.32.

  2. Иброхимов М.М. Физика ўқитишда Абу Али ибн Сино меросидан фойдаланиш. – Т.: Ўқитувчи, 1982. –С. 40.

  3. Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ўқув дастури. (Математика, Физика, Информатика ва ҳисоблаш техникаси асослари). – Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010. - С. 49-82.

Основные термины (генерируются автоматически): плоский сосуд, принцип работы, урок физики, автоматический кувшин, Бируни, вод, мировая наука, область физики, общеобразовательная школа, открытие, предок, сравнительная масса, твердое вещество, учащийся.


Задать вопрос