В годы независимости развитие узбекского национального изобразительного искусства обогатилось новым содержанием. Изучение, приумножение национального наследия, забота о народных мастерах стало одним из приоритетных направлений государственной политики.
Проделана огромная работа в данном направлении, подтверждением чему может послужить организация центров «Хамар» по международным связям (1991), «Народных традиций и искусства Узбекистана» (1993). Деятельность данных центров направлена на развитие изобразительного и прикладного искусства, пропаганде культурного наследия народа в республике и за рубежом.
Воспитание высоко квалифицированных художников, дизайнеров, архитекторов, мастеров народного прикладного искусства и искусствоведов является актуальной и социально значимой задачей сегодняшнего дня, и созданы все условия для её успешной реализации. Решение этой важной задачи предполагает новый подход к подготовке специалистов сферы изобразительного искусства.
Сегодня обучение молодого поколения народному искусству в духе требований национальной идеи, нормативно-правовых актов в области образования, принятых правительством республики, является актуальной задачей педагогического сообщества.
Следует особо отметить, развитие Узбекистана во многом определяется формированием совершенной системы подготовки кадров, основанной на богатом интеллектуальном наследии народа, национальных и общечеловеческих ценностях, последних достижениях в области науки и техники, культуры и искусства.
Привлечение учащихся профессиональных колледжей к практической деятельности является важным фактором повышения уровня их профессиональной подготовки.
Изучение национально-культурного наследия, художественно-эстетическое восприятие предметов и явлений окружающего мира, основанное на национальных и общечеловеческих ценностях, учащимися профессиональных колледжей имеет решающее значение в изучении изобразительного искусства. В этом отношении, вновь созданная система профессионального образования – профессиональные колледжи призваны быть передовыми образовательными учреждениями. Именно поэтому совершенствование содержания и методики обучения, организации занятий по изобразительному искусству является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня.
Решение данной проблемы предполагает соблюдение ряда организационно-педагогических и психологических требований. Важными организационно-педагогическими требованиями являются:
- ознакомление учащихся видами изобразительного искусства;
- широкое привлечение их занятию изобразительным искусством;
- усовершенствование планирования занятий по изобразительному искусству;
- организация кружковой работы, обеспечивающей широкий охват учащихся;
- индивидуальная работа с учащимися.
Важным фактором в привлечении учащихся к практической работе является соблюдение технико-экономических требований. Основными требованиями в этом отношении являются: улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, установление прочной связи с производством и народными мастерами.
Научная организация, активизация творческой и изобразительной деятельности педагогов и учащихся, формирование и развитие знаний, навыков и умений учащихся, посредством изобразительной деятельности, также является важной педагогической задачей.
Занятия учащихся по изобразительному искусству призваны решать следующие задачи:
- формирование устойчивого интереса к учению и изобразительному искусству, обеспечение их умственного и физического развития;
- развитие таких качеств, как трудолюбие, бережливость, творчество, воспитание любви к изобразительной деятельности;
- развитие чувства ответственности;
- умение сотрудничать, обмениваться мнениями для достижения общего результата, что развивает чувство коллективизма. Эффективное использование в подготовке к изобразительной и профессиональной деятельности дает свои положительные результаты, в первую очередь, решается задачи воспитания патриотов своей страны, о чем свидетельствуют исследования.
Вместе с тем, не изученность в достаточной мере:
- педагогических условий организации учебно-воспитательной работы, направленной на развитие изобразительной деятельности;
- научно-методических, психолого-педагогических аспектов преподавания изобразительного искусства в профессиональных колледжах;
- не разработанность единой, целостной методики преподавания изобразительного искусства в профессиональных колледжах предполагает проведение целенаправленных исследований, основанных на социально-педагогических требованиях сегодняшнего дня.
Для оптимизации учебного процесса по изучению изобразительного искусства рекомендуется:
- освещать на занятиях в педагогическом и психологическом аспектах творчество узбекских и зарубежных мастеров изобразительного искусства, их произведений;
- уделять особое внимание изучению и анализу произведений изобразительного искусства, пронизанных духом национального патриотизма, исторической памяти, национальных и общечеловеческих ценностей;
- разработать эффективные пути и методы использования на занятиях образцов живописи, архитектуры и скульптуры.
Народ Узбекистана имеет богатое духовное наследие. Умелое пользование им в процессе обучения и воспитания молодого поколения важный фактор достижения намеченных целей. Задача же педагогов заключается в творческом подходе к своей работе и стимулировании интереса учащихся к знаниям, в том числе и в области изобразительного искусства.