Основой модели является понятие потребностно-целевой матрицы – это одна из структур динамической модели психики, которая включает в себя временной промежуток психической деятельности между любым психическим содержимым («потребностью»), инициирующим данную деятельность, и содержимым («целью»), ее приостанавливающим и прекращающим; момент настоящего, который демонстрирует тот или иной временной срез, ограничивает потребностно-целевую матрицу, дальнейшее ее развитие моделируется аналогично. «Потребность» в данном контексте подразумевает под собой многие понятия различных парадигм, служащие для обозначения активизирующей деятельность психической силы, кроме того, потребность может включать различные эмоциональные и когнитивные составляющие. Потребностно-целевую матрицу можно назвать потребностно-результатной, когда результат, к которому стремится деятельность, не осознан (такая матрица в исследовании психики животных – метафорическое обозначение границ того или иного поведения, его психического отражения животным). Всю деятельность можно разделить на внутреннюю (психическую) и внешнюю (организменную). К организменной деятельности относятся наши движения, работа органов и вся активность в целом. К психической деятельности относятся процессы ощущения, восприятия, внутренней речи, мышления, воображения, памяти и эмоций – эта деятельность будет соответствовать динамическому блоку психики. Кроме динамического блока психики можно выделить стационарный блок, который является вместилищем всего накопленного и врожденного психического материала индивида. То есть в психических процессах находится в любой момент времени малая часть всего психического материала, основная часть не актуализирована. В стационарном блоке психики можно выделить множество компонентов: знаний, потребностей, целей, мотивов, темперамента, характера, самооценки, способов реагирования и пр. Причем многие из них не сводимы к памяти, к примеру, темперамент. Модель представлена в виде растущей нити, состоящей из трех элементов: динамического и стационарного блоков психики, а также организма и организменной деятельности (Рисунок 1). Модель основана на теории психического как процесса С.Л. Рубинштейна [1, с. 33]. Модель трехмерна, динамична, выполнена в программе sds Max. Психофизическая проблема решается в пользу психофизического единства. С понятием потребностно-целевой матрицы тесно связано понятие карты осознания – это схема стационарного и динамического блоков психики, с помощью которых можно обозначить осознанную и неосознанную части психики.
Р
исунок
1 – Общая структура динамической модели психики
Кратко описав динамическую модель психики, мы вплотную приблизились к рассмотрению четырехмерной психофизической модели реальности (4DPMR). Динамическая модель психики подробно рассматривает лишь психику индивида: организм индивида и окружающий его мир показан метафорично. В принципе, сама модель психики метафорична, и она специально создана «просторной»: это позволит смоделировать, систематизировать и интегрировать основные психологические парадигмы. Однако было бы ошибкой не учитывать пространственные отношения окружающего мира в моделировании психики. Необходимо учитывать пространственное положение индивида на всем отрезке рассматриваемой деятельности. Учет пространственного положения важен: он позволит более подробно смоделировать поведение субъекта и его психику в динамике. Для полного и всеобъемлющего постижения реальности необходимо смоделировать ее во всей сложности динамики. В контексте 4DPMR понятие «реальность» будет включать в себя всю Вселенную: как дальний космос, так и любой объект с его физической структурой (вплоть до строения его элементарных частиц), как всю человеческую популяцию, так и отдельных субъектов, как коллективное сознание, так и индивидуальное сознание и так далее. В целом, реальность для нас – это все, познанное человеком. Причем мы можем моделировать как локальное событие, так и глобальное. Таким образом, целью 4DPMR является отстраненное (насколько это возможно) познание психической и материальной реальности с помощью самого мощного орудия абстрагирования научного сознания – моделирования. Но 4DPMR не признается универсальной, абсолютно верной и завершенной моделью – это лишь один из многих взглядов на реальность – взгляд с помощью модели, который будет развиваться. В психологии предпринимались попытки моделирования физической реальности через призму психологии – к примеру, модель окружения К. Левина. Однако его модель двухмерная и наделяет физическое пространство атрибутами, объективно не свойственными ему: модель окружения имеет смысл лишь при помещении ее в психическую. Мы же пошли дальше – создали трехмерную динамичную модель психики и соотнесли ее с четырехмерной физической реальностью. Так получилась новая модель – 4DPMR. Для объяснения ее сути перейдем к рисунку (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Общая структура 4DPMR
Для примера мы взяли такую ситуацию: актриса репетирует роль и расхаживает по комнате, оживленно жестикулируя и проговаривая свои слова из сценария. Если взять ее поведение с начала репетиции до ее завершения, то мы получим определенную деятельность, которая происходила в объективном мире, также во время репетиции происходила определенная психическая деятельность актрисы: работали процессы восприятия, памяти, мышления, эмоций, было задействовано определенное содержимое стационарного блока психики – характер, темперамент, знания и так далее. На рисунках a, b, c продемонстрированы моменты реальности: начало репетиции, ее середина и завершение. Мы можем также описать на каждом из этих временных срезов физиологические характеристики деятельности, но ограничимся здесь лишь пространственным положением. На самом деле, можно было бы выделить огромное количество подобных моментов деятельности, или проще всего можно бы было продемонстрировать запись деятельности с различных камер, но мы ограничены в статье – можем показать лишь «фотографии» моментов деятельности, причем ограниченное их количество. Ограничимся тремя – a, b, c. А теперь рассмотрим эти моменты с помощью модели. Для этого изобразим три сферы (рисунки d, e, f) с тремя слоями: внешний слой (3) будет обозначать организм, момент организменной деятельности, средний слой (1) – стационарный блок психики (его текущее состояние, то есть весь психический материал, не задействованный в психической деятельности), внутренний слой (2) – динамический блок психики, то есть актуальное наполнение психики – вернее, психических процессов (то или иное ощущение, мысль и так далее). Временные моменты трех сфер (рисунки d, e, f) соответствуют рисункам a, b, c. На общей модели психики (g) мы получаем всю деятельность актрисы – психическую и организменную, и выделяем на ней три временных момента, соответствующие определенному пространственному расположению субъекта. Обозначения динамической модели психики (g): 1 – стационарный блок психики, 2 – динамический блок психики, 3 – внешний слой модели, обозначающий организм и организменную деятельность, 4 – потребностно-целевая матрица репетиции, 5 – направление роста модели. Мы специально упростили этот пример, чтобы не вводить лишних обозначений и показать суть 4DPMR. На самом деле этот небольшой отрезок деятельности можно разобрать досконально при введении дополнительных обозначений (терминов различных парадигм) и усложнении рисунков. Таким образом, 4DPMR представляет собой модели предназначенных для изучения моментов деятельности индивида и сопряженного с ними временного отрезка динамики поведения и психики с учетом местонахождения индивида в пространстве, то есть 4DPMR состоит из динамической модели психики, каждый изучаемый поперечный срез которой имеет обозначение своего временного и пространственного положения, соответствующее положению субъекта в пространстве-времени, также изучаемые моменты деятельности моделируются с помощью моделей-сфер, слои которых соответствуют слоям динамической модели психики. Разумеется, 4DPMR может быть дополнена демонстрацией динамики физиологических процессов индивида (в частности, процессов нервной системы) с помощью введения дополнительных рисунков и видео. Кроме того, можно подробно моделировать окружающую индивида физическую реальность, что очень важно, к примеру, для моделирования полевого поведения. В целом, с помощью 4DPMR возможна демонстрация поведения и внутреннего мира многих субъектов и их динамики – с учетом социального окружения, предметного и природного мира. Причем, как уже было сказано выше, любой временной фрагмент деятельности и психики при помощи модели можно будет разобрать очень подробно с точки зрения любой парадигмы или эклектично – разобрать не только структуру деятельности, но также ее причины и детерминанты.
Использование модели перспективно в общей, медицинской, социальной и других отраслях психологической науки. Кроме того, интегрируя психологические парадигмы с помощью модели, мы объединяем их практический потенциал, а также находим новые направления перспективных исследований. Модель проста, но она включает все необходимое для моделирования общепсихологического научного знания. С помощью модели возможно построение новых теорий, которые будут востребованы психологией, и социумом в целом. Модель специально создана максимально свободной – к примеру, количество компонентов стационарного блока психики и их содержимое не задано строго, что свидетельствует о возможности нахождения многих областей пересечения научного знания, в частности, во многих теориях личности: мы лишь говорим о том, что содержимое стационарного блока относится к разнообразию постоянно присутствующего психического материала (к примеру, психическая сторона навыков индивида), активизирующегося в определенных условиях. В этой краткой статье мы ограничились рисунками, описывающими 4DPMR, хотя ее динамику лучше показать с помощью видеофайлов или программ по 3D-моделированию. Очевидно, с помощью модели можно продемонстрировать обширное научное знание, введя соответствующие обозначения, и даже объяснить с виду нелогичное поведение человека, выявив все его детерминанты, законы взаимосвязи психики, поведения, окружения, биологических, физических факторов. Психология к настоящему времени накопила огромный научный материал, в большинстве не систематизированный, с помощью модели мы сможем его систематизировать, а визуализация – это легкодоступность и понятность знания, возможность вводить различные обозначения в модели и таким образом моделировать все разнообразие психики.
Литература:
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.