В
статье мы рассмотрим характеристики влечения и инстанции личности по
З. Фрейду в контексте 4DPMR
(общее описание модели предоставлено в данном выпуске журнала в
соответствующей статье), а также наглядно смоделируем различие между
примитивными защитными механизмами и защитными механизмами высшего
порядка на примере примитивной изоляции и вытеснения. Для начала
определимся с понятиями сознания и бессознательного. Под сознанием мы
будем понимать вербализованную, подотчетную субъекту часть психики,
связанную со знанием [2, с. 668;
4, с. 20].
То, что нами осознано, мы знаем, понимаем, можем выразить с помощью
языка, описать. Однако в любой момент времени мы не можем осознавать
весь психический мир – сознание человека ограничено вниманием.
Следовательно, сознание – это тот психический материал, на
который обращено внимание сейчас, а также когда бы то ни было
осознанный материал, и ныне не противящийся осознанию.
Бессознательное – это та часть психики, на которую никогда не
было обращено внимание, а также в прошлом осознанный, но теперь
противящийся осознанию материал (Рисунок 1). По З. Фрейду, «латентное
бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном,
но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным»
[5, с. 427], следовательно, предсознание корректнее отнести к
бессознательному, однако его можно отнести и к осознанной когда бы то
ни было, но не в данный момент, части психики. Следует отметить, что
сам З. Фрейд не уделял специального внимания определению сознания [1,
с. 28].
Рисунок 1 – Сознание и бессознательное
Теперь мы рассмотрим характеристики влечения (источник, цель, импульс, объект) и инстанции личности (Ид, Эго, Супер-Эго) по З. Фрейду в контексте динамической модели психики. Мы это сделаем при помощи двух потребностно-целевых матриц (первая связана с приемом пищи, вторая – с потребностью развлечься на вечеринке). На рисунке 2 обозначено: 1 – объект, удовлетворяющий влечение и находящийся в окружающем мире (к примеру, яблоко), 2 – отражение объекта в психике, 3 – деятельность по направлению к объекту, направленная на достижение цели (съесть яблоко), 4 – первая потребностно-целевая матрица, 5 – источник влечения (физиологически выступает как нужда организма в пище, психологически переживается как желание, инициирующее в контексте модели потребностно-целевую матрицу), 6 – достижение цели (утоление голода), связанное с получением удовольствия, 7 – импульс, то есть энергия, необходимая для удовлетворения влечения (переживается психологически и определяет всю деятельность), 8 – влияние инстанции Ид (соответствует неосознаваемым потребностям, схемам поведения и другим психическим составляющим, в нашем примере это неосознанное стремление найти полового партнера), 9 – оболочка модели, обозначающая организм и организменную деятельность, 10 – влияние различных знаний, планов и других психологических составляющих (стационарный блок психики), определяющих Эго и его принцип реальности, 11 – вторая потребностно-целевая матрица (потребность сходить на вечеринку повеселиться), 12 – Эго, то есть осознаваемая психическая деятельность в данный момент времени (связана в контексте модели с психическими процессами – к примеру, с восприятием, памятью, – и содержимым компонентов стационарного блока психики – к примеру, с опытом), 13 – влияние Супер-Эго (нормы, ценности, убеждения и прочие психические составляющие, определяющие совесть, самонаблюдение, идеалы, и находящиеся в контексте модели в соответствующих компонентах стационарного блока психики), 14 – компоненты стационарного блока психики, 15 – направление роста модели. Очевидно, что «работа» влечений и инстанций личности идет параллельно во временном отношении, мы разделили их во времени для удобства описания, хотя эти две «работы» можно без труда смоделировать параллельно во временном отношении, причем во взаимосвязи.
Р
исунок
2 – Характеристики влечения и инстанции личности по З. Фрейду в
контексте динамической модели психики
В целом, с помощью динамической модели психики можно продемонстрировать ошибочные действия и их психические механизмы (к примеру, борьбу потребностей), «работу» сновидений, сублимации и психологических защит.
С
огласно
психоаналитическому подходу, ключевую роль в развитии человека играют
семейные отношения, и в процессе развития происходит формирование
защитных механизмов, определяющих уровень организации личности [6, с.
34]. Наглядно смоделируем различие между примитивными защитными
механизмами (отрицание, примитивная идеализация и обесценивание,
всемогущественный контроль и др.) и защитными механизмами высшего
порядка (вытеснение, морализация, аннулирование, смещение и др.) на
примере примитивной изоляции и вытеснения (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Модель примитивной изоляции (А) и вытеснения (Б)
На рисунке 3 обозначено: 1 – поведение индивида, подчиненное изоляции, 2 – компонент стационарного блока психики, участвующий в изоляции, 3 – психическая деятельность, не затронутая изоляцией, к примеру, неосознаваемые ощущения, 4 – Эго, поглощенное изоляцией, 5 – компонент стационарного блока психики, не затронутый изоляцией, 6 – направление роста модели, 7 – поведение индивида с вытеснением, 8 – вытесненное содержимое стационарного блока психики, 9 – вытеснение из Эго травмирующего психического материала, 10 – Эго, 11 – доступный осознанию психический материал. Серым цветом на рисунке обозначено части модели, подверженные влиянию защит, то есть мы видим, насколько сильно индивид с примитивными защитами находится в их власти. Индивид, находясь под давлением примитивной изоляции, отстраняется от окружающего мира, погружается во внутренний мир, изменяется вся структура личности и ее поведение, однако этот крайний шизойдный интровертивный тип хоть и убегает от реальности, но не искажает ее [3]. Можно отметить, что «на здоровом конце шизоидной оси мы находим людей, выдающихся своей креативностью: художников, писателей, ученых-теоретиков, философов, религиозных мистиков и других высокоталантливых созерцателей жизни, чье свойство находиться в стороне от стереотипов дает им способности к уникальному неординарному видению» [3]. Вытеснение же может затрагивать незначительную часть личности, что в свете взглядов З. Фрейда (а именно: «вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги») может означать даже благополучный прогноз [3]. Таким образом, «примитивные защиты действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, сплавляя между собой когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, в то время как более развитые защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного — мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации» [3]. Специфика же психологических защит определяет отнесение индивида к невротическому, пограничному и психотическому уровню функционирования личности [6, с. 35]. К слову, мы можем подобным образом смоделировать все психологические защиты и не на таком сугубо демонстрационном уровне, но и на более подробном. Также интересны для моделирования основы не только классического психоанализа, но психологии объектных отношений, психологии самости, сэлф-психологии и эго-психологии. Причем в эго-психологии патология объясняется слабым, недифференцированным Эго, что отсылает нас к обозначению К. Левиным различий в дифференциации психического материала. Еще раз касаясь вопроса гомогенизации области исследования, являющейся отличием галилеевского способа мышления в науке, можно сказать, что динамическая модель психики может быть использована для описания психики как взрослого, так и ребенка, как психически здорового, так и нездорового индивида, как человека, так и животного. Для примера возьмем степени дифференциации психического материала. По К. Левину, она имеет разное значение у разных индивидов. Сопоставляя это с динамической моделью психики, получаем Рисунок 4 (А – модель личности, Б – динамическая модель психики), основа которого взята из книги Х. Хекхаузена [7, с. 231]. Мы видим, что дифференцированность областей модели личности можно выразить такой же дифференцированностью компонентов стационарного блока психики. Разумеется, пример нагляден, так как на самом деле дифференциация намного сложнее и захватывает все области личности.
Р
исунок
4 – Различные уровни дифференциации психического материала
С помощью модели мы можем смоделировать научное знание любой психологической парадигмы.
Литература:
Вайнштейн, Л.А. Общая психология : учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск : Соврем. шк., 2009. – 512 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : АСТ, 2008. – 668 с.
Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс // Электронная библиотека «Куб» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.koob.ru/mc_williams_nancy/mc_williams_pshchoanalitic_diagnostic. – Дата доступа : 17.09.2012
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.
Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – Мн. : Беларусь, 1991. – 606 с.
Фролова, Ю.Г. Медицинская психология : учеб. пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск : Выш. шк., 2009. – 383 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2003. – 859 с.