Реализация государственного образовательного стандарта третьего поколения в системе российского образования высшей школы привела к изменениям к новым требованиям профессиональной подготовки выпускников вузов. Где компетентностно-ориентированный подход в обучении студентов высших учебных заведений является основополагающим, а результатом усвоения основной образовательной программы выступает овладение выпускником группой определенных компетенций. Следовательно, происходит переориентация оценки результата освоения основных образовательных программ бакалавриата с понятий «знания, умения, способности» на понятия «компетенции, компетентность», так как процесс организации научно-педагогической деятельности направлен на формирование и развитие не только профессиональных, но и общекультурных компетенций у выпускников высшей школы.
По мнению многих ученых-исследователей понятие «компетенция» [1,2], следует понимать ни как специфические предметные знания, умения, навыки, а конкретные компетенции выпускника, дополненные его личностными качествами. Так, Дж. Равен [5], определяет компетентность, как поведение в нестандартных ситуациях, успешное решение не совсем определенных задач с применением полученных теоретических знаний. Нам близка позиция Л.М. Митиной, в отношении определения понятия компетентность применительно к овладению студентами общекультурными компетенциями, под которыми она понимает «совокупность знаний, умений, навыков, а также способов выполнения деятельности» [4, с.46].
Отметим, что компетенции предполагают овладение студентами комплексной процедурой применения усвоенных знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. Ключевая часть компетенций проходит через все образовательные области и призвана объединить их в единое целое содержание. В ней реализуются все компоненты общепредметного содержания образования: общекультурные знания об изучаемых явлениях общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные вопросы деятельности и т.п. [3]. Существующие в педагогике классификации различных видов компетенций разнообразны, мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского [7]. Предложенная им классификация компетенций включает и общекультурные, отражающие метапредметный уровень содержания образования, по мнению автора формирование общекультурной компетенции осуществляется в рамках каждой дисциплины или курса, реализующего содержание основной образовательной программы подготовки специалистов. В трудах отечественных психологов, культура понимается как спрессованный опыт тысячелетий, включающий в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.
В содержание подготовки бакалавров педагогического образования по овладению ими общекультурными компетенциями, как основы формирования культурологических знаний студентов в области безопасности жизнедеятельности предложена следующая группа общекультурных компетенций:
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения;
способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
способность логически верно устную и письменную речь;
готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества [6].
В связи с этим под общекультурной компетентностью бакалавров безопасности жизнедеятельности мы понимаем получение и развитие комплекса знаний в области общечеловеческой культуры, духовно-нравственных отношений, освоение культурного пространства и умения применить полученные культурологические знания в системе отношений «человек-общество-культура». Следует отметить, что содержание реализуемых курсов и дисциплин профессиональной подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности в той или иной степени способствуют освоению общекультурного опыта студентами. В связи с этим нами был разработан и внедрен в образовательную практику подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности курс «Защита и сохранение культурного наследия». В процессе изучения, которого бакалавры безопасности жизнедеятельности овладевают группой общекультурных компетенций, рекомендованных государственным образовательным стандартом. Ниже приведено краткое содержание курса «Защита и населения культурного наследия».
Темы данного курса отражают содержание историко-культурологического анализа особенностей взаимоотношений природы, культурного наследия и общества в Петербурге, России и за рубежом. В процессе изучения дисциплины рассматриваются вопросы современных проблем защиты и сохранения культурного наследия, охраны природы, что способствует восприятию и пониманию сущности проблемы взаимодействия «человек ↔ культура ↔ общество ↔ природа».
Таким образом, изучение педагогической и методической литературы позволило составить подробную характеристику компонентов общекультурных компетенций, разработать методические основы их овладения и применения в процессе подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что при реализации государственного образовательного стандарта и организации образовательного процесса по подготовке бакалавров безопасности жизнедеятельности мы получаем следующие результаты освоения данного курса, где студенты:
знают: основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы бытия; основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе; основы современных технологий способа, обработки и предоставления информации;
умеют: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать различные формы устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности. Учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения и воспитания и социализации; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; использовать современные информационно-коммуникационные технологии;
владеют: навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; основными методами математической обработки информации; базовыми программными методами защиты информации.
Таким образом, формирование и развитие общекультурных компетенций в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия», позволяет у бакалавров безопасности жизнедеятельности повысить уровень культуры личности студентов, выполняя функции социально-культурного просвещения. Также способствует приобретению знаний о культуре, культурном наследии своего города, региона, страны и мира и защите и сохранении культурных ценностей, тем самым, способствуя развитию интереса к изучению естественнонаучных дисциплин, пониманию сохранения и ответственности культурного наследия, а также развитие у них профессионального интереса к педагогическому образованию в области безопасности жизнедеятельности.
Литература:
Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995. – 197 с.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 508с
Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? // Вопросы Интернет образования. http// vio.fio.ru
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Флинта, 1998. – 200 с.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. – 396 с.
ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. [электронный ресурс]. Режим доступа – www. edu.ru.
Хуторской А.В. Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" [электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm