Одной из важных и актуальных проблем современной психологии остается проблема личностного роста. Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по данной проблеме, показывает неоднозначность и многообразие подходов к ее рассмотрению.
Впервые феномен личностного роста был сформулирован в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу. Внутренняя природа личности человека раскрывается через самоактуализацию – «активной воли к здоровью, импульс к росту – или актуализации человеческого потенциала», - Маслоу (1967). В данном контексте самоактуализация – биологически обусловлена, обеспечивается «ростом изнутри», и важно, чтобы социальные условия общества не мешали этому росту. Если личность созревает в благоприятном окружении, на основе активных усилий со стороны человека в направлении реализации своей природы, креативные силы проявляются ярче [12, с.248].
Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему – то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа – это основные характерные черты самоактуализирующихся людей [11, с.406]:
Лучшее восприятие реальности;
Лучшее принятие себя, других, окружающего мира;
Увеличение спонтанности поведения;
Способность концентрироваться на проблеме;
Эмоциональная независимость;
Богатая внутренняя жизнь;
Автономия и способность противостоять социальному натиску;
Зрелость чувств;
Опыт трансперсональных переживаний;
Лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише);
Улучшение межчеловеческих взаимоотношений;
Демократические признаки в собственном характере;
Усиление креативности;
Более объективная система оценок [1, с.406].
Представление личностного роста К.Роджерса различает актуализацию и самоактуализацию, показывая избирательность первой. «Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я», а именно в этом суть актуализации» [3, с.39 - 40].«Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма» (Rogers, 1961, р. 35). Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма, - один из главных постулатов Роджерса [11, с.373].
Таким образом, личность самоактуализующаяся – индивид, вышедший на уровень самоактуализации. Человек оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков, таких как зависть, злоба, цинизм и т.д.; не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму. Он отличается высокой самооценкой, принимает других, природу, независим, лишен условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора [7, с.248].
Понятие «самоактуализации» по К.Гольдштейну (1939) представляет собой основной мотив. «То, что выглядит как различные драйвы – голод, секс, власть, достижения, любопытство, - лишь проявление главной силы жизни – самоактуализации. Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, они актуализируются, обретая ее. Удовлетворение любой отдельной потребности выходит на авансцену тогда, когда это является предпосылкой для самореализации всего организма. Само – актуализация – творческая тенденция человеческой природы. Она – основа развития и совершенствования организма» [12, с.228].
Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что существующие подходы к личностному росту различаются не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит предметом и целью исследования и психологического управления. В частности, в структуре процессов личностного роста выделяют:
психологические параметры общения, способствующего личностному росту (Роджерс К.; Сатир В.);
эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности, особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.);
процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие личностные изменения (Рудестам К.);
пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.);
структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.) [6].
Своеобразие проблемы
личностного роста отражено в трудах Альфреда Адлера (1870 –
1937), определяя структуру самосогласующейся и единой личности через
преодоление чувства неполноценности, или «комплекса
неполноценности»
к позитивному развитию и личностному
росту. Для развития личностного роста человека и преодолении
«комплекса неполноценности» необходимо:
понять специфический стиль жизни человека;
помочь человеку понять себя;
усилить социальный интерес [8, с.144].
С точки зрения Р.Ассаджиоли личностный рост будет сопровождаться кризисами духовного развития:
Кризис, предшествующий духовному пробуждению;
Кризис, вызванный духовным пробуждением;
Реакцию, следующую за духовным пробуждением;
Фазы процесса преобразования [9, с.452].
Внутренняя работа, направленная на трансформацию себя, откроет новые горизонты в личностном росте человека. Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.
В трудах зарубежных психологов Э. Берна, Дж. Бьюдженталя, М. Джеймса и Д. Джонгварда, Л. Камерон-Бэндлера, Д. Гордона и М. Лебо, Г. Лейщ, Дж. Рейнуотера, Ф. Перлза, К. Рудестама, В. Франкпа, И. Ялома и др. также отмечена проблема «личностного роста».
Несмотря на то, что сам термин «личностный рост» не использовался известными психологами, чьи работы определяли пути становления отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), тем не менее, каждый из них в большей или меньшей степени затрагивал данную проблематику. Большинство авторов термину «личностный рост» предпочитает термины «самоактуализация» (Е.В. Андриенко, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Горячева, И.И. Осадчева и др.), «самореализация» (ЛАКоростылева, Д.А.Леонтьев, Р.К.Мамеркулова, О.Ш. Тустовит и др.), «самосовершенствование» (Н.М. Гаджиева, Л.Ш. Гримак, Ю.М. Орлов), «саморазвитие» (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров и др.), «самоосуществление» (А.Г. Асмолов), «работа личности» (М.Ш. Магомед-Эминов), которые, как правило, используются в их работах как синонимы.
Отечественная психотехническая практика представлена работами Н.Р. Битановой, В.Ю. Большакова, Ф.Е. Василюка, И.В. Вачкова, Н.М. Гаджиевой, О.В. Немфинского, А.С. Пругченкова, О.К. Романенко, С.С. Харина, Г.А. Цукерман, Б.М. Мастерова и мн. др. [4].
В работе Ф.Е.Василюка предлагается
оригинальная типология кризисных ситуаций. Автор справедливо
отмечает, что внешние обстоятельства, сами по себе, прямо и
однозначно не определяют того, какие последствия они будут иметь в
жизни человека. Одна и та же ситуация для одного человека может
обернуться глубоким
и непреодолимым кризисом, тогда как для
другого – всего лишь частным конфликтом или даже –
вызывающей неудобство фрустрацией [9, с.433].
«Актуальная потребность в
саморазвитии, стремление
к самосовершенствованию и самореализации
представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем
личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кроме
всего прочего, саморазвитие есть источник долголетия человека»,
- пишет А.А.Реан [5, с.294 - 295].
«Рост – это процесс количественных изменений в ходе самосовершенствования той или иной психической функции. Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост», - уточняет Д.Б.Эльконин (1989) [10, с.11].
Как отмечают
С.Л.Братченко, М.Р.Миронова смысл личностного роста - это
«освобождение, обретение себя и своего жизненного пути,
самоактуализация
и развитие всех основных личностных атрибутов.
Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если
интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью»
[2, с.38 - 46].
Интраперсональными критериями личностного роста являются:
принятие себя;
открытость внутреннему опыту переживаний;
понимание себя;
ответственная свобода;
целостность;
динамичность.
Интерперсональными критериями личностного роста являются:
принятие других;
понимание других;
социализированность;
творческая адаптивность.
Согласованность вышеперечисленных критериев реализуют личностный рост.
Слагаемые личностного роста: самопознание, саморазвитие, самосовершенствование и самореализация.
Литература:
Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – С.406
Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии / Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. - С.38 – 46
Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 – х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – С.39 – 40
Кузовкин В.В.Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса: диссертация …кандидата психологических наук: 19.00.01 Москва, 2003. 239С.
Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2 –е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С.294 - 295
Личностный рост военнослужащих в терапевтической группе | материал из курсовой работы - военная кафедра [Электронный ресурс] http://referat.mirslovarei.com/voennaja-kafedra/9751-lichnostnyj-rost-voennosluzhashhix-v-gruppe.html
Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общ.ред. В.Б.Шапаря. – Изд. 2 –е - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – С.248
Психология личности / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов н /Д: Феникс, 2009. – С.144
Психология личности /под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, В.В.Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – С.433 – 452
Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А.Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2007. – С.11
Фрейджер, Р., Фейдмен, Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдмен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. – С.373 – 406
Холл, Кэлвин С., Линдсей, Гарднер. Теории личности / Пер.с англ. И.Б.Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – С.228, С.248