В статье рассматривается, как аутотренинг влияет на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС в виде краткого обзора экспериментального исследования.
Ключевые слова: аутотренинг, психоэмоциональное состояние, сотрудники МЧС, эксперимент.
Психоэмоциональное состояние — это особая форма психического состояние, проявляющееся в реагировании на действительность, необходимое человеку, так как оно регулирует его самочувствие и функциональное состояние.
Лица, несущие службу в рядах МЧС должны обладать специализированными навыками, которые позволяют им выполнять свои обязанности по спасению людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Важное внимание для сотрудников МЧС необходимо уделить эмоциональной сфере, которая должна соответствовать ряду требований, в противном случае сотрудники МЧС в экстремальной ситуации не смогут эффективно выполнять профессиональные обязанности, что может обернуться риском для жизни, как для самого сотрудника МЧС, так и для других граждан.
Эмоциональная сфера личности характеризуется положительными или отрицательными переживаниями и требует от сотрудника МЧС «эмоциональной» разумности, «эмоционального» самосовершенствования как средства достижения успешной самореализации личности, открытия и проявления собственного потенциала. Понимание эмоциональной сферы — это путь к профессии эрготической системы «человек-человек», к которой и относятся сотрудники МЧС.
Аутотренинг — это средство психологической саморегуляции состояний, основанный на использовании приёмов самовнушения, элементов восточных техник и погружения в релаксационное состояние.
Аутотренинг является одним из методов психотерапии, которое может оказать благотворное влияние на эмоциональное выгорание сотрудников МЧС.
В настоящее время на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС уделяется особое внимание с целью улучшения их профессиональной деятельности и самочувствия в целом.
Таким образом, рассмотрение психоэмоционального состояния сотрудников МЧС, пребывающих в экстремальных условиях, остается актуальной, поскольку эмоции тесно связаны с психологическим благополучием человека. А влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС требует дополнительного исследования.
Гипотеза: проведениеаутотренинга корректирует психоэмоциональное состояние, а именно повышает показатели самочувствия, активности, настроения, эмоционального тонуса.
Цель: исследование влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудника МЧС
Задачи:
- Провести психологический анализ психоэмоционального состояния сотрудников МЧС.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС.
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС.
- Провести первичную диагностику эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
- После проведения аутотренинга провести вторичную диагностику эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
- Выявить влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС.
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных — оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).
Методики:
- Тест Самочувствие, активность, настроение, В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников [1];
- Методика оценки психической активации, эмоционального тонуса, Н. А. Курганский, Т. А. Немчин [2];
- Методика Актуальное состояние, Л. В. Куликов [3].
Выборка исследования: 30 сотрудников МЧС, из них 10 сотрудников в экспериментальной группе и 20 — в контрольной.
Основные результаты экспериментального исследования:
Для выявления влияния аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС было проведено исследование по квазиэкспериментальному плану с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценкидостоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по входной и выходной диагностике контрольной и экспериментальнойгрупп. Данные расчёты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность влияния аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС
Методики |
Тест САН |
Активность, эмоциональный тонус |
Актуальное состояние |
Тест САН |
Активность, эмоциональный тонус |
Актуальное состояние |
Дельта показателей |
|||||||||||||||
Экспериментальная группа |
||||||||||||||||||||||
Шкалы |
С до |
А до |
Н до |
А до |
ЭТ до |
А до |
ЭТ до |
аутотренинг |
С после |
А после |
Н после |
А после |
ЭТ после |
А после |
ЭТ после |
С |
А |
Н |
А |
ЭТ |
А |
ЭТ |
Ср. арифм. |
3,82 |
3,18 |
5,38 |
16,90 |
11,20 |
34,60 |
49,40 |
4,92 |
3,98 |
5,52 |
13 |
9,5 |
38,2 |
51,7 |
1,10 |
0,80 |
0,14 |
-3,90 |
-1,70 |
3,60 |
2,30 |
|
Ср. кв. откл. |
1,53 |
1,38 |
1,16 |
3,51 |
3,19 |
12,80 |
11,67 |
1,28 |
1,37 |
1,17 |
3,83 |
2,95 |
12,79 |
11,63 |
-0,26 |
-0,01 |
0,00 |
0,32 |
-0,24 |
-0,01 |
-0,04 |
|
Контрольная группа |
||||||||||||||||||||||
Шкалы |
С до |
А до |
Н до |
А до |
ЭТ до |
А до |
ЭТ до |
С после |
А после |
Н после |
А после |
ЭТ после |
А после |
ЭТ после |
С |
А |
Н |
А |
ЭТ |
А |
ЭТ |
|
Ср. арифм. |
4,02 |
3,95 |
4,40 |
10,80 |
10,70 |
33,30 |
34,95 |
4,28 |
4,13 |
4,69 |
9,2 |
9,2 |
35,2 |
37,2 |
0,26 |
0,19 |
0,29 |
-1,65 |
-1,50 |
1,90 |
2,20 |
|
Ср. кв. откл. |
1,01 |
1,05 |
1,07 |
2,98 |
2,08 |
10,22 |
13,01 |
1,28 |
0,95 |
1,09 |
2,28 |
2,44 |
11,29 |
13,33 |
-0,76 |
-0,30 |
-0,43 |
-2,52 |
-1,76 |
-2,38 |
-1,61 |
|
t-критерий Стьюдента |
2,65 |
7,30 |
-1,60 |
-7,82 |
-0,36 |
3,03 |
0,21 |
|||||||||||||||
р — уровень значимости |
0,05 |
0,001 |
- |
0,001 |
- |
0,01 |
- |
|||||||||||||||
Согласно таблице можно сделать вывод, что использование математического метода обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях психоэмоционального состояния между экспериментальной и контрольной группами, а именно в показателях самочувствия и активности.
Полученное по методике «Тест САН» значение самочувствия t эмп. = 2,65 больше t крит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05), значение активности t эмп. = 7,30 больше t крит. = 3,67 (при уровне значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Оценка психической активации, эмоционального тонуса» (Н. А. Курганский, Т. А. Немчин) значение активности t эмп. = -7,82 больше t крит. = 3,67 (при уровне значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Актуальное состояние» (Л. В. Куликов) значение активности t эмп. = 3,03 больше t крит. = 2,76 (при уровне значимости p ≤ 0,01).
Полученные данные свидетельствую о том, что аутотренинг повлиял на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС, а именно повысил показатели самочувствия и активности. Полученное явление обосновывается тем, что во время аутотренинга сотрудникам важно не находиться в состоянии неясного сознания и бреда. Не рекомендуется также проводить аутотренинг во время острых самотических приступов и вегетативных кризисов. В таком случае при аутотренинге невозможно снять эмоциональную напряжённость и тревожность.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о частичном подтверждении гипотезы о том, проведениеаутотренинга корректирует психоэмоциональное состояние, а именно повышает показатели самочувствия, активности, настроения, эмоционального тонуса. При этом аутотренинг не оказал влияния на повышение настроения и эмоционального тонуса.
Литература:
- Самочувствие-активность-настроение // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/psystate/san.html (дата обращения: 04.10.2022). — Текст: электронный
- Оценка психической активации, эмоционального тонуса // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/psystate/sanspa.html (дата обращения: 04.10.2022). — Текст: электронный
- Определение актуального состояния // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/psystate/ac.html (дата обращения: 04.10.2022). — Текст: электронный