Влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Дворцова, Е. В. Влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС / Е. В. Дворцова, Ж. М. Талыбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/450/97750/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается, как аутотренинг влияет на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Ключевые слова: аутотренинг, психоэмоциональное состояние, сотрудники МЧС, эксперимент.

Психоэмоциональное состояние — это особая форма психического состояние, проявляющееся в реагировании на действительность, необходимое человеку, так как оно регулирует его самочувствие и функциональное состояние.

Лица, несущие службу в рядах МЧС должны обладать специализированными навыками, которые позволяют им выполнять свои обязанности по спасению людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Важное внимание для сотрудников МЧС необходимо уделить эмоциональной сфере, которая должна соответствовать ряду требований, в противном случае сотрудники МЧС в экстремальной ситуации не смогут эффективно выполнять профессиональные обязанности, что может обернуться риском для жизни, как для самого сотрудника МЧС, так и для других граждан.

Эмоциональная сфера личности характеризуется положительными или отрицательными переживаниями и требует от сотрудника МЧС «эмоциональной» разумности, «эмоционального» самосовершенствования как средства достижения успешной самореализации личности, открытия и проявления собственного потенциала. Понимание эмоциональной сферы — это путь к профессии эрготической системы «человек-человек», к которой и относятся сотрудники МЧС.

Аутотренинг — это средство психологической саморегуляции состояний, основанный на использовании приёмов самовнушения, элементов восточных техник и погружения в релаксационное состояние.

Аутотренинг является одним из методов психотерапии, которое может оказать благотворное влияние на эмоциональное выгорание сотрудников МЧС.

В настоящее время на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС уделяется особое внимание с целью улучшения их профессиональной деятельности и самочувствия в целом.

Таким образом, рассмотрение психоэмоционального состояния сотрудников МЧС, пребывающих в экстремальных условиях, остается актуальной, поскольку эмоции тесно связаны с психологическим благополучием человека. А влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС требует дополнительного исследования.

Гипотеза: проведениеаутотренинга корректирует психоэмоциональное состояние, а именно повышает показатели самочувствия, активности, настроения, эмоционального тонуса.

Цель: исследование влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудника МЧС

Задачи:

  1. Провести психологический анализ психоэмоционального состояния сотрудников МЧС.
  2. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС.
  3. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  4. Разработать эксперимент по исследованию влияния аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС.
  5. Провести первичную диагностику эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
  6. После проведения аутотренинга провести вторичную диагностику эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
  7. Выявить влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных — оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. Тест Самочувствие, активность, настроение, В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников [1];
  2. Методика оценки психической активации, эмоционального тонуса, Н. А. Курганский, Т. А. Немчин [2];
  3. Методика Актуальное состояние, Л. В. Куликов [3].

Выборка исследования: 30 сотрудников МЧС, из них 10 сотрудников в экспериментальной группе и 20 — в контрольной.

Основные результаты экспериментального исследования:

Для выявления влияния аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС было проведено исследование по квазиэкспериментальному плану с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценкидостоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по входной и выходной диагностике контрольной и экспериментальнойгрупп. Данные расчёты представлены в таблице 1.


Таблица 1

Эффективность влияния аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС

Методики

Тест САН

Активность, эмоциональный тонус

Актуальное состояние

Тест САН

Активность, эмоциональный тонус

Актуальное состояние

Дельта показателей

Экспериментальная группа

Шкалы

С до

А до

Н до

А до

ЭТ до

А до

ЭТ до

аутотренинг

С после

А после

Н после

А после

ЭТ после

А после

ЭТ после

 С

 А

 Н

 А

 ЭТ

 А

 ЭТ

Ср. арифм.

3,82

3,18

5,38

16,90

11,20

34,60

49,40

4,92

3,98

5,52

13

9,5

38,2

51,7

1,10

0,80

0,14

-3,90

-1,70

3,60

2,30

Ср. кв. откл.

1,53

1,38

1,16

3,51

3,19

12,80

11,67

1,28

1,37

1,17

3,83

2,95

12,79

11,63

-0,26

-0,01

0,00

0,32

-0,24

-0,01

-0,04

Контрольная группа

Шкалы

С до

А до

Н до

А до

ЭТ до

А до

ЭТ до

С после

А после

Н после

А после

ЭТ после

А после

ЭТ после

 С

 А

 Н

 А

 ЭТ

 А

 ЭТ

Ср. арифм.

4,02

3,95

4,40

10,80

10,70

33,30

34,95

4,28

4,13

4,69

9,2

9,2

35,2

37,2

0,26

0,19

0,29

-1,65

-1,50

1,90

2,20

Ср. кв. откл.

1,01

1,05

1,07

2,98

2,08

10,22

13,01

1,28

0,95

1,09

2,28

2,44

11,29

13,33

-0,76

-0,30

-0,43

-2,52

-1,76

-2,38

-1,61

t-критерий Стьюдента

2,65

7,30

-1,60

-7,82

-0,36

3,03

0,21

р — уровень значимости

0,05

0,001

-

0,001

-

0,01

-


Согласно таблице можно сделать вывод, что использование математического метода обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях психоэмоционального состояния между экспериментальной и контрольной группами, а именно в показателях самочувствия и активности.

Полученное по методике «Тест САН» значение самочувствия t эмп. = 2,65 больше t крит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05), значение активности t эмп. = 7,30 больше t крит. = 3,67 (при уровне значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Оценка психической активации, эмоционального тонуса» (Н. А. Курганский, Т. А. Немчин) значение активности t эмп. = -7,82 больше t крит. = 3,67 (при уровне значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Актуальное состояние» (Л. В. Куликов) значение активности t эмп. = 3,03 больше t крит. = 2,76 (при уровне значимости p ≤ 0,01).

Полученные данные свидетельствую о том, что аутотренинг повлиял на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС, а именно повысил показатели самочувствия и активности. Полученное явление обосновывается тем, что во время аутотренинга сотрудникам важно не находиться в состоянии неясного сознания и бреда. Не рекомендуется также проводить аутотренинг во время острых самотических приступов и вегетативных кризисов. В таком случае при аутотренинге невозможно снять эмоциональную напряжённость и тревожность.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о частичном подтверждении гипотезы о том, проведениеаутотренинга корректирует психоэмоциональное состояние, а именно повышает показатели самочувствия, активности, настроения, эмоционального тонуса. При этом аутотренинг не оказал влияния на повышение настроения и эмоционального тонуса.

Литература:

  1. Самочувствие-активность-настроение // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/psystate/san.html (дата обращения: 04.10.2022). — Текст: электронный
  2. Оценка психической активации, эмоционального тонуса // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/psystate/sanspa.html (дата обращения: 04.10.2022). — Текст: электронный
  3. Определение актуального состояния // Психологические тесты онлайн URL: https://psytests.org/psystate/ac.html (дата обращения: 04.10.2022). — Текст: электронный
Основные термины (генерируются автоматически): психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС, эмоциональный тонус, сотрудник МЧС, влияние аутотренинга, психоэмоциональное состояние, уровень значимости, показатель самочувствия, актуальное состояние, значение активности, эмоциональное выгорание сотрудников МЧС.


Похожие статьи

Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов

В статье рассматривается, как музыкотерапия влияет на показатели агрессивности у студентов-психологов в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Похожие статьи

Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов

В статье рассматривается, как музыкотерапия влияет на показатели агрессивности у студентов-психологов в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Задать вопрос