В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами представлена программа «Профессионально-речевая культура руководителя образовательной организации», которая предусматривает освоение слушателями следующий модулей: первый теоретический модуль «Основы профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации», второй практический модуль «Совершенствование профессионально-речевой культуры посредством интерактивных технологий». Особое внимание уделено обоснованию целесообразности и возможностей использования разнообразных интерактивных технологий для реализации работы в этом направлении.
Ключевые слова: интерактивная технология, коммуникация, профессионально-речевая культура, руководитель, образовательная организация.
Согласно многолетнему опыту, уровень профессионализма руководителей образовательной организации зависит не только от их теоретической и практической подготовленности, но и от уровня сформированности у него профессионально-речевой культуры, которая отражает освоенный специалистом комплекс профессионально-речевых знаний, умений и навыков и обуславливает повседневно проявляемый высокий уровень личностно-делового общения [1; 3–4; 7].
На современно этапе профессионально-речевая культура представляет собой результат и отражение общей культуры личности и профессионально-педагогической культуры руководителей образовательных организаций, а также является показателем педагогического мастерства и проявляется в разнообразных коммуникативных видах его деятельности (в их числе — деловая беседа; деловая переписка; деловое совещание; онлайн-совещания; переговоры в рамках электронной среды; переговоры; работа с деловой корреспонденцией; телефонная беседа и пр.), При этом профессионально-речевая культура связана с содержательной стороной речи, (насыщенность речи информацией, логичность, точность, понятность её собеседнику, уместность), связана с формой высказывания (правильность и чистота, богатство и разнообразие знаковых средств, выразительность и образность), нормативной стороной, отражая лексические, стилистические и социокультурные нормы устной и письменной правильной речи и пр. [1; 3–4; 7–8].
В современных источниках понятие «профессионально-речевая культура» представлено многогранно и многопланово:
– совокупность свойств личности, оказывающее успешное воздействие коммуникантов и позволяющее наиболее эффективно организовать образовательный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений;
– умение пользоваться языково-стилистическими средствами и приемами с учетом условий и особенностей профессионально деятельности, владение литературными нормами на всех языковых уровнях в устной и письменной формах речи;
– упорядоченная совокупность нормативных речевых средств, оптимально выражающих содержание речи и удовлетворяющих условиям и целям общения;
– специализированный пласт культуры речи, характерный для представителей различных профессий;
– уровень развития коммуникативных качеств руководителя, который позволяет эффективно и компетентно выстраивать взаимоотношения с людьми в процессе профессиональной деятельности и т. д. [1; 3–4; 8].
Сформированная профессионально-речевая культура выступает в качестве одной из составляющих делового общения руководителя и проявляется в демонстрации словарного запаса и словарного состава, способности дать грамотный совет, не подрывая имидж другого руководителя и сотрудников, владении терминологией определенной профессиональной области, умениях конструктивно общаться и взаимодействовать по вопросам профессиональной деятельности, в том числе и с людьми, некомпетентными в данной области, организовать профессиональный диалог и управлять им, отвечать на поставленные вопросы, четко и ясно излагая мысли, презентовать свою образовательную организацию и особенности её деятельности, публично выступать на профессиональную тему, владении различными видами коммуникации, позволяющими уметь грамотно вести беседу или переговоры, чувствовать себя уверенно в профессиональной сфере общения, умении выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства, владении речевым этикетом и правилами коммуникативного кодекса, системой аргументации и правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы, способности правильно и грамотно составлять любую деловую документацию, вести деловую переписку и пр. И тем самым позволять успешно выполнять профессиональные функции: осуществлять продуктивное общение, положительно воздействовать на педагогический коллектив и выстраивать рационально организацию их трудовой деятельности, создавать систему стимулов и мотивов в профессиональном поведении участников образовательных отношений, создавать положительный образ организации и пр. [1; 3–4; 8].
В процессе формирования профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации целесообразно использовать интерактивные технологии, в процессе использования которых знания не даются в готовом виде, а добываются участниками образовательного процесса самостоятельно в ходе группового взаимодействия. Благодаря таким технологиям можно эффективно организовать образовательный процесс и самообразование, сочетая традиционное обучение с новыми современными технологиями и умело мотивировать к получению знаний, формировать ценностное отношение к профессиональной деятельности, вовлекать участника в моделируемую преподавателем профессиональную деятельность, а также сформировать высокий уровень коммуникативной компетенций и пр. [2–3;6; 9].
В целях повышения уровня профессионально-речевой культуры руководителей образовательных учреждений можно использовать дополнительную образовательную программу «Профессионально-речевая культура руководителя образовательной организации», которая рассчитана на 72 часа, в том числе 24 часа самостоятельной работы.
В процессе реализации программы предусмотрено освоение слушателями двух модулей. Первый модуль «Основы профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации» содержит теоретический материал по следующим тема («Основы профессионально-речевой культуры руководителя»; «Особенности проявления профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации в основных коммуникативных видах его деятельности (деловая беседа; деловое совещание; переговоры; телефонная беседа; работа с деловой корреспонденцией; электронный документооборот; онлайн-совещание); «Персональная коммуникативная эффективность руководителя», «Особенности «внутренних и внешних» коммуникаций», «Управление сложными ситуациями, манипуляциями», «Техники публичного выступления».
Второй модуль «Совершенствование профессионально-речевой культуры посредством интерактивных технологий» предполагает проведение следующих практических занятий: «Совершенствование навыков деловой беседы»; «Совершенствование навыков делового совещания»; «Совершенствование навыков телефонной беседы»; «Совершенствование навыков работы с деловой корреспонденцией»; «Совершенствование навыков в области электронного документооборота»; «Совершенствование навыков онлайн-совещания»; «Совершенствование навыков публичного выступления»
Для создания условий и возможностей для совершенствования профессионально-речевой культуры у руководителей в программу включены разнообразные мероприятия: занятие с применением образовательной технологии «Ролевая игра», имитирующее «Онлайн-совещание»; интерактивный вебинар на тему: «Управление сложными ситуациями»; мастер класс на тему: «Техники публичного выступления»; мини-лекция на тему «Особенности «внутренних и внешних» коммуникаций»; педсовет «Педагогическая конфликтология»; разработка практико-ориентированного проекта, продуктом которого будет являться программа конференции на тему: «Деловое совещание в образовательном учреждении»; семинар «Профессионально-речевая культура руководителя»; тренинг «Деловое совещание» и т. д.
В процессе реализации данной программы целесообразно создавать условия для внутренней и внешней, межличностной и дистанционной коммуникации посредством следующих технологий: «Микрофон» (руководителю предлагается взять имитированный микрофон и выступить по предложенной теме (например, «Состояние речевой культуры в современном обществе»), остальные участники в свою очередь также осуществляют коммуникацию и высказывают своё мнение относительно выступления, выдвигают свои предложения и т. д.); «Интервью» (слушателям предлагается разыграть диалог «руководитель-подчиненный», при этом каждому участнику необходимо выполнять правила ведения диалога (соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать только литературную лексику; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть своего собеседника, и чтобы оно было понятно ему; в случае необходимости уметь вежливо отказать и пр.); «Аквариум» (несколько участников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют её, а после высказывают свои замечания и предложения) и пр.
При этом работая со слушателями важно соблюдать алгоритмический цикл. Первый этап представляет собой опору на готовые решения в заданных ситуациях (на данном этапе выполняются упражнения на подстановку, имитацию и пр.). Второй — предполагает отбор языковых средств в соответствии со своим уровнем знаний, темпераментом, профессионального опыта, а также функции в процессе коммуникации (на данной этапе основные упражнения направлена на умение убедить, покритиковать, объяснить и пр.). Третий — представляет собой проявление самостоятельности, творческой активности, развитых умений профессионального общения и широкого диапазона междисциплинарных знаний для решения предлагаемых коммуникативных и учебно-профессиональных задач.
Итак, профессионально-речевая культура является основой успешной профессиональной деятельности современных руководителей образовательных организаций, важным слагаемым общей культуры личности каждого из них и показателем их профессионализма. Поэтому необходима система мер по ее формированию на всех стадиях профессионализации посредством интерактивных технологий. При этом важно в качестве ценностно-целевых ориентиров использовать следующие подходы: личностно-ориентированный, который предполагает ориентацию на образование, самообразование и развитие с учетом личностных особенностей; деятельностный подход представляет собой такую форму организации образовательного процесса, при которой все участники активно в нём участвуют, осуществляя различные виды коммуникации; полисубъектный (диалогический), при котором образовательный процесс стоится через диалог, открывая диалогические пространства для совместного конструирования нового смысла в промежутке различных точек зрения; культурологический предполагает приобщение к социокультурным нормам профессиональной и межличностной коммуникации и взаимодействия и пр.
Литература:
- Варлакова, Т. В. Культура устной и письменной речи руководителя: учебное пособие / Т. В. Варлакова; Академия управления МВД России. — Москва, 2021. — 200 с. — ISBN 978–5-907187–73–3. — Текст: непосредственный.
- Галич, Т. Н. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Т. Н. Галич. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 — С. 221–224. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87481/ (дата обращения: 14.01.2023).
- Гребенникова, В. М. Теоретико-методические основы развития в системе повышения квалификации профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ / В. М. Гребенникова. — Текст: электронный // Человеческий капитал. — 2012. — № 7 — С. 158–167. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-kommunikativnaya-kultura-menedzhera-obrazovaniya-suschnost-struktura-urovni proyavleniya/viewer. — Дата публикации: 25.04.2012.
- Гусева, Н. В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения / Н. В. Гусева. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 — Т. 2. — С. 118–131. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3707/.
- Ермекова Т. Н. Коммуникативная культура специалиста в системе образования / И. И. Зарецкая — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 1–6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1362
- Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов — Текст: электронный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Международной научной конференции г. Казань. — 2014. — № 1. — С. 286–290. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 04.12.2022).
- Кондрашова Н. В. Современные подходы к формированию культуры педагогического взаимодействия у педагога дошкольного и начального образования в условиях постиндустриального общества / Н. В. Кондрашова, Г. А. Шулугина // Гуманитарные науки и образование. — 2020. — № 2 (42). — С. 54–61.
- Мануилова А. А. Проблемы формирования культуры речевого поведения руководителя образовательного учреждения / А. А. Мануилова — Текст: электронный // Известия института педагогики и психологии образования. — URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/manuilova-aleksandra-andreevna-prob/ (дата обращения: 21.12.2021).
- Носкова, М. В. Роль интерактивных технологий в формировании коммуникативной компетенции будущих специалистов / М. В. Носкова. — Тескт: электронный // Вестник. — URL: http://do.teleclinica.ru/1866111/ (дата обращения: 04.12.2022).