Расчет показателей надежности контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения, разработка мероприятий по их повышению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Кулунчаков, И. Ю. Расчет показателей надежности контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения, разработка мероприятий по их повышению / И. Ю. Кулунчаков, Т. Ю. Бростилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99019/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассчитали основные показатели надежности контактной сети, определили допустимые значения, по результатам анализа было предложены мероприятия по снижению количества отказов на контактной сети и воздушной линии продольного электроснабжения на конкретном участке.

Ключевые слова: контактная сеть, надежность, электроснабжение, отказ, коэффициент готовности.

Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире.

Системы электроснабжения электрических железных дорог должны обеспечивать высокое качество электроэнергии и заданную степень надежности энергоснабжения тяговых и нетяговых потребителей при наиболее экономичных показателях работы [1].

Обеспечение высокой надежности электроэнергетических объектов и систем является основным требованием, предъявляемым к ним.

В ходе работы были проанализированы показатели надежности электрооборудования контактной сети (КС) и воздушной линии (ВЛ) продольного электроснабжения (ПЭ) на железнодорожном транспорте.

Объект исследования — участок Наугольная — Бужаниново — Сергиев Посад.

Участок Наугольная — Бужаниново — Сергиев Посад относится к Мытищинской дистанции электроснабжения Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД». Длина участка составляет 64,736 км (см.рис. 1). Данный участок введен в эксплуатацию 1988 году после реконструкции, реконструкция линии ВЛ АБ, ПЭ не производилась с 1956 года.

Расположение исследуемого участка

Рис. 1. Расположение исследуемого участка

Система тягового электроснабжения (ЭС) состоит из двух последовательных достаточно сложных подсистем — тяговых подстанций и контактной сети, содержащих большое количество оборудования, аппаратов, деталей, проводов и изделий, от нормального функционирования которых зависит работоспособность как подсистемы, так и системы в целом [3]. При условии соблюдения правил, технических условий и требований других нормативных документов по эксплуатации, ревизии и ремонту, не допускающих наличия элементов, износ которых выше допустимого и размеры которых вышли за пределы допустимых норм, можно сформулировать следующие понятия надежности:

— надежность тяговой подстанции — свойство обеспечивать в расчетных режимах преобразование электрической энергии и питание контактной сети с отклонениями по напряжению в пределах установленных норм;

— надежность контактной сети — свойство обеспечивать передачу электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу и нормальный токосъем при расчетных скоростях движения и любых атмосферных условиях (кроме стихийных бедствий) с минимальным износом контактных проводов и накладок токоприемника;

— надежность системы электроснабжения — суммарное понятие, включающее в себя как надежность тяговых подстанций, так и надежность контактной сети.

Рекомендуемая периодичность выполнения расчетов по [2] составляет:

для расчета фактических показателей надежности — один календарный месяц (фактические показатели рассчитываются на 16 число месяца, следующего за месяцем оценки);

для установления нормативных (допустимых) значений показателей надежности — один год (нормативные показатели на следующий год устанавливаются на 01 декабря текущего календарного года).

В качестве объектов оценки будем использовать объекты железнодорожного ЭС одного вида (нескольких видов), расположенные на заданном полигоне обследования:

— контактная сеть;

— тяговая подстанция;

— ЛЭП.

Надежность линейных устройств ЭС учитываются в составе объектов вида «тяговая подстанция». Надежность трансформаторных подстанций учитываются в составе объектов видов «тяговая подстанция» или «ЛЭП», в зависимости от их функциональной принадлежности [2].

В соответствии со спецификой функционирования объектов железнодорожного ЭС, для оценки их надежности выбрана следующая номенклатура показателей [2]:

1) интенсивность отказов (характеризует безотказность объекта);

2) среднее время до восстановления t (характеризует ремонтопригодность объекта);

3) коэффициент готовности K (комплексный показатель, характеризует сочетание безотказности и ремонтопригодности объекта).

Полученные значения показателей, применительно к системе железнодорожного ЭС исследуемого участка, позволят дать оценку эксплуатационной надежности объекта и обосновать принятые управленческие решения о текущем состоянии системы железнодорожного ЭС.

На основании результатов сравнения значений эксплуатационных (фактических) и соответствующих им нормативных показателей надежности и была получена информация о состоянии надежности объекта.

Расчет проводился для следующих исходных данных.

Интервал наблюдения: T Н = 8760 ч (1 год).

Коэффициенты ответственности [2,табл. 13]: k = 0,65; k = 0,2; k = 0,15.

Данные по количеству отказов и суммарному времени до восстановления по объектам различных видов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество отказов и суммарное время до восстановления для объектов видов 1, 2 и 3 по ЭЧ-4

Вид объекта, i

n i

T В i , ч

1 «контактная сеть»

12

18,43

2 «тяговая подстанция»

1

0,72

3 «ЛЭП»

5

9,52

Фактическое среднее время до восстановления объекта оценки (виды объектов 1, 2, 3) рассчитывается по формуле [2] с применением данных таблицы 1:

Для объектов всех видов ( i = 0) по объекту оценки фактическое среднее время до восстановления получают путем интеграции. Сначала выполняют интеграцию количества отказов с применением коэффициентов ответственности [2]:

Затем находят среднее время до восстановления:

Коррекция фактического суммарного времени неготовности выполняется в два этапа. На первом этапе определяется параметр неготовности:

На втором этапе, т. к. все рассчитанные значения φ меньше, чем b , то получаем ε 1 = ε 2 3 = ε 0 =1.

Фактическая интенсивность отказов объекта оценки:

Фактический коэффициент готовности объекта оценки:

На этом расчет фактических (эксплуатационных) показателей надежности объекта оценки завершен. Аналогично был проведен расчет допустимых и проектных показателей. Построим диаграмму допустимой, проектной и фактической интенсивности отказов (рис. 2).

График интенсивностей отказов

Рис. 2. График интенсивностей отказов

Анализируя график интенсивностей, видим, что λ доп ≥ λ пр ≥ λ ф .

Показатели эксплуатационной надежности объекта:

— поддерживаются на допустимом уровне;

— соответствуют требованиям проекта.

Однако все еще наблюдаются значительное число отключений (рис. 3), поэтому было рекомендовано заменить старотипные опоры и старые провода АС на провода СИП.

Количество отказов на исследуемом участке

Рис. 3. Количество отказов на исследуемом участке

Проведены соответствующие работы, число отключений снижено (см.рис. 3, год 2022), надежность КС и ВЛ ПЭ повышена. Рекомендовано продолжить мониторинг технического состояния объекта в штатном режиме.

Литература:

1. Алексаньян, И. М. Основы теории надёжности: Учебное пособие / И. М. Алексаньян, И. А. Нахимович; ФГБОУ ВО РГУПС. — Ростов н/Д, 2017. — 116 с. — Библиогр.: с. 116. — Текст: электронный // УМЦ ЖДТ: электронная библиотека. — URL: http://umczdt.ru/books/1214/253878/

2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 декабря 2019 г. N 2762/р «Методика расчета и нормирования показателей надежности объектов железнодорожного электроснабжения».

3. Эксплуатация и ремонт электроподвижного состава магистральных железных дорог: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Иньков, В. П. Феоктистов, Н. Г. Шабалин; под общей редакцией докт. техн. наук, проф. Ю. М. Инькова. — М.: Издательский дом МЭИ, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): контактная сеть, железнодорожное ЭС, вид, исследуемый участок, надежность, оценка, воздушная линия, железнодорожный транспорт, продольное электроснабжение, Сергиев Посад.


Похожие статьи

Системная надежность электрических сетей на базе кабелей из сшитого полиэтилена

В статье автор рассчитал режимную надежность электрической системы, в состав которой входят кабельные линии из сшитого полиэтилена (СПЭ), определил допустимые значения, по результатам анализа были предложены мероприятия по поддержанию устойчивости си...

Анализ тепловых процессов в электрических сетях

В статье рассмотрены способы, направленные на увеличение срока эксплуатации воздушных линий электропередачи на основании оценки их предельно допустимой нагрузки. Также в данной работе рассматривалась надежность анализа динамической допустимой нагрузк...

Сокращение сроков восстановления электроснабжения энергопринимающих устройств при повреждениях на воздушных линиях электропередач

При проведении аварийно-восстановительных работ соответствующей бригадой субъекта электросетевой организации возникает проблематика оперативного определения места технологического нарушения на линии электроснабжения ввиду большой ее протяженности и т...

Внедрение реклоузеров для повышения надежности электроснабжения распределительной сети 6–10 кВ в сельской местности

В данной статье рассматриваются вопросы повышения надежности воздушных распределительных сетей среднего напряжения за счет внедрения децентрализованной автоматизации на базе интеллектуальных автоматических пунктов секционирования — реклоузеров.

Анализ неразрушающих методов диагностики кабельных линий

В данной статье выполнен анализ основных методов неразрушающего контроля состояния изоляции силовых кабелей, которые наиболее часто применяются как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Будут рассмотрены основные принципы методов, а т...

Расчет коэффициентов роста динамики неисправностей на примере оборудования дожимной компрессорной станции

В статье проведен расчет коэффициентов роста динамики неисправностей на примере оборудования дожимной компрессорной станции.

Разработка модели определения уровней шума при работе центральных систем кондиционирования воздуха

В данной работе рассмотрена модель определения уровней шума при работе центрального кондиционера, определяются его шумовые характеристики, уровни снижения звуковой мощности в шумоглушителе, проводится анализ и расчет уровней снижения звуковой мощност...

Моделирование и исследование распределения температурных и скоростных полей

В представленной работе выполнено моделирование и исследование распределения температурных и скоростных полей в здании комплекса металлообработки строительных металлоконструкций, а также в технологическом оборудовании — теплогенераторах горячего возд...

Диагностирование изоляции электрических машин по характеристикам частичных разрядов

В данной работе рассмотрены основы построения изоляции электрических машин высокого напряжения, освещены теоретические основы современных методов диагностирования изоляции статорных обмоток, определена эффективность диагностирования и изложены предло...

Формирование базы правил деятельности алгоритма нечеткого вывода для диагностирования технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электрических двигателей подвижного состава

Целью настоящей статьи является создание математических моделей для комплексной оценки качества ремонта коллекторно-щеточного узла тягового электродвигателя подвижного состава в виде базы правил деятельности алгоритма нечеткого вывода. В результате в...

Похожие статьи

Системная надежность электрических сетей на базе кабелей из сшитого полиэтилена

В статье автор рассчитал режимную надежность электрической системы, в состав которой входят кабельные линии из сшитого полиэтилена (СПЭ), определил допустимые значения, по результатам анализа были предложены мероприятия по поддержанию устойчивости си...

Анализ тепловых процессов в электрических сетях

В статье рассмотрены способы, направленные на увеличение срока эксплуатации воздушных линий электропередачи на основании оценки их предельно допустимой нагрузки. Также в данной работе рассматривалась надежность анализа динамической допустимой нагрузк...

Сокращение сроков восстановления электроснабжения энергопринимающих устройств при повреждениях на воздушных линиях электропередач

При проведении аварийно-восстановительных работ соответствующей бригадой субъекта электросетевой организации возникает проблематика оперативного определения места технологического нарушения на линии электроснабжения ввиду большой ее протяженности и т...

Внедрение реклоузеров для повышения надежности электроснабжения распределительной сети 6–10 кВ в сельской местности

В данной статье рассматриваются вопросы повышения надежности воздушных распределительных сетей среднего напряжения за счет внедрения децентрализованной автоматизации на базе интеллектуальных автоматических пунктов секционирования — реклоузеров.

Анализ неразрушающих методов диагностики кабельных линий

В данной статье выполнен анализ основных методов неразрушающего контроля состояния изоляции силовых кабелей, которые наиболее часто применяются как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Будут рассмотрены основные принципы методов, а т...

Расчет коэффициентов роста динамики неисправностей на примере оборудования дожимной компрессорной станции

В статье проведен расчет коэффициентов роста динамики неисправностей на примере оборудования дожимной компрессорной станции.

Разработка модели определения уровней шума при работе центральных систем кондиционирования воздуха

В данной работе рассмотрена модель определения уровней шума при работе центрального кондиционера, определяются его шумовые характеристики, уровни снижения звуковой мощности в шумоглушителе, проводится анализ и расчет уровней снижения звуковой мощност...

Моделирование и исследование распределения температурных и скоростных полей

В представленной работе выполнено моделирование и исследование распределения температурных и скоростных полей в здании комплекса металлообработки строительных металлоконструкций, а также в технологическом оборудовании — теплогенераторах горячего возд...

Диагностирование изоляции электрических машин по характеристикам частичных разрядов

В данной работе рассмотрены основы построения изоляции электрических машин высокого напряжения, освещены теоретические основы современных методов диагностирования изоляции статорных обмоток, определена эффективность диагностирования и изложены предло...

Формирование базы правил деятельности алгоритма нечеткого вывода для диагностирования технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электрических двигателей подвижного состава

Целью настоящей статьи является создание математических моделей для комплексной оценки качества ремонта коллекторно-щеточного узла тягового электродвигателя подвижного состава в виде базы правил деятельности алгоритма нечеткого вывода. В результате в...

Задать вопрос