В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфере образования.
Ключевые слова: государственная политика, нормотворчество, образование, обучение, управление, цифровые технологии.
The article deals with the legislation regulating the state educational policy and the sphere of education in general. The author focuses on certain problems of legislation in terms of regulating state policy in the field of education.
Keywords: public policy, rule-making, education, training, management, digital technologies.
Право на образование является одним из основных прав личности, гарантированных на конституционном уровне. Сфера образования, в целом, признается одной из приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Образовательная система находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Однако, модернизация является необходимостью не только для организации образовательного процесса, но и для создания эффективной системы управления данной сферой.
Государственная образовательная политика базируется на нормах действующего российского законодательства во главе с Конституцией РФ (ст. 43, 72, 114).
Специальным законом в исследуемой сфере является ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Данный закон пришел на смену ранее действовавшему Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании». В отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании» ныне действующий ФЗ «Об образовании в РФ» получил иной статус — статус федерального закона.
При разработке ФЗ «Об образовании в РФ» рассматривался вопрос о кодификации законодательства в сфере образования и необходимости принятия кодекса об образовании. Несмотря на то, что правовые нормы в исследуемой сфере не были систематизированы в кодексе об образовании, тем не менее, систематизация образовательного законодательства была проведена. ФЗ «Об образовании в РФ» присущи признаки кодифицированного нормативно-правового акта. Так, в частности, в рамках вышеуказанного закона систематизированы правовые нормы из нескольких правовых актов. Также были разработаны новые правовые нормы. С принятием ФЗ «Об образовании в РФ» прекратили свое действие другие законы [1, с. 140].
Законодательство об образовании находится в совместном ведении федерального и регионального законодателя. К моменту принятия ФЗ «Об образовании в РФ» в субъектах РФ действовала региональная система образовательного законодательства. Принятие вышеуказанного федерального закона привело к необходимости приведения регионального законодательства в сфере образования в соответствие с новым ФЗ «Об образовании в РФ». Так, например, с учетом положений ФЗ «Об образовании в РФ» в 2013 г. в Челябинской области был принят Закон от 29 августа 2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области».
Наряду с законами нормативно-правовая основа государственной образовательной политики также представлена подзаконными нормативно-правовыми актами. Нормотворческие полномочия в сфере регулирования государственной образовательной политики Президент РФ реализует в форме указов, Правительство РФ — постановлений и распоряжений.
В системе органов, осуществляющих управление государственной образовательной политикой, также необходимо выделить следующие министерства и ведомства — Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзор. Данными исполнительными органами управление сферой образования осуществляется посредством принятия приказов.
Наряду с вышеуказанными органами исполнительной власти также можно выделить и другие государственные органы, в ведении которых находятся образовательные учреждения (например, МВД России, ФСИН России и др.).
Управление сферой образования осуществляется не только государственными органами, но также и местными органами власти. По вопросам образования ежегодно на местах принимается множество муниципальных актов (например, Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 октября 2010 г. № 26 «О Положении «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования администрации Сосновского муниципального района»).
При этом, несмотря на большое практическое значение актов муниципального нормотворчества в регулировании образовательной сферы, тем не менее, в качестве самостоятельного элемента правовой основы отношений в сфере образования в ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» они не выделены.
Безусловно, акты муниципального нормотворчества не могут регулировать государственную образовательную политику, прежде всего, потому что органы местного самоуправления не являются государственными органами. Однако, в целом, сферу образования данные акты все-таки регулируют, на что законодателю необходимо обратить внимание. На основании изложенного, признаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» следующими словами: «нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
Внесение вышеуказанных дополнений в нормы федерального законодательства позволит придать муниципальным нормативно-правовым актам статус самостоятельного источника образовательного законодательства.
Правовые основы государственной образовательной политики за последние три года подверглись значительным изменениям, связанным с переходом на дистанционный формат обучения.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, потребовала значительных изменений в организации учебного процесса в 2020 и 2021 г.г. Охватившие весь мир противовирусные меры, так или иначе связанные с социальным дистанцированием, обусловили перевод в удаленный интерактивный режим как учебных занятий, так и связанных с ними мероприятий (вступительных испытаний, промежуточной и итоговой аттестации, защиты выпускных квалификационных работ и так далее). Данные обстоятельства потребовали пересмотра значительного числа соответствующих нормативных положений и формирования нового порядка организации учебного процесса, равно как и научных мероприятий и даже защит диссертаций на соискание ученых степеней [2, с. 106].
В ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ», регулирующую реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, дважды вносились изменения — в 2019 г. и 2021 г.
Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению образовательных программ, по которым может проводиться обучение в таком формате. В 2020 г. Правительством РФ было принято Постановление от 07 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды».
Несмотря на проведенную модернизацию российского законодательства в исследуемой сфере, тем не менее, на практике образовательные организации столкнулись со множеством проблем. Как показала практика одной из основных проблем стала неготовность многих преподавателей к проведению онлайн-занятий со студентами. Не все преподаватели могут на высоком уровне использовать цифровые технологии в процессе обучения. Данная проблема возникла, прежде всего, из-за того, что занятия по повышению квалификации в указанном направлении на местах не были своевременно проведены [3, с. 60].
Также на законодательном уровне не были пересмотрены условия труда педагогических работников и гарантии их трудовой деятельности, предусмотренные на уровне норм ТК РФ. Прежде всего, необходимо отметить, что дистанционное обучение негативно сказывается на здоровье педагогов, в первую очередь, на зрении. Традиционный формат обучения не предполагает длительного и непрерывного нахождения педагогического работника перед компьютером. В дистанционном обучении — это необходимость. В этой связи, необходимо рассмотреть вопрос о дополнении главы 52 ТК РФ самостоятельной статьей, предусматривающей компенсации педагогическим работникам, осуществляющим трудовую деятельность в дистанционном формате обучения.
Таким образом, в основе проводимой в России государственной образовательной политики, находится прочная законодательная основа, во главе с Конституцией РФ. Специальным законом, регулирующим государственную политику в сфере образования, является ФЗ «Об образовании в РФ». Несмотря на детальную правовую регламентацию государственной образовательной политики в нормах российского законодательства, тем не менее, остаются неразрешенными некоторые проблемы. Предложенные в рамках проведенного исследования рекомендации, позволят разрешить выявленные проблемы и усовершенствовать законодательство РФ в сфере регулирования государственной образовательной политики.
Литература:
- Балынская Н. Р. Практические механизмы осуществления государственного управления в сфере образования // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 140–148.
- Костишина С. А. Актуальные проблемы использования цифровых технологий в системе современного образования // Научные известия. 2022. № 27. С. 106–109.
- Панина Е. А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). С. 60–68.