В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : креативное мышление, дети, методы
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности. Термин «функциональная грамотность» впервые прозвучал на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности, проводимой под эгидой ЮНЕСКО (Тегеран, 1965г.).
Определение «функциональной грамотности» предлагалось многими авторами в академических, психолого-педагогических кругах (А. А. Леонтьев, О.Бранд,М. Ю. Олешков, В. М. Уваров и др.), но до сих пор нет единого мнения относительно дефиниции и использования данного понятия.
Наиболее актуальной в изучении вопроса функциональной грамотности является разработка критериев оценки и оценка уровня развития функциональной грамотности. В ходе работы над проектом «Мониторинг формирования функциональной грамотности», проводимой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», определены основные направления формирования функциональной грамотности:
— математическая грамотность
— читательская грамотность
— естественнонаучная грамотность
— финансовая грамотность
— глобальные компетенции
— креативное мышление
Креативное мышление-способность человека продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания и/или эффективного выражения воображения.
Развитие креативного мышления ребёнка — важная составляющая работы каждого образовательного учреждения. На современном этапе эффективность работы образовательного учреждения определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность, готовит его к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
МАОУ детский сад № 49 «Весёлые нотки» осуществляет образовательную деятельность на основе основной общеобразовательной и адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа всех специалистов по реализации программ строится с учетом индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. У таких детей, по данным Т. В. Егоровой, В. И. Лубовского, Т. Д. Пускаевой, У. В. Ульенковой, отставание мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления. Неравномерно развиваются у таких детей и виды мышления. Исследователи обнаружили, что процесс анализа объекта протекает у данной категории детей на более низком уровне, чем у нормально развивающихся детей. Дети выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Проявляется в разных формах и инертность мышления. Так, при обучении у детей формируются малоподвижные, косные ассоциации, которые не поддаются перестройке. Дети с ОВЗ испытывают трудности при необходимости сосредоточиться на поиске решения проблемы, что связано, в том числе, со слабым развитием у них эмоционально-волевой среды. В связи с этим часты колебания уровня работоспособности и активности, смена «рабочих» и «нерабочих» состояний.
Однако у наших воспитанников достаточно велика потребность проявлять себя в творчестве. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде. И тогда на помощь педагогу приходит технология ТРИЗ. Главной задачей работы является формирование у дошкольников креативного мышления , т. е. воспитаниетворческой личности , подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Данная методика учит детей решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески , нестандартно и смело. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли воспитанников в нужное русло.
Задачами, решаемыми педагогами в рамках ТРИЗ-технологии, являются:
— обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач ;
— обучение инициативности и самостоятельности воспитанников;
— воспитание творческой личности , умеющей находить нестандартные ответы на любые вопросы.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно. При этом на каждом этапе педагог ставит перед собой различные цели:
Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
Цель второго этапа — учить детей фантазировать и изобретать.
Цель третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
Четвертый этап — применение полученных знаний на практике при выходе из сложной ситуации, используя нестандартные, оригинальные решения проблем.
Рассмотрим подробнее методы, на которых базируется работа с детьми.
1. Типовое фантазирование. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Он основан на приёмах:
— уменьшение-увеличение объекта
— наоборот
— оператор времени
2. Мозговой штурм. Предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Темы мозгового штурма зависят от возраста и жизненного опыта детей. Педагог организовывает работу с соблюдением правил мозгового штурма:
— исключение всякой критики;
— поощрение самых невероятных идей;
— большое количество ответов, предложений;
— чужие идеи можно дополнять и улучшать.
Результаты мозгового штурма находят отражение в продуктивной деятельности.
3.Метод «Синектика». Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Для развития творческих способностей детей используют аналогии:
а) личностная аналогия (эмпатия), когда ребенку предлагают представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет — аналогия стрекозы, подводная лодка — аналогия рыбы и т. д.). Дети самостоятельно находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
в) фантастическая аналогия, когда решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке; т. е. игнорируются все существующие законы
Метод «Синектика» проводится в паре с мозговым штурмом.
4.Метод фокальных объектов. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Данный метод способствует снятию психологической инерции, развитию воображения, фантазии; формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом. Примерные темы МФО:
— видоизменение или улучшение реального объекта;
— знакомство детей с новым объектом;
— создание рассказа или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
— анализ художественного произведения
5.Метод противоречий. Использование этого метода позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.
Эти и другие методики педагог реализует посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес, позволяющих сосредоточиться на выполнении игрового задания.
Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволяет качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность педагогического труда. Воспитанники с ОВЗ сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи. На выходе из детского сада мы получаем ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Всё это предоставляет детям возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Литература:
- Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 23.01.2020).
- Доклад Г. Ковалевой, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России. Ссылка на полный материал .
- Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. —2015. —No4. —С. 3–6.
- Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.