Рассмотрены теоретические подходы к основам понимания ассертивности как многокомпонентного качества личности. Выделены основные компоненты в структуре ассертивности, признаваемые в сегодняшней науке.
Ключевые слова: ассертивность, аффективный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент
Исследованию ассертивности посвящено немало работ в отечественной и зарубежной науке, и мы в своем теоретическом изыскании попытались выделить основные, уже общепринятые, взаимосвязанные компоненты. Во-первых, примем во внимание, что не существует однозначного понимания самого понятия «ассертивность», его структуры и составляющих компонентов. В зависимости от типа исследования автора, его философских взглядов и концепций на процесс осмысления проблемы, теоретико-методологических подходов к изыскательной деятельности и выбранного направления работы в психологической практике, точка зрения на внутренние составляющие структуры ассертивности, процесс ее формирования в онтогенезе, и даже модель коррекции, будет меняться. Однако, можно выделить общий взгляд на проблему: ассертивность — есть структурное образование личности.
Какие же компоненты можно включить в структуру ассертивности?
Несомненно, первый компонент — компонент поведенческий. Само изучение ассертивности началось с его выделения как важного качества, раскрывающегося в поведении человека: работы А. Солтера, затем Дж. Вольпе, А. Лазаруса ассертивность рассматривали как способ эффективного поведения в социуме, противоположный агрессивности и пассивности. Р. Ульрих (1978), Р. Мэй (2001) акцентируются на настойчивости, А. Ланж и П. Якубовски (1976) проводят параллель между понятиями «уверенность в себе» и «ассертивность», К. Рудестам (1976) рассматривает ассертивность как способ социального взаимодействия.
Постепенно, ученые стали добавлять к поведенческому компоненту ассертивности новые составляющие. Х. Уолкер и С. Мак-Коннел (1995) включили эмоциональную составляющую в понятие «ассертивности», Д. Гелдард и К. Гелдард (1999) выделяют высокую самооценку, как составляющую ассертивности. A. A. Леонтьев определяет ассертивность, как стабильную личностную характеристику, в составе которой высокая самооценка и доверие. Он выделяет «следующие структурные компоненты: поведенческий, когнитивный, эмоционально-ценностный и личностный» [1,2].
И. В. Попова, определила ассертивность как интегральное свойство личности, которое проявляется в поведении, эмоционально-волевой деятельности и когнитивной сфере [3]. В. А. Шамиева, определяет структуру ассертивности, включающую когнитивно-смысловые, аффективные и поведенческие компоненты [5]. И. В. Лебедева выделяет детерминанты ассертивности: мотивационные характеристики и ценностно-смысловые жизненные ориентиры личности [1]. В. Л. Оганян, рассматривая формирование ассертивности у подростков обращает внимание на ее интегративное свойство [3]. Ю. В. Шильцова в своей научной работе включает в ассертивность следующие компоненты: когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий [6].
Таким образом, несомненно, что в структуре ассертивности прочно закрепились три составляющих компонента: поведенческие навыки, как основной способ проявления внутренних качеств личности, эмоциональные реакции, как способ отражения, а также смысловые, ценностно-мотивационные характеристики человека.
Как структурное качество, ассертивность должна содержать в себе взаимосвязь компонентов. Чем качественнее и прочнее связи между компонентами ассертивности, тем ярче ее выраженность в человеке. Для практического изучения ассертивности и ее взаимосвязей необходимо выделить определенные критериальные показатели.
В поведенческом компоненте такими показателями могут выступать: выбор копинг-стратегий в различных ситуациях, модель поведения в конфликтных ситуациях, степень проявления автономности и самостоятельности, настойчивость в достижении цели, развитость коммуникативных навыков и т. п.
Аффективная составляющая ассертивности может включать в себя весь спектр эмоционально-чувственного восприятия человека, например, уровень тревожности или ощущение счастья, как ярко выраженные чувства. Способность выражения своих эмоций, эмпатичное принятие себя и другого человека, доверительность в отношениях, также могут выступать критериальными показателями.
Смысловой или ценностно-мотивационный компонент ассертивности, в нашем исследовании мы определяем — когнитивный, может затрагивать не только ценностно-мотивационную сферу человека, как движущую направляющую силу его развития, но и способность к интроекции, анализу себя и ситуаций, осмыслению своего предыдущего опыта и прогнозированию своих дальнейших действий, внутренним закрепленным установкам в отношении себя, окружающих и мира в целом. Показателями наполняемости когнитивного компонента можно считать самооценку, мотивацию на успех, открытость, проявление гибкости мышления, отсутствие жестких иррациональных установок в отношении себя, мира или других людей, наличие позитивных установок.
Выделенные критериальные показатели не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик данных компонентов в структуре ассертивности, но они являются наиболее значимыми для изучения. Практическое доказательство выявленных взаимосвязей между этими компонентами поможет более полно сложить картину ассертивности как структурного качества.
Литература:
- Лебедева, И. В. Психологические детерминанты ассертивности личности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / Попова Ирина Викторовна; Сибирский гос. технол. ун-т. — Красноярск, 2014. — 12 с.
- Леонтьев, А. А. Ассертивность. Общение и деятельность общения [Текст] / А. А. Леонтьев Р. Харре, М. Аргайл, А. Фернхэм, Д. А. Грэхем. — СПб.: Питер, 2008. — С.160–215.
- Оганян, Л. В. Формирование ассертивности подростков-воспитанников кадетской школы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук: 13.00.01 / Оганян Лилит Вилямовна; Московский гос. гум. ун-т им. Шолохова. — Москва, 2012. — 26 с.
- Попова, И. В. Особенности ассертивности в подростковом возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.13 / Попова Ирина Викторовна; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. — Санкт-Петербург, 2011. — 26 с.
- Шамиева В. А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / В. А. Шамиева; Дальневосточный гос. университет путей сообщения. — Хабаровск, 2009. — 274 с.
- Шильцова, Ю. В. Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 / Шильцова Юлия Вячеславовна; Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования — Москва, 2012. — 23 с.