Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Р. Р. Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками / Р. Р. Абдуллаева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 225-226. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99050/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: подвижная игра, воспитание, взаимоотношения, функции игры.

Особенностью общего образа жизни старших дошкольников является постоянно растущая потребность в самостоятельности в поведении, организации и деятельности. Организованность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в знании правил, способности следовать общим правилам и требованиям группы, готовности работать вместе для достижения общих целей, координации своего поведения и взаимно согласованном распределении обязанностей. Организационное поведение помогает детям из разных части класса детского сада найти свое место и прояснить свою роль в группе, а также благоприятствует целенаправленному поведению детей.

Игра — самый важный вид деятельности в детстве, поэтому она играет важную роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личностных, моральных и спонтанных качеств детей дошкольного возраста, и через игру они могут реализовать свою потребность влиять на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это большое светящееся окно, через которое психический мир ребенка излучает живые идеи и мысли об окружающем мире». Игра является самым важным видом деятельности в раннем детстве и поэтому играет важную роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личностных, моральных и спонтанных качеств маленьких детей и помогает им осознать свою потребность влиять на мир через игру. Советский педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это большое светящееся окно, через которое мир души ребенка излучает живые идеи и мысли об окружающем мире». Игра — это искра любопытства и любознательности» [1]. Ф. Лесгафт, основатель российской системы физического воспитания, также придавал большое значение игре. Определяя игру как упражнение для подготовки детей к жизни, Ф. Лесгафт писал, что «игра движением — это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий в связи с правилами, обязательными для всех играющих» [2]. В нем говорится: «Игра — это физическая активность, которая готовит детей к жизни», по мнению Э. Я. Степаненковой, «подвижная игра — это форма отдыха, развлечения, тренировки и развития умственных и физических сил, также это относительно самостоятельная деятельность детей, удовлетворяющая их потребности [3]. В. Шмонина считает, что «игра на свежем воздухе — это средство пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития навыков мышления и приобретения ценных нравственных и спонтанных качеств», часто хорошо подобранная и направленная игра является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста. Сила влияния игры на целостное развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе, энтузиазме, способности к большим усилиям и высокой работоспособности, которые дети испытывают в игре.

Я. А. Коменский считает, что воспитательное значение игр и развитие физических упражнений помогает детям развивать целостность, порядок в группе. Т. С. Блощицына уделяет внимание проблеме формирования детских взаимоотношений и основывает ее на участии детей в играх на свежем воздухе. Проанализировав объективную структуру таких игр, автор классифицирует типы игр на три категории: игры со структурой, в которой доминирует индивидуальное поведение участников, где приоритетом является следование правилам; игры, в которых несколько участников должны объединиться для выполнения совместных действий; и игры, в которых существуют и соревнуются противоположные стороны. В документе описывается методика, направленная на то, чтобы помочь детям развить представления о согласовании интересов, взаимопонимании, ведущем к успеху, ответственности за правильность поведения каждого игрока по отношению к «команде», необходимости взаимной поддержки, чуткости и отзывчивости по отношению к сверстникам.

Таким образом, игра является средством социализации детей. Для детей игра — это как разговор со взрослыми. Игра способствует самореализации ребенка. Игра обеспечивает физическое, эмоциональное и социальное пространство для детей. Он включает в себя комплекс «Я«, в том числе самовыражение, саморегуляцию, самоопределение и самоисцеление. Функция общения: игра невозможна без общения, которое является основным источником энергии. Она объединяет молодых и пожилых людей и помогает им найти общий язык. Она учит их ладить друг с другом, отпускать, слушать своих друзей, продолжать вести себя, помогать, уважать существующие правила и собственные желания и является прообразом групповой деятельности. Дети учатся понимать и уважать других и справляться с препятствиями. Они проявляют интерес к игре, потому что если вы не будете следовать правилам, вас не пригласят в следующий раз. Существует два типа отношений. Есть соревновательный тип — между командами партнеров с противоположными целями (один выигрывает, другой проигрывает), а есть истинное сотрудничество между членами одной команды. Такое сотрудничество позволяет детям выйти за пределы ситуации и проанализировать ее, как если бы они смотрели на нее со стороны. Например, предположим, что дети играют в мяч. Дети бегут, чтобы не пострадать, но они также должны заботиться о своих друзьях. Игра может помочь детям диагностировать свои сильные стороны, способности и индивидуальность. Другими словами, игра побуждает детей к самопознанию. Игра часто используется педагогом для гармонизации психологического развития ребенка, предупреждения отклонений и разрешения конфликтов, которые неизбежно возникают в психике ребенка, пока они не переросли в устоявшиеся комплексы. Игра — это как спасательная шлюпка, которая защищает хрупкую психику ребенка от сильных переживаний повседневной жизни. Дети интуитивно используют игру в качестве психотерапии для снятия страха, стресса, эмоционального и интеллектуального напряжения. Дети не только играют, но и рассказывают нам, что им нравится, что их беспокоит, какие переживания или проблемы требуют быстрого решения. Во время игр дети используют громкие звуки, смех, приседания, резкие движения и быструю ходьбу. Ребенок не устает от игры. Они счастливы и расслаблены. Игра помогает выработать защитные механизмы, сильную ментальную и эмоциональную разрядку и, следовательно, положительные эмоции. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и счастливее будет его мир и тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни. Азарт игры вызывает уникальное физиологическое состояние во всем теле ребенка и приводит к спортивным достижениям, которые не могут быть достигнуты ни в какой другой ситуации, кроме игры.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сухомлинский В. А. // Москва: Политическая литература, 1982. С. 270.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П. Ф. // Либроком, 2010. С. 216.
  3. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова //. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2009. С. 60.
  4. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание, 2011. № 8. С. 40–44.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, окружающий мир, вид деятельности, дошкольный возраст, подвижная игра, свежий воздух, советский педагог, старший дошкольный возраст, эффективное средство формирования.


Похожие статьи

Подвижная игра как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6 лет

В статье авторы описывают подвижную игру как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6-летнего возраста.

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада

В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Похожие статьи

Подвижная игра как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6 лет

В статье авторы описывают подвижную игру как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6-летнего возраста.

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада

В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Задать вопрос